Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Культура как предмет философского исследования. Основные подходы к определению культуры. 35. Культура и цивилизация

 

Культура: 1. Материальная культура; 2. Духовная культура.

Двойственная материально-духовная природа человека. Духовная сторона человека возникает на основе его практической деятельности. Генетическая связь духа с практической деятельностью никогда не прерывается. Любое духовное образование должно материализоваться во что-то предметное - объективация.

Духовная культура - всегда уникальна, неповторима, интересна. Культура- способ проявления сущностных сил человека, его физических и духовных потенций. Генетически культура возникает раньше цивилизации. Важнейшая роль культуры - социализация индивида. Общество прямо формирует у человека элементарные духовные потребности. Отношения людей в духовной сфере складываются вокруг духовных ценностей, передающих социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм, образов, догм). Какая-то часть общества постоянно (профессионально) всегда занята в духовном производстве, формирующем:

· идеи, теории, образы, духовные ценности

· духовные общественные связи индивидов

· самого человека, поскольку он отчасти и духовное существо

Специфика духовного производства: производятся идеальные образования для всеобщего пользования. Духовный труд - всеобщий и наиболее эффективный. Духовная деятельность самоценна (не нуждается в результатах - важен процесс удовлетворения от сотворения душевного мира).

Философия эксплицирует наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории. К последним относятся такие универсальные понятия как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное – необходимое, целое – часть, элемент – структура… Среди самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической обработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию. Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека – практические, познавательные и ценностные; отсюда и название различных разделов философии: праксиология (деятельный), гносеология (познание), аксиология (ценный).

Помимо функции экспликации «универсалий» философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации – перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.

Разработка обобщенных идей и представлений с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. В процессе исторического развития база философских обобщений меняла свой вид, охватывая все более обширные опытные, а затем и теоретические знания. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта, знаний вкупе с силой теоретической, поднимающейся над частностями мысли способствовали формированию общих концепций. Базис для философских обобщений существенно обогащался по мере развития, углубления конкретно-научных знаний. Таким образом философия стремилась к рационализации, выражению в общих понятиях всевозможных форм человеческого опыта, идей, представлений. Выполняя эту функцию, философия как бы стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт.

К этому примыкает важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем, они стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критической «селекции», аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи последующим историческим периодам.

 

Пример культурологического подхода к истории цивилизаций - историософия Освальда Шпенглера. Каждая культура, согласно его теории, существует изолированно, появляется и погибает (8 культур: индийская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская), переживая стадии, аналогичные возрастным - детство, юность, возмужалость, старость. Как полагал Шпенглер, на пике своего развития культура приводит к возникновению цивилизации, которая, в свою очередь, приводит к сосредоточению культуры в больших городах, что, в конечном счете, ведет разрушению единого культурного пространства и к гибели культуры (бездушный город, оглупевшая провинция), а следом за ней - и цивилизации.

Большинство великих философов, впрочем, фактически отождествляли культуру с цивилизацией или наделяли их диалектической взаимосвязанностью. Так, «жизненный порыв нации» у Тойнби, несомненно относится к понятиям, характеризующим духовную культуру, но не отделяется от понятия «цивилизация», а скорее предстает как один из аспектов последнего.

Надо отметить, что философские концепции, абсолютизирующие роль духовного фактора, тяготеют к идее всеобщности исторического процесса. Так, ни неповторимых «цивилизаций», ни уникальных «культур» нет ни у Гегеля, ни у Ясперса, хотя последний и выделял античность из общего ряда центров цивилизации осевого времени (Греция, Индия, Китай).
№ 36. Проблема человека в философии. Сущность и природа человека.

 

Под философией человека понимают учение о природе человека. Философы античности длительное время рассматривали человека как образ космоса, как "малый мир", микрокосм. Человеческое и природное постоянно отождествлялось.

Платонизм– существенный шаг вперед представлений о человеке. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа принадлежит к бестелесному - "идеи". Человек – носитель внеличного духа.

