Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Одиночество экзистенции и необходимость ее преодоления

Уже на этом месте мы должны прерваться. Несмотря на огромное значение, которое угрожающее Ничто имеет в философии экзистенции, однако она совершенно иное, чем то, что обычно обозначают нигилизмом; ибо она нашла посреди всякой уничтоженности некийабсолют. И обоснованно Ясперс обращает внимание на то, что экзистирование и трансцендирование возможны только друг подле друга в едином неделимом процессе. Но этим одновременно также дана граница, т.к. философия экзистенции находит этот абсолют только во внутреннейшем ядре собственной души, только в самой безнадежной одинокости человека, и на почве такой одинокости не имеется никакой возможности, подорвать оковы одиночества и достичь вне человека какой-нибудь несущей оболочки, какого-нибудь надежного бытия. Это есть одна сторона, из-за чего там проблема преодоления экзистенциализма становится неизбежной.

Экзистенциализм принуждает человека к последнему одиночеству и покинутости, и пока стоят на почве экзистенциализма, нет принципиального пути, который выводит из этого одиночества и покинутости. Но с другой стороны: осмысленная человеческая жизнь в таком состоянии просто невозможна. Вероятно, придется преодолеть кризис экзистенциального опыта, вероятно кроме того она может быть обречена, на обязательное и постоянное прохождение через этот кризис без надежды на окончательное преодоление, но она (жизнь –А.А.) не может пребывать в нем (кризисе –А.А.) постоянное время.

Если не закрывать глаза на эти трудности и машинально продолжать жить в голой привычке существования, тогда остаются открытыми только две возможности. Или необходимо признать, что осмысленное человеческое существование действительно невозможно – в познании того, что хотя “абсурдный герой” Камю является импонирующей мыслительной конструкцией, но не является возможностью действительной жизни, и затем делать также все вытекающие из этого выводы, крайним из которых было бы самоубийство. Или же нужно предположить, что человеческое существование все же возможно, несмотря на всю экзистентную опытность и, несмотря на их кажущееся неизбежным толкование в экзистенциальной картине мире. Но тогда возникает задача познать также с философской ясностью и исходя из этого приступить к преодолению экзистенциализма как простого походящего кризиса, ибо предпосылки такой возможности человеческой жизни все же фактически даны в самом ее факте.

Но тогда настоятельнейший вопрос нашей проблемы звучит так: каким образом станет возможным для человека, разорвать оковы экзистентного одиночества и вернуть несущую оболочку для реальности вне человека. При этом мы говорим сокращенно о несущей реальности и понимаем под этим другого человека, человеческое сообщество, учреждения, в которых такие сообщества сформировали свою жизнь, а также силы духовного мира, в какой мере они становятся в жизни плодотворными, короче все, что может придать смысл и содержание человеческой жизни, как что-то постоянное и надежное.

Это есть – так можем мы кратко сказать – путь от экзистентно-угнетающего переживания обнаженности человеческого существования к новому чувству укрытости. Сообразно этому мы обозначаем проблему – так как это нашло свое выражение на титуле настоящего сочинения – как новую укрытость, причем мы конечно с таким же правом можем добавить, что такая новая укрытость никогда не сможет просто так устранить экзистнетные переживания (Erfahrungen) угрозы, а должна содержать ее (угрозу –А.А.) и преодолеть только на высшем уровне. Поэтому такая новая укрытость должна быть иной, нежели несомненная уверенность наивного человека, потрясенного отсутствием угрозы. Речь также идет не о том, как это могло бы быть неправильно понято, то бишь о простом переходе от экзистентной обнаженности в некую новую безопасность, но об установлении полной истины охватывающей обе стороны на месте увиденной там односторонней половинчатой истины.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Понятие экзистенциализма | Новое доверие бытию

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 157; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.