Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Цели коррекции
Основная цель экзистенциальной коррекции — помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. Задача экзистенциального взаимодействия - безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность. Позиция психолога - понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основное внимание психолог уделяет текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его «сейчастным» переживаниям. Сложность позиции также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность конфронтации с тем, что именуется ограниченным существованием в клиенте. Способность или свойство психолога «быть в мире» — самое очевидное условие его успешной коррекционной деятельности. Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенциальной коррекции - Полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы. - Формировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам. - Помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь, помогать находить консервативные структуры, которые он сам построил и соответственно может сам изменить, - Быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента. - Быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам. Требования и ожидания от клиента. В экзистенциальной психокоррекции, основные усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез свой феноменологический мир, осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий. Поэтому позиция клиента не ограничивается достижениями инсайта, формулируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций. Поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемах жизни: рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность, т.е. на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы клиента. Клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и к своей жизни, в этом проявляется глубокий уровень его субъективности. Он должен быть способен реагировать на глубинный интерес к самому себе. Иногда этот интерес может быть поврежден, поэтому клиент нуждается в коррекции. Описание клиентом своего интереса раздвигает границы его возможностей в поиске решения через фиксацию внимания на субъективных переживаниях. Процесс поиска осуществляется через полное погружение в себя, осознание своих телесных ощущений, эмоций, мыслей и ожидание открытия. Техники Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и нынешний мир». На этом пути возможно сопротивления клиента, так как человек ограничен в доступе к своим внутренним потенциалам тем, как он формирует конструкт «Я и внешний мир». В экзистенциальной психокоррекции речь идет не о психотехнике как совокупности приемов, используемых для решения задач основной личностной экзистенциальной проблематики, а рассматриваются подходы к решению этих задач. Первый подход — упор на развитие самосознания. Осознание собственных мотивов, выбор предпочтений, система ценностей, цели и смысла. В контексте экзистенциальной парадигмы упор делается на освобожденную функцию самоосознания, поскольку первенство отдается не рефлексивному самоосознанию, а скорее ценностному переживанию своего «Я», открытию для себя значимости и ценности собственного жизненного мира. Дать клиенту осознать и пережить свои ограничения, свою потенциальную свободу от прошлого, ценность своего «Я» и жизни в настоящем — таковы основные предпосылки и соответствующие им отношения экзистенциального психолога. Второй подход — культивирование свободы ответственности. В соответствии с данной установкой психолог стремится оказать клиенту помощь в обнаружении способов ухода от ответственности и свободы и поощряет принятие риска в отношении этих ценностей. Разъяснения о том, что у клиента всегда есть выбор, поощрение открытого признания собственного отказа от принятия ответственности, подбадривание в отстаивании собственной независимости (автономности) и акцент на личных желаниях и переживаниях клиента, на его личном выборе в той или иной жизненной ситуации — таковы основные предпосылки реализации данной установки. Третий подход— помощь в открытии или создании смысла. В реализации данной установки полезна техника фиксирования на смысле, предложенная Ю. Джендлином. Содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий. Клиента просят помолчать, попытаться ощутить и понять свои подлинные переживания, их значимость для него. Важным моментом в применении техники является открытие экзистенциального вакуума, т.е. бессмысленности жизни, и конфронтация с клиентом или облегчение его возможных переживаний в связи с этим. Психолог создает условия для открытия клиентом или создания им своих смыслов. Причем следует помнить, что смысл для экзистенциального психолога не дается непосредственно, а приходит попутно, с вовлечением человека в творчество, созидательную деятельность, в которых его интенции направлены обычно не на себя, а вовне. Четвертый подход — уникальность и идентичность. Происходит поощрении открытого высказывания клиентом своих чувств и осознании диффереицировки между чувствами и переживаниями: реактивными, ситуативными и глубинными (личностными). Основная линия реализации данной предпосылки — открытие собственного аутентичного «Я» и «Я» неподлинного, когда клиент делает, говорит и чувствует не то, что свойственно или хочется ему, а то, что связано с имитацией жизни, с играми, а не подлинными отношениями близости или отчуждения с другим. Собственная идентичность, где «Я», «Мое», а где «Не я», «Не мое», и переживание своей идентичности, своего «Я» как уникального неповторимого жизненного мира — таков основной ориентир данной психокоррекционной предпосылки. Пятый подход — работа с тревогой, В экзистенциальной психокоррекции (в отличие от других направлений) не существует обязательного правила — снижать уровень тревожности клиента. Тревога рассматривается как одно из проявлений бытия, поэтому психологу интересно, каким способом клиент пытается совладать с тревогой; какую функцию выполняет тревога (роста личности или ограничение ее личностного бытия); склонен ли клиент принять свою тревогу или стремится подавить ее. Ее исследование, проявление, принятие, разделение, уважение к клиенту в связи с его тревогой и его отношением к ней компоненты психотехники представителя экзистенциальной психокоррекции. Отношение со временем. Хотя главное внимание уделяется актуальному переживанию, отношение ко времени (будущему, прошлому) — важный момент и прием в коррекционной работе. Простой вопрос: «Как вы представляете себе нашу с вами встречу через 10 лет?» — может вызвать целую гамму переживаний, связанных не только с осмыслением
Дата добавления: 2014-05-01; просмотров: 246; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |