Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Необходимость надежды. Г. Плюгге
Вторым примером, который здесь во введении должен быть привлечен для разъяснения постановки вопроса, являются исследования фон Плюгге, где он занимался вопросами попыток самоубийства, которые встречались ему в его клинике. При этом он приходит к результату чрезвычайно поучительному и взаимосвязанному с нашим. Только в редчайших случаях имеется “достаточно” конкретная причина, которая смогла бы сделать понятной такое трудное решение, например в редчайших случаях ими являются социальная нужда или неизлечимая болезнь. Но преимущественно речь при этом идет о трудно понимаемом общем нарушении в продиктованном чувством отношения к окружающему миру, которое Плюгге обозначает как утрата надежды. При этом здесь также речь вовсе не идет об этой или той определенной надежде и не о надежде на некое определенное событие, которое можно себе наглядно представить, а о той глубочайшей надежде, которая без определено представимой цели характеризует отношение к жизни в целом. В этом смысле Плюгге проводит различие между “общей надеждой” и “фундаментальной надеждой”: “общая надежда содержит предвосхищение мировой будущности (Welthaft zukunftig); она завершается не-необходимым (Nicht-Notwendiges) абсолютно случайным контингентом (лимитом –А.А.), которого желают как события, как экзогенно подходящее для нас (Zukomendes). Фундаментальная надежда, напротив включает в себя незаменимое содержание, которое ей имманентно; она является актом личностной экзистенции, персональным основным актом, добродетелью; она является обязательнейшим выражением самосогласия, которое конституирует бытие”. К деталям приобретенной здесь позиции, позднее, мы должны будем еще раз обстоятельно вернуться, в связи с всеобщим антропологическим обсуждением надежды. Пока что важно одно: что именно надежда, полученная здесь в общем смысле, которая позже будет еще точнее определена, выдвинута в качестве условия возможности всей человеческой жизни, так, чтобы затем утрату этой надежды можно было сделать ответственной за названные попытки самоубийства. Поскольку надежда оказалась здесь в качестве характерного антипода отчаянию, то от этой полярности между надеждой и отчаянием также приобретают т.з. (Einsatzpunkt) на проблему преодоления экзистенциализма. С этой же стороны к ней (проблеме – А.А.) приступил прежде всего Габриэль Марсель, чьи значительные и точно в нашем направлении указывающие исследования в его “Наброске феноменологии и метафизики надежды” могут быть здесь сразу названы. Марсель характеризует здесь надежду как “Акт, с помощью которого этот опыт (а именно опыт отчаяния) преодолевается”. Следовательно, он также видит в преодолении отчаяния решающую проблему, причем для него – в отличие от т.з. Плюгге, но в соответствии с только что, при анализе доверия отмеченной т.з. – существенно, что такое преодоление достается человеку не в качестве подарка, а может следовать только из ежедневного достижения. Согласие, прежде всего касательно отношения страха и доверия понятно, ведь при тщательном рассмотрении, мы возвращаемся в ином ракурсе (Wendung) к точно той же самой проблеме, к которой мы приступили ранее как к доверию. Ибо, в конце концов, надежду можно определять как доверие будущему, следовательно, как временной аспект того, что было определено здесь как доверие к легко достигаемому отношению в настоящее время. И что нужно при этом добавить, чтобы также, равным образом предвосхитить здесь эту т.з., так это ни что иное, как благодарность характеризуемую отношением к прошлому. Надежда как ее здесь полагал Плюгге и как она ему преподнесена явно упрощенным расчетом удобным случаем, означает в соответствующем смысле несущую связь, которая из современности определяет отношение к бытийной основе. Поэтому она была определена Плюгге также как “выражение отношения трансцендирующего нашу экзистенцию”.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 170; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |