Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Понятие экзистенциализма

Попытаемся здесь определить, что такое экзистенциализм. Достаточно вспомнить некоторые наиболее общие черты, которые необходимы для рассмотрения последующих вопросов. Экзистенциализм наилучшим образом понимают как последнюю стадию вступившего в кризис современного иррационального движения. Уже с конца 18 столетия и с тех пор в возрастающей степени утрачивалась вера в разум как несущий принцип мира и жизни. Но насколько далеко тем самым духовный мир был вообще лишен своего несущего фундамента, оставалось долгое время сокрытым, т.к. обманчивый энтузиазм жизни полновластно увлекал людей. Как только этот романтический дух рухнул под влиянием огромных политических потрясений, которые привели к двум мировым войнам, последствия этой потери выступили в их совершенно голой ясности: каждое жизненное отношение (Lebensbezug) выходящее за пределы отдельного человека, которое могло бы дать ему опору, каждый жизненный смысл, который мог бы ему указать цель, оказывался иллюзорным, и мир, с ранее не известной угрозой выступил по отношению к человеку как чуждый(unheimlich) и опасный. Человек осознал себя в некой безнадежной потерянности, повсюду обреченный на проникающее в него разрушение. При этом речь шла даже не только об ужасающей бездонности внешнего мира, но и также, возможно еще более угрожающих глубинах (Untergund) собственной души. “Неукрытый, здесь на горах сердца”, так Рильке, сам из своего экзистентного (existentiellen) опыта, пытается обозначить полную безвыходность современного человека. Так, страх стал необходимым выражением этой полной обреченности человека. Поэтому доминанту нашего столетия обозначили прямо как столетие страха. Во всяком случае, еще никогда страх не играл такой роли в умах какого-либо времени. И этот страх, поэтому тем более опасен, тем что ввергает человека в ситуацию, которая со своей стороны еще более увеличивает грозящую ему опасность.

Этим страхом, ставшим всеобъемлющим, обозначена духовно-историческая ситуация, из которой только может быть правильно понято возникновение экзистенциализма. Это впрочем, не нужно понимать превратно: это не означает, что сам экзистенциализм есть лишь простое выражение этого страха. Конечно, страх и отчаяние, скука, а также с недавних пор отвращение, все эти гнетущие, мрачные настроения человеческой жизни получили здесь важное значение, которое они, наверное, никогда не имели в истории человеческой мысли, ведь они становятся носителем решающего метафизического опыта. Но они не становятся этим в философии экзистенции, если человек им просто уступит и окажется гонимый ими. И наоборот, тем, что он устоялперед ними без попытки бегства, тем что он смотрит им ясно в лицо и затем при разрушении (Fortbrechen) каждой внешней опоры, он находит в себе самом, во внутреннейшем ядре собственной личности, ту последнюю опору, которую философия экзистенции обозначает своеобразным понятием экзистенции, возвращаясь в этой форме к понятию Кьеркегора.

Экзистенция, как известно, означает последнее, глубоко внутреннее ядро человека, которое к тому же еще остается неприкосновенным. Ведь по настоящему опытным становятся вообще лишь тогда, когда все, чем человек владеет в этом мире и с чем он одновременно может потерять свое сердце – нажитое добро (Hab und Gut), гражданскую позицию, здоровье тела и работоспособность его членов /Gebrauch der Glider/, таланты и возможности духа, и даже с трудом приобретаемые добродетели нравственной жизни – когда все это утрачивается или иначе, тем или каким-то иным образом оказывается для него ложным. В том, что затем еще остается лишним, и что, а именно по существу более не высказываемое ни в каких-либо содержательных определениях, а только может быть пережито в процессе приобретения этого опыта, захватывает человека последней, самой неразрушимой во всех разрушениях опорой: он схватывает экзистенцию, и одновременно он захватывает в этом самом по себе неделимом процессе, сам абсолют. И напротив: тольков прохождении через все эти страхи, только в своем безоговорочном вы – и про-держании приходит человек к этому последнему бытийному опыту, он схватывает в самом переживании экзистенцию, не доказуемую никакой логической дедукцией.

Исходя из этого понимают, что в страхе и унынии и в других соответствующих явлениях, речь идет не только о субъективно понимаемых чувствах и настроениях, которые затуманивают ясный взгляд познания, но и о действительно метафизическом опыте, открытии некой последней действительности, а именно такой, которая была бы не доступна человеку ни каким другим способом.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Двойная предпосылка | Одиночество экзистенции и необходимость ее преодоления

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 171; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.