Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Роль личности в истории. Проблема исторического субъекта

 

Исторические субъекты: понятия народ, масса, толпа.

1. Народ, варианты смысла:

· все население определенной страны

· трудящееся население, непосредственный производитель материальных и духовных ценностей

· организованное целое, имеющее единую психологию (менталитет), культуру, язык, обычаи. Устойчивая общность людей со своими «этническими интересами». Синоним - нация - исторически сложившаяся (на основе общности территории, жизни, языка, духовного склада, некоторого биологического своеобразия) общность людей со своеобразной культурой.[9]

2. Масса:

· Ортеги-и-Гассет: множество людей без особых достоинств.

· Ясперс: люди, ничем не связанные друг с другом, но в своем сочетании представляющие некое единство, люди, связанные воспринятыми словами и мнениями, в процессе формулирования общественного мнения.

· Б. А. Грусшин в работе «Массовое сознание» (1987): «массы - ситуативно возникающие (существующие) социальные общности - вероятностные по природе, гетерогенные по составу, статистические по выражению. Он же различает виды масс: 1) большие и малые; 2) устойчивые и неустойчивые; 3) сгруппированные и не сгруппированные; 4) контактные и дисперсные;[10] 5) спонтанные и организуемые.

3. Толпа - понятие, близкое к массе, но резко отличающееся от народа:

· неорганизованность

· стадность

· стихийность, увлекаемость

· недолговечность, деструктивность

 

Делает ли отдельная личность историю? История - единство объективного и субъективного. Н. К. Михайловский решающую роль в истории отводил герою, увлекающему массу за собой на любое дело. Другой русский философ - П. Л. Лавров - отдает приоритет критически мыслящим личностям. Подобные представления разделяют и другие идеалистически мыслящие философы (если идеи правят миром, то верховенство принадлежит тем, кто их выдумывает). К. Маркс впервые предложил, что историю творит непосредственный производитель, чьи производственные отношения постепенно эволюционируют независимо от отдельных представителей класса производителей. Конечно, понятие «выдающейся личности» следует трактовать шире, не ограничивая сферой политики.

Гегель - полагал, что именно в деятельности великих людей реализуется некое всеобщее (имеющее историческое значение), так как именно эти личности вступают в противоречие с уже сложившимися порядками. Великие люди появляются в момент «созревания» противоречий между старым и новым и разрешают их, после чего, выполнив миссию, быстро сходят со сцены. Возвращаясь на российскую почву, - Н. Г. Чернышевский полагал, что выдающаяся личность должна исходить, прежде всего, из общественных интересов. Г. В. Плеханов - акцент на общественных условиях. Снова вдали от России - К. Ясперс считал, что выдающаяся личность - та, которая чувствует свою ответственность за свободу других. Пытаясь обобщить размышления великих по этом поводу, философы сегодня полагают что великую личность формируют три фактора: 1) задатки; 2) обстоятельства; 3) положение в обществе.

М. Вебер ввел понятие «харизма», чтобы несколько прояснить проблему взаимодействия великой личности и массы. Вебер различил три вида легитимной власти: 1) с опорой на авторитет нравов - традиционное господство (в патриархальном обществе); 2) на авторитете «внеобыденного личного дара» - харизмы - харизматическое господство; 3) легальное господство. Харизма - преданность харизме означает, что такой человек считается внутренне призванным руководителем людей. На харизматических свойствах лидера основывается культ личности.

По С. А. Токареву, можно разграничить две стадии культа вождей: 1) в доклассовом общественном строе - на первом месте сверхъестественные качества вождя, обеспечивающие благополучие всей общины; 2) в классовом (древнем) обществе вождь уже как деспот-повелитель обладает божественностью, как авторитетом верховной власти в принципе, дополнительно подкрепленным физически. Деятельность государства, приобретая сверхъестественный характер, персонифицируется в лице верховных правителей.

Гносеологические корни понимания истории как истории великих людей: 1) культ правителя или схожие религиозные представления; 2) абсолютизация роли личности в истории; 3) история рассматривается как дискретный процесс (прошлое, настоящее и будущее оторваны друг от друга) - новый правитель как бы заново начинает историю.

С торжеством капиталистических отношений культ харизматичной личности появляется только в исключительных обстоятельствах. Таким образом, развитым обществам это явление менее свойственно.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Вопрос 20. Познание как предмет философского исследования: формы, уровни, методы | Культура как предмет философского исследования. Основные подходы к определению культуры. 35. Культура и цивилизация

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 215; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.