Аристотельнастаивает на единстве души и тела. Душа принадлежит телу. Т.о., природа человека двойственна.

Вхристианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа – дуновение бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца (сердце упоминается, например, в Ветхом Завете – 851 раз). Все готово для появления великой троицы: разума сердца и воли – 3-х составляющих внутреннего мира человека. Главное размежевание внутри христианства происходит не столько между телом и душой, сколько между плотским и духовным.

Философия Ренессанса – человек как автономное существо, как живая целостность . единство души и тела – это преимущество человека перед другими созданиями. Человек – чувственное тело с характерными для него многочисленными эстетическими достоинствами.

В новое времяДекарт(1596-1650):мышление – единственно достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме – важнее сердца. Разум господствует над страстями. Человек – это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, душа – мыслит. Содержание души – сознание.

Кант(1724-1804):человек тоже двойственен. Он принадлежит к миру природы, где властвует естественная необходимость, так и миру свободы. Специфика человека определяется его трансцендентальностью (априорные формы познания, организующие опытные данные) и нравственной свободой поведения.

Немецкий романтизм: к. 18 – н. 19 вв. ~ возвращение к Ренессансу. Сфера эмоциональных чувств уравновешивается мышлением и выше нее (мышление - сон чувства). Гердер(1744-1803) и Гегель(1770-1831) развивают идею историчности человека. Для Гегеля человек – носитель общезначимого духа; субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Фейербах(1804-1872)в Германии, Чернышевский(1828-1889)в России возвращают человека в центр философских изысканий. Человек рассматривается как чувственно-телесное существо.

Маркс(1818-1883):определяющее в человеке – труд. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности.

Философия жизни (Дильтей(нем.,1833-1911), Ницше(1844-1900)).– видит специфику человека в феномене жизни, которая либо сильно сближается с органическим, биологическим (часто у Ницше и Бергсона(фр., 1859-1941)), либо истолковывается в культурно историческом смысле (Дильтей). Здесь главное – внемыслительные способности человека: 1) чувство (Гаман, нем., 1730-1788), 2) воля (Шопенгауэр(1788-1860)), 3) интуиция (Бергсон).

Часто сознанию противопоставляется бессознательное как глубинный источник человеческого поведения – Фрейд(1856-1939). Он возвышает бессознательное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого – в бессознательном (человек не отдает ему отчета).

Экзистенционализм (учение о человеческом существовании как нерасчлененной целостности объекта и субъекта): обеспокоен подлинностью индивидуального человеческого существования. Ищет свободу как от природного, так и от всех других безличностных сил. Отвергает диктат объективного идеализма, материализма и сциентизма (учение, где главное наука). Главное - долговременные чувства (не просто чувства, а процесс чувствования).

Феноменология Гуссерля(1859-1938):хочет преодолеть замкнутость личности, а потому переживание считается ориентированным на внешний мир. Человек существует не отдельно, а в мире. Кассиер понимал человека в мире как манифестацию человека в языке, труде, религии. Человек – существо, которое создает символы самого себя. На основе Гуссерля через работы Шелера и Плеснера в 1928 в Германии возникла философская антропология – дисциплина, которая занимается проблематикой человека. Задача ее – на основании частных наук – биологии, психологии, социологии создать цельное понятие о человеке.

Выводы (5):

1.Человек 1)уникален (венец природы – нет равных), 2)универсален (ему ничто не чуждо – ни космос, ни грубые инстинкты)

2.Универсальность его – соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир – внутренняя доминанта (символизируется в разных формах: игре, труде…). В итоге человек существо социальное.

3.Он – единство частей. Человек – сочетание биологического, действующего, разумного, чувственного.

4.Существо историческое – и как таковое стремится органично внедриться в будущее. Он о нем волнуется.

5.Ему не избежать ответственности перед самим собой – выход он видит в синтезе гуманистских позиций и идеалов, равно как и в их обновлении.

Человек столь многообразен, что постижение его природы не сиюминутно!

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Роль личности в истории. Проблема исторического субъекта | Мораль, ее исторические формы. Мораль и право

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 160; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.