Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ЗАДАНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Читайте также:
  1. IV. Мнение автора по рациональному использованию бюджетных средств муниципального образования
  2. Административные правонарушения обладают рядом признаков.
  3. Ведомость морфологических признаков почв АО «Боголюбовское» Любинского района Омской области
  4. Вопроси и задания
  5. Выявление признаков инсценировок краж
  6. Выявление признаков экономических преступлений в деятельности финансово-кредитных организаций
  7. Глава 5. Лабораторные работы и практические задания
  8. Для задания диапазона преобразования в схеме необходим источник опорного напряжения (Vион), который задает, какому уровню входного напряжения соответствует выходное значение.
  9. Задания
  10. Задания

Лаура

Дон Карлос

Дон Гуан

Вот нечаянная встреча!

Я завтра весь к твоим услугам.

Нет!

Теперь – сейчас.

Дон Карлос, перестаньте!

Вы не на улице – вы у меня –

Извольте выйти вон.

Частое употребление тире характерно для стиля М. Горького. Вот где широко используется свойство тире приготавливать слушающего к неожиданному слову или действию.

Например:«Когда – так, идите по своим делам. Дело-то у вас – есть?».

Это Булычов отсылает от себя «других», слетающихся к нему как воронье на падаль, пишет А.Дикий в воспоминаниях об этом спектакле, прочитайте вторую половину фразы без тире, и она окажется рядовым, конкретным, будничным вопросом, относящимся к данному времени, к настоящему моменту.

Прочтите ее же с учетом тире, и она сразу зазвучит обобщенно, заставит задуматься: а есть ли вообще у людей какое-нибудь настоящее дело? Именно об этом спрашивает Булычов, выступающий с пьесе по отношению к «другим» как прокурор и обличитель…»

(Дикий А. Язык и характер в драматургии Горького. – Сб. «Слово в спектаклях Горького». – М., 1954, с. 23).

 

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.Восклицательный знак служит для обозначения эмоциональности речи. Вместе с тем, наряду с точкой, восклицательный знак служит разграничителем предложений. Так же как точка, восклицательный знак обычно завершает предложение. Он может быть выражен в устной речи очень разнообразно, в зависимости от содержания и действенных задач.

Взволнованный человек обычно широко пользуется всем диапазоном голоса, но даже на самых высоких нотах при восклицании слышится завершающая интонация. Голос не «повисает», как это бывает при многоточии, – он звучит определенно, конкретно, утвердительно.

И все-таки интонация зависит, прежде всего, от контекста. Чувство – всегда результат оценки определенных событий.

Задание:Прочитайте вслух:

«Как ты это читаешь! – шепотом заговорил он. – На разные голоса… Как живые все они…

Апроська! Пила… Дураки какие! Смешно мне было слушать… А дальше что? Куда они поедут?

Господи боже! Ведь это все правда.

Ведь это как есть настоящие люди… Всамделишные мужики… И совсем как живые и голоса и рожи…

Слушай, Максим! Посадим печь – читай дальше!»

(М.Горький «Коновалов»).

Восклицательные знаки широко используются в драматургии и указывают на взволнованность говорящего. Поводы для волнения бывают самыми разнообразными, и способы выражения чувств также должны быть различны.

 

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.Вопросительный знак чаще всего ставится в конце предложения, заключающего в себе прямой вопрос, т.е. вопрос, рассчитанный на непосредственное получение ответа. Вопросительный знак имеет множество оттенков, зависящих от того, что спрашивается, кем, у кого, с какой целью. Независимо от этого слова, в которых заключен вопрос, отмечаются в речи повышением голоса.

Следует помнить, что верно поставленный вопрос активно требует ответа, добивается его. О том, как именно задает вопрос герой литературного произведения, мы обычно узнаем из ремарки автора.

Вопросительная форма не всегда заключает в себе прямой вопрос. Часто она используется как особый прием эмоциональной речи – риторический вопрос.

Задание:Прочитайте вслух, определите, какие слова особенно подчеркивают вопрос:

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений – не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан –

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?…

О Моцарт, Моцарт!

(А.С.Пушкин « Моцарт и Сальери»)

Задание:На примере любого художественного текста прокомментируйте состав вопросительных конструкций, определите их значение в структуре произведения.

 

МНОГОТОЧИЕ. Многоточие – знак, обозначающий незаконченность мысли. Поэтому для многоточия характерна интонация незаконченности. Этот знак требует от исполнителя большого мастерства, умения переключать звучащую речь в мысленную и снова продолжать говорить вслух. Обычно многоточие требует и длительной паузы. Причин, вызывающих перерыв в речи, много, и в зависимости от причины изменяется голосовое выражение многоточия. Перерыв в речи может объясняться волнением, а может и скудостью мысли.

В первом случае остановка может потребоваться в момент кульминации, а во втором интонации могут быть очень бедными, монотонными, однообразными.

Пример 1. Прочитайте вслух и проанализируйте монолог Акулины из «Мещан» М.Горького:

«А на дворе-то опять дождик пошел. Холодно у нас чего-то. Топили, а холодно. Старый дом-то… продувает… охо-хо! А отец-то, ребятишки, опять сердитый… Поясницу, говорит, ломит у него. Тоже старый… А все неудачи да непорядки… Расходы большие… Забота».

Пример 2.Рассказ старика Красильникова из повести П.И. Мельникова-Печерского «Красильниковы»:

«Двадцать девятый Митьке пошел: давно пора своих детей наживать…

И стал я Митьке советовать: Пора-де и тебе закон совершить… Только выбирай, говорю, жену не глазами, а ушами, слушай речь, разумна ли, узнавай, в хозяйстве какова…

Говорю этак Митьке, а он как побледнеет, а потом лицо все пятнами… Что за причина такая?…

Пытал, пытал, неделю пытал – молчит, ни словечка… Ополовелиндо весь, ходит голову повеся, от еды откинулся, исхудал, ровно спичка…»

 

Мы видим, что один знак препинания может перейти в другой. Поэтому необходимо тренироваться, проверяя на слух правильность интонирования того или иного знака препинания; нужно читать вслух, и подбирать примеры на различное звучание знаков препинания.

Знаки препинания – не только сигналы остановок, но и подсказчики интонаций: смысловой и эмоциональной.

Каждая группа слов должна иметь ударение, притом одно. Ударение придает выразительность группе слов. Ударные слова требуют специального подчеркивания по сравнению с произношением остальных слов. Способов такого подчеркивания несколько: повышение голоса, пауза, замедление,а иногда ипонижение голоса.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Интонирование текста | ЛЕКЦИЯ 6

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 418; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.