Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Человек как целостность

Если воспользоваться результатами изысканий Хоружего, то мож­но сказать, что первое существенное новшество Паламы заключалось в обосновании человеческой целостности. Он принимает идущее от Пла­тона деление человека на тело, дух и душу, но считает его чисто функци­ональным; онтологически все эти части находятся в равном отношении к Богу. Человек, таким образом, является первичной онтологической ре­альностью.

Отсюда у Паламы возникает новое отношение к телу. "Устремлен­ность к Богу" мыслится им не как умерщвление плоти, а как сознатель­ное стремление к гармонии души и тела, тела и духа. Средством дости­жения этой гармонии мыслилась "внешняя аскеза". "Тело совокупно с умом и душою проходит евангельское поприще", - так Палама поясняет жизненный смысл аскетизма.

Отношение исихастов к телу вызвало негодование Варлаама. Он язвительно назвал их "душевнопупыми", то есть помещающими душу в область живота. Для Варлаама тело не обладает никакой духовной цен­ностью, оно есть мертвый груз души, ее обуза. В истолковании жизнен­ной значимости тела Варлаам следует классическому платоновскому пониманию и потому не принимает воззрений Паламы. По этой же при­чине паламизм не был воспринят западными богословами.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Исихазм: православная концепция человека | Разум и мудрость

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 181; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.