Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Мораль, ее исторические формы. Мораль и право
Мораль - система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. 1. Мораль формируется естественно, стихийно. 2. Мораль - проявление коллективной воли людей. 3. Требования к индивиду в моральном сознании - это элементы структуры нравственного сознания. Особенности нравственного сознания: 1. Всеобъемлющий характер морали - моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. 2. Внеинституциональность морали - мораль не является сферой организованной деятельности. 3. Мораль императивна - апеллирует не к целесообразности, а к долгу. Функции морали (социальная роль морали): 1. Регулятивная - поведения людей в обществе; саморегулятивная - поведения индивида. Мораль опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных средств существования, когда у него есть элементарная возможность предпочесть один поступок другому. Уникальность моральной регуляции: 1) не требует организационного подкрепления; 2) осуществляется через усвоение индивидом норм и принципов его поведения в обществе. 2. Оценочно-императивная - разделение социальных явлений на «добро» и «зло» и оценка любых проявлений общественной жизни, а из оценки следует императив индивиду. 3. Познавательная - поиск человеком наиболее совершенных путей развития себя и общества. Состояние нравов - самодиагностика общества, его самопознание. 4. Другие функции: 4) воспитательная; 5) ориентирующая; 6) прогностическая; 7) коммуниактивная. Исторические типы морали (мораль социально-исторически обусловлена): 1. Первобытная мораль: непосредственный коллективизм, безусловная взаимная поддержка, уравнительное равенство. Нормы поведения еще не обособились как самостоятельная форма сознания. Их соблюдение - результат естественно-родовой необходимости (это еще не мораль). 2. Раннеклассовая мораль: набор добродетелей, формирующих совершенную личность; возникает антитеза сущего (то, что есть) и должного (то, что должно быть); абстрагирование норм; противостояние реально практикуемым нравам. Мораль - высокие идеалы и строгие императивы. Нравственность - житейские принципы со смягченными императивами. Обожествление норм морали. 3. Средневековая мораль: центр тяжести моральной регуляции перенесен с внешних, принудительных норм на внутренние (совесть). Религиозность - христианская мораль. Представление о нравственной автономии и ответственности личности. Сословно-корпоративный характер и ритуализированно-этикетная форма морали, применения отношения отцов и детей как основного ценностного шаблона. 4. Буржуазная мораль: светская и всемирная - первая универсальная мораль. Яркий индивидуализм, эгоизм (самореализация непременно за чужой счет). Смысловой стержень - культ разума.
Право - социальный институт, регулирующий и контролирующий поведение индивидов, заключающий это поведение в рамки и формы, приемлемые для общества в целом. В отличие от морали, право - «минимум нравственности» - юридически закрепленный минимум добра, чтобы избежать известной доли зла, с целью достижения личной свободы и общего блага. Сущность права. 1. Традиционный подход - право есть закон - нормальная, «житейская трактовка». Т. Гобс, например, определял право как приказ верховной власти, а закон - как действующее право. 2. Либеральное понимание права. Сформулировано в трудах И. Канта, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ч. Беккариа и др. В праве первичны права и свободы человека. Руссо: разница между всеобщей волей (реализуется в праве) и волей всех. Идея естественных прав и свобод человека. Таким образом, традиционный подход наделяет право функцией поддержания правопорядка, сохранения устойчивости, стабильности, нерушимости правоотношений в государстве. Либерально-просветительский подход утверждает, что только соблюдение прав и свобод отдельной личности гарантирует общее правовое состояние общества. Особенности развития права: 1. Объективный, естественноисторический характер. 2. Классовый (сословный, кастовый и т. п.) характер. 3. Тесная связь с государством. Правовой порядок - возможность для индивида реализовать свои интересы и притязания в цивилизованной форме. Право выступает мерой свободы индивидов. Осуществление правовых принципов равенства и свободы равно третьему правовому началу - справедливости. Два вида социальной справедливости - распределяющая (каждому по...) и уравновешивающая (соблюдение равенства взаимных предоставлений и получений, связывающих субъектов права). Право в этом смысле - социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности. Концепция правового государства: 1. категорическое соблюдение основных прав и свобод личности 2. верховенство закона 3. разделение властей Правосознание - представление социальной группы или индивида о праве и обеспечивающих его существование институтах - государственности, правосудии, законности. Правосознание состоит из «практического» сознания (фактическое знание индивидами права, проявляющееся в стремлении следовать правовым стандартам поведения, соотнесении законов с нравственными требованиями) и теоретико-идеологического уровня (сфера профессионалов - рационализм).
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 230; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |