Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Психологические характеристики

Большая часть исследований в области психологических характеристик умственно неполноценных была проведена на выборках больных с простым слабоумием. Таких исследований было значительно больше, чем тех, объектами которых высту­пали бы представители разных специфических клинических раз­новидностей; такие пациенты в основном относятся к случаям с более высоким уровнем развития интеллекта, а потому их лучше и легче тестировать; к тому же это представляет больший психо­логический интерес, чем специфические клинические разновид­ности, которые представляют собой скорее загадку для медиков. Стоит отметить тот факт, что некоторые исследователи не клас­сифицировали клинически своих пациентов, и поэтому может оказаться, что они имели дело с разнородными случаями, среди которых основной процент составляли люди с простым слабоу­мием. Более того, тот факт, что простое слабоумие может быть как экзогенным, так и эндогенным, а также к нему могут отно­ситься некоторые неопределенные специфические клинические разновидности, в свою очередь, усложняет методику обработки результатов. На основе данных исследований в этой области мо­гут быть показаны лишь некоторые общие тенденции.

Один из вопросов, который задают себе исследователи: как коэффициент интеллекта меняется с возрастом у пациентов спе­циализированных клиник для умственно неполноценных? Было обнаружено, что в таких группах наблюдается снижение коэф­фициента интеллекта с возрастом, который не остается неиз­менным, как коэффициент интеллекта у нормальных детей и у подростков. Таким образом, умственно неполноценные со временем еще больше отстают от нормальных. Что касается абсолютного порога результатов, «умственный рост» прекраща­ется тем скорее, чем ниже коэффициент интеллекта, и окон­чательное его снижение наблюдается намного раньше, чем у нормальных людей. Все эти данные говорят о генетической слабости организма. Однако самое более-менее правдоподобное объяснение относится непосредственно к помещению в специа­лизированное учреждение. Большинство таких учреждений ви­дят свою цель в основном в обеспечении ухода и надзора за па­циентами, при этом минимум внимания уделяется обучению. Что касается случаев умственной неполноценности, то особенно ак­туальна эта проблема для пациентов с более низким уровнем развития интеллекта. В таких условиях не стоит ожидать сколько-нибудь значительного прогресса в интеллектуальном развитии в период пребывания в таком учреждении. Также следует прини­мать во внимание селективные факторы.

Люди, добившиеся серьезного прогресса в интеллектуаль­ном развитии, в большинстве своем наверняка покинут учреж­дение, а для статистики останутся только более тяжелые случаи.

Определенные клинические разновидности умственной неполноценности характеризуются прогрессирующим ухудшени­ем физического состояния; в этом случае ожидается возрастное снижение показателей интеллектуального развития. Однако в большинстве случаев простого слабоумия, как и в тех случаях, где не происходит дальнейших неврологических изменений, наи­более вероятным фактором, определяющим наблюдаемое сни­жение интеллектуального уровня, является сама среда специа­лизированных учреждений. В пользу этого объяснения свидетель­ствуют данные о повышении коэффициента интеллекта, заре­гистрированном в учреждениях, где применялись специальные обучающие программы, а также результаты исследования реа­билитационных программ, которые будут приведены в следую­щем разделе. Имеются также данные, свидетельствующие о том, что у людей, живших ранее в крайне неблагоприятных услови­ях, наблюдается повышение коэффициента интеллекта через некоторое время после поступления в специализированное уч­реждение. В таких случаях среда учреждения, какой бы огра­ниченной она ни была, оказывается намного более благоприят­ной, чем те культурные условия, в которых раньше приходилось существовать пациенту.

Также большое внимание уделялось профилю способнос­тей умственно неполноценных. Одинаково ли эти люди непол­ноценны во всех отношениях? Если вопрос будет сформулиро­ван именно таким образом, то отрицательный ответ напрашива­ется сам собой. Данные изучения идиотов, указывают на существование умственно неполноценных, обладающих выдающимися талантами в конкретных областях. В то же время мы должны понять, что компенсация не является правилом. В большинстве своем умственно неполноценные люди не проявляют выдающихся талантов, которые могут уравнове­сить их недостатки. Наоборот, их интеллектуальные функции обычно развиты хуже среднего, хотя они и не являются одина­ково неполноценными во всем.

Так как вербальные способности являются основным кри­терием тестов на интеллект, а также принимая во внимание об­щую концепцию интеллекта, главенствующую в нашей культу­ре, мы можем предположить, что показатели этих способностей умственно неполноценных будут явно ниже, чем у людей с нор­мальным уровнем интеллектуального развития. Общие данные исследований подтверждают наше предположение. Например, показатели большинства пациентов с диагнозом «простое сла­боумие» по тестам на вербальный интеллект ниже, чем на дру­гие виды тестов на интеллект. Однако, несмотря на эти результа­ты, вспомним о том, что у экзогенных умственно неполноцен­ных, то есть у пациентов с повреждениями мозга, в большин­стве случаев наблюдается обратная тенденция: их результаты по перцептивным и пространственным методикам намного ниже, чем по тестам на вербальные функции. Тем не менее именно сфера абстрактных понятий любого вида оказывается той самой стабильной сферой, где все типы умственно неполноценных де­монстрируют свою неэффективность.

Особый интерес в связи с возможностью применения при профотборе представляют собой результаты изучения моторных функций. Умственно неполноценные справляются с этими зада­ниями намного хуже, чем большинство остальных испытуемых, несмотря на то что распределение свидетельствует о значительном сходстве результатов. Так, с точки зрения инди­видуального руководства и реабилитации стоит отметить, что может быть выявлено значительное количество умственно не­полноценных, которые обладают определенными умениями, позволяющими им получить навыки многих промышленных про­фессий. Но как группа умственно неполноценные не преуспева­ют ни в области моторных функций, ни при выполнении зада­ний, связанных с умственной деятельностью.

Несколько исследований было проведено по сопоставле­нию результатов тестов нормальных людей и умственно непол­ноценных одного и того же умственного возраста по индивиду­альной методике Стэнфорд—Бине. Есть ли характеристики, по которым результаты теста четырнадцати­летнего подростка с интеллектуальным уровнем восьмилетнего ребенка отличаются от результатов нормального восьмилетнего ребенка? Исследование, проведенное Томпсоном и Маргарет оказалось наиболее тщательной попыткой прояснить данный вопрос. В рамках этого исследования результаты тестирования по индивидуальной методике Стэнфорд—Бине были сопоставлены с результатами 1326 нормальных людей, входящих в стандарти­зированную выборку. Сравнивались только результаты умствен­но неполноценных и нормальных с одинаковыми показателями интеллектуального возраста по всей шкале. Из 73 заданий, кото­рые предоставляли возможность статистической оценки, 12 ука­зывали на преимущество умственно неполноценных, а 19 — на превосходство нормальных на уровне 0,01.

Анализ характера двух групп заданий показал, что они раз­личались в основном по насыщенности «первым фактором» — это фактор, который раньше назывался общим по исходной шкале Стэнфорд—Бине. Последующее сопоставле­ние результатов одаренных, нормальных и неполноценных де­тей теми же авторами подтвердило эти данные. Одаренные дети значительно превосходили нормальных и неполноценных по заданиям с высоким уровнем содержания общего фактора. Эти результаты становятся понятыми в свете того, что шкала Стэнфорд—Бине в целом является важным средством определе­ния как интеллектуальной недоразвитости, так и одаренности. Сарасон указывает на то, что среди заданий, с кото­рыми умственно неполноценные справлялись значительно хуже, чем нормальные, было также относительно большое количество заданий, предполагающих устный ответ. Он предположил, что эмоциональные факторы могут в некоторой степени определять полученные различия, так как этот тип тестирования напомина­ет школьные задания и иные межличностные контакты, то есть сферы деятельности, в которых умственно неполноценные дети сталкивались с неудачами и фрустрацией.

Остальные гипотезы, выдвинутые предшествующими иссле­дователями в качестве объяснения различий результатов тестиро­вания нормальных и умственно неполноценных, не нашли под­тверждения в результатах исследования Томпсона и Маргарет. Например, существовало предположение о том, что, будучи стар­ше, умственно неполноценные испытуемые будут обладать пре­имуществом перед нормальными детьми того же умственного возраста в заданиях, для успешного выполнения которых требуется наличие определенного прошлого опыта. Однако, когда Томпсон и Маргарет обратились к двум психологам с просьбой оценить каждое задание методики Стэнфорд—Бине с точки зрения их за­висимости от прошлого опыта, стало очевидно, что умственно неполноценные дети лучше справлялись с заданиями, наименее зависимыми от прошлого опыта. Несомненно, мы не можем го­ворить о том, что умственно неполноценные обладают таким же «прошлым опытом», что и нормальные дети. Так как обучение в школе представляет собой значительную часть прошлого опыта, то не вызывает сомнения тот факт, что эти две группы будут раз­личаться в этом отношении. Разумеется, умственно неполноцен­ные не смогут показать лучшие результаты при выполнении зада­ний, в значительной степени зависимых от школьной программы.

Один аспект, в котором хронологическое возрастное пре­восходство умственно неполноценных дает им преимущество перед нормальными детьми того же умственного возраста, был изучен в рамках исследования Слоуна и Раскина. Задав де­тям серию специально разработанных вопросов, исследователи смогли обнаружить свидетельство того, что умственно неполно­ценные дети отличались более реалистичными и практичными профессиональными устремлениями, желаниями, установками и поведением в гипотетических ситуациях. Категория «прошлого опыта» оказалась слишком общей для того, чтобы служить эф­фективным средством дифференциации между умственно непол­ноценными и нормальными. Но если мы выделим более конк­ретные аспекты прошлого опыта, то мы получим возможность получить более точные результаты.

В качестве критерия для дифференциации между умствен­но неполноценными и нормальными была также предложена концепция ригидности. Кунин использовал термин «ригид­ность» преимущественно для обозначения свойств, которые про­являются у умственно неполноценных в относительной трудно­сти установления сходства, связи между отдельными действия­ми, предметами или идеями. Гипотеза Кунина не была подтвер­ждена исследованиями Томпсона и Маргарет. Именно те зада­ния из методики Стэнфорд—Бине, которые, по мнению Куни­на, были бы наиболее сложны для выполнения ригидным испы­туемым, оказались скорее простыми, чем сложными для умствен­но неполноценных детей. Другие авторы использовали термин «ригидность» для обозначения стереотипного поведения. Например, мороны, содержащиеся в специализированных заведениях, склонны выполнять монотонную работу с неослабевающей тщательностью и не выказывая скуки. Такие люди проявляют значительную толерантность к монотонным, повторяющимся действиям. Для человека, у которого относительно мало противоречивых интересов, а способности ограничены, однообразная работа окажется более близкой по духу и приносящей больше удовольствия, чем работа, связанная с постоянными изменениями и перестраиванием. Сама жизнь в специализированной клинике с ее замедленным существованием может стать причиной такого состояния. Таким образом, жизнь в клинике может некоторой степени обусловливать как большую ригидность умственно неполноценных по сравнению с нормальными людьми так и возрастное повышение степени ригидности у пациенте: специализированных учреждений для умственно отсталых. Еще одной проблемой была способность умственно неполноценных усваивать материал. На этот вопрос нельзя дать общий ответ, так как не существует унитарного, общего типа научения. Что касается школьного обучения, умственно неполноценные в общем оказываются слабыми учениками, они очень медленно прогрессируют. С другой стороны, они могут усваивать некоторые функции с разной степенью эффективности. При анализе немногих посвященных этому вопросу исследований было обнаружено следующее: хотя, чтобы научиться выполнять каждый тип заданий, требовался всего лишь минимальный уровень интеллекта, зависимость ошибок или уровня научения от интеллектуального уровня за пределами этого минимума была либо незначительной, либо не была выявлен; вообще. Итогом недавнего изучения результатов реабилитационных программ для умственно неполноценных также стало определение того, насколько обучение может улучшить состояние человека.

 

Выводы

В широком смысле, термин «умственная неполноценность» обозначает ярко выраженную неполноценность тех способнос­тей, наличие которых необходимо для выживания в определен­ных культурных условиях. Таким образом, становится очевидно, что определение понятия умственной неполноценности тесно связано с представлениями об интеллекте. В нашей культуре раз­витие речи и вербальные способности имеют решающее значе­ние при диагностике умственной неполноценности. Принципиальными критериями диагностики и классификации умствен­ной неполноценности являются психометрический (коэффици­ент интеллекта), юридический или социологический и образо­вательный. Подразделение умственно неполноценных на идио­тов, имбецилов, моронов и пограничные случаи также основа­но на этих критериях. Предлагаемая классификация видов ум­ственной неполноценности на основе этиологии сложна в при­менении, так как в большинстве случаев причины ее возникно­вения неизвестны.

Среди наиболее распространенных клинических разновид­ностей умственной неполноценности можно назвать монголизм, церебральный паралич, микроцефалию, кретинизм и гидроцефалию. Относительно редко встречаются такие формы умствен­ной неполноценности, как фенилпировическая аменция и амауротическая идиотия; причины этих заболеваний кроются в на­следственных метаболических нарушениях. На данный момент еще до конца не выяснено, является ли несовместимость групп крови матери и плода значимой причиной рождения умственно неполноценного ребенка. Многие случаи умственной неполно­ценности нельзя отнести к той или иной специфической клини­ческой разновидности. Такие случаи описываются как простое, неклиническое, субкультурное, семейное, недифференцирован­ное слабоумие, садовая разновидность и простая олигофрения. Некоторые из этих терминов относятся ко всей группе, другие — только к определенным подгруппам. Разделение случаев просто­го слабоумия на эндогенные и экзогенные (по причине повреж­дения мозга) стало стимулом для начала активного изучения психологических различий между этими двумя типами.

Этиологические классификации рассматривают наслед­ственные и средовые причины, характер патогенного фактора и период времени, когда патогенный фактор начал действовать. Современные исследования указывают на то, что пренатальным и паранатальным средовым факторам принадлежит значительно более важная роль, чем считалось ранее. Перспективным являет­ся предложенное разделение причинности на мультифакторную и унифакторную. Мультифакторная причинность чаще всего встречается в случаях простого слабоумия (и в некоторой степени у умственно неполноценных с более высоким уровнем ум­ственного развития), а унифакторная причинность характерна для специфических клинических разновидностей (или, возмож­но, для всех случаев органических нарушений и умственной не­полноценности с низким уровнем развития интеллекта вне за­висимости от принадлежности к определенной клинической раз­новидности).

Умственно неполноценные в целом находятся на более низком уровне физического развития, у них во множестве на­блюдаются физические и сенсорные дефекты, общее состояние их здоровья неудовлетворительное, они отличаются восприим­чивостью к заболеваниям и малой продолжительностью жизни, однако во многих этих аспектах они не так сильно отличаются от нормального населения. Коэффициент интеллекта умственно неполноценных, содержащихся в специализированных учреж­дениях, имеет тенденцию снижаться с возрастом. Однако по край­ней мере в ряде случаев такое ухудшение может быть обусловле­но непосредственно жизнью в подобных учреждениях. Умствен­но неполноценные имеют тенденцию демонстрировать плохие показатели по всем функциям, но уровень их некомпетентности зависит от характера функции. Наименее развиты у них абстрак­тные функции, проявляющиеся в заданиях, требующих устных ответов, и видах деятельности, типичных для обучения в школе. Поведение многих умственно неполноценных стереотипно, они демонстрируют высокую толерантность к монотонной, однооб­разной работе. Несмотря на медленное усвоение учебного мате­риала, умственно неполноценные могут весьма успешно приоб­ретать многие другие навыки, соответствующие их способнос­тям.

Происходит активная разработка программ профессиональ­ной и социальной реабилитации умственно неполноценных с более высоким уровнем интеллектуального развития. В рамках этих программ все большее количество умственно неполноценных выписывают и отпускают под честное слово из специализиро­ванных клиник. За последние несколько лет в рамках системы школьного образования было открыто большое количество спе­циализированных классов для детей с задержкой умственного развития. Последующее наблюдение за умственно неполноцен­ными, которые были выпущены из специализированных кли­ник или получали образование в специализированных классах, смогло дать обнадеживающие результаты.

Также велась разработка программ дошкольного обучения, специально составленных для подготовки отсталого ребенка к школе. Наряду с этим наблюдается повышение интереса к по­тенциальным возможностям психотерапии в реабилитации ум­ственно неполноценных.

 

Контрольные вопросы


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Мультифакторная и унифакторная патология | В В Е Д Е Н И Е. Дифференциальная психология – одна из основных учебных дисциплин гуманитарного профиля и базовый курс для подготовки психологов в ряду таких дисциплин

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 165; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.