Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ. К середине XI столетия положение «Римской» империи стало менятьсяК середине XI столетия положение «Римской» империи стало меняться. Борьба с римским престолом, растянувшаяся на долгие годы, сыграла в ее судьбах роковую роль. В итальянских походах бесплодно растрачивались силы, во имя гегемонистских притязаний постоянно нарушались общегерманские интересы. Центробежные силы оказались в Германии могущественнее объединительных тенденций, общегосударственная централизация стала невозможной. В конце XII века начался процесс интенсивного дробления империи на отдельные государства, «королевства в миниатюре»41, со своей системой управления и подданства. Последний взлет, который империя пережила в правление Штауфенов (1138—1254), происходил при зыбком и постоянно нарушаемом равновесии внутриполитических и внешних сил. По мере того как ослабевала власть германских монархов, она окружалась все более пышным ореолом. В борьбе с теократией папства происходила сакрализация самого государства — во второй половине XII века империя стала именоваться «Священной». Параллельно с этим более ощутимыми становились процессы секуляризации средневековой немецкой культуры. Все это создало особую ситуацию в духовной жизни империи, породило определенную двойственность и замедленность развития, попытки выйти из противоречий на путях создания утопического идеального мира. • 174 ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ 175
В исполненной противоречий общественной и духовной жизни Германии благодатную почву нашел возвышенный универсализм византийских формул. Он в одинаковой степени мог воплощать имперские и теократические идеи. Не случайно византинизирующие образы питали искусство сторонников императора в Кёльне и сторонников папы в Зальцбурге. Византийские формулы позволяли возвыситься над земными контрастами, вобрать в себя мир идеальной утопии, своей сосредоточенностью на человеческом образе передать немецкому искусству определенные гуманистические качества, позволить ему выразить но* вые представления о предназначении человека, которые рождались в культуре XII столетия. 109 Собор Санкт Мария унд Санкт Штефан. 1030 - начало XIII в. Шпейер Политическая борьба, пронизавшая историю империи в XI и XII столетиях, отразилась во многих сферах искусства, но, пожалуй, наиболее ярко дала о себе знать в культовом строительстве. В германских землях разителен контраст между церквами, возведенными в реформированных монастырях, центром которых стало в XI веке швабское аббатство Хирсау, и знаменитыми «имперскими» соборами в Шпейере, Майнце и Борисе. Немецкие клю-нийцы распространяли унифицированный архаический архитектурный тип. Руины Паулинцеллы в Тюрингии (ГДР, 1112 г. — третья четверть XII в.) донесли этот хирсауский тип здания в наиболее чистом виде. Бавария, Австрия, Нижняя Саксония стойко придерживались строгих мо- 110 Собор Санкт Петер. Интерьер. Ок. ! 181—1234 гг. Вормс 176 ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ искусство германии и австрии 177 111 Церковь монастыря Мария-Лах. 112 Церковь Гросс Санкт Мартин. Пос настырских правил. Но в Саксонии хирсауская архитектура столкнулась с местными традициями. Аскетизму немецких клюнийцев противостояла пышность имперской архитектуры. Собор в Шпейере имеет длительную и запутанную историю. Неизменным остался лишь в основном план обширной (длина 133 м) крестообразной базилики с большой криптой, западным притвором с башнями и восточным хором, также фланкированным башнями. Для истории архитектуры наиболее значительной была пере- стройка собора по инициативе Генриха IV (ок. 1080 - ок. 1106 гг.). В это время собор, дотоле сохранявший деревянные конструкции в центральном нефе, был полностью перекрыт крестовыми каменными сводами по связанной системе. С этой целью была поднята высота центрального нефа и четные опоры усилены трехчетвертными колоннами с коринфскими капителями. Одновременно первоначальное прямоугольное завершение хора было заменено полукруглой апсидой. Возведение передовых по тем временам сводчатых конструкций над значительной площадью выдвинуло императорский собор на первое место в Европе, возвысило его над архаикой хирсауских храмов. Соперничать с ним по масштабам могла только третья церковь Клюни, но ее центральный неф перекрывал цилиндрический свод. В строительстве Шпейерского собора в начале XII века принимали участие ломбардские мастера. Имя одного из них, Донатуса, сохранила история. Возможно, что ломбардцы принесли в Шпейер технику возведе- ния сводов (вопрос о датировке и происхождении шпейерских крестовых сводов вызывает споры). Более вероятно итальянское происхождение архитектурного декора имперского храма: карликовых галерей и богатой орнаментальной резьбы на обрамлениях окон трансепта. Но в немецком соборе аркады сильнее подчеркивают мощь стены, а стройные полуколонки — полуцилиндр апсиды. Пожары неоднократно заставляли восстанавливать и перестраивать собор в Майнце. Основное строи- 178 ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ 179
тельство ныне существующего здания развернулось в XII и XIII веках (освящен собор в 1239 г.) и велось в два этапа. Зодчие сохранили в Майнце двустороннюю ориентацию храма, в XII веке она воспринималась как оппозиционная к монастырской и римской традиции. В обработке фасадов вновь восторжествовал излюбленный на Рейне архитектурный декор из ниш и карликовых галерей. Более строгая обработка восточной части здания сменилась в начале XIII века пышной и сложной декорацией западного трансепта и башни над средокре-стием. Последним из крупнейших рейнских соборов был Вормский. Завершенный почти полностью на рубеже XII 113 Замок Вартбург в Тюрингии. Дворец. 1180-1200 гг., верхний этаж -до 1250 г. и XIII веков (1181—1234), он отличается наибольшим единством архитектурного облика. Здание имеет двустороннюю ориентацию. Восточная часть с трансептом завершалась плоской стеной, напротив, западный хор далеко выступает вперед. Круглые окна-розы, нервюр-ные своды говорят о знании строителями собора в Вормсе французской готики. Однако эти мотивы не нарушили основных принципов романской архитектуры, выступили лишь как новая усложненная деталь декора. Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь аббатства Мария-Лах (1093—1200). Она справедливо снискала славу наиболее классического здания германской романики. Монастырская церковь — факт, показательный для Германии, — была основана светским феодалом. Наличие атрия — «парадиза» (ок. 1220 г.) подчеркнуло восточную ориентацию храма, но с западной стороны перед атрием церковь завершается вторым хором. Тем самым Мария-Лах как бы собрала воедино основные принципы немецкого храмового зодчества романской эпохи. Наружный облик здания определяет мужественная красота ясных и пластически выразительных геометризованных объемов, покрытых скупым декором. Внутреннее пространство полностью перекрыто крестовыми сводами. Значительный вклад внесли в романское зодчество церкви XII—XIII веков в Кёльне. Волна активного строительства в городе началась во второй половине XII века. Значительное распространение получил тип церкви с трехлепестковым завершением хора. Подобный план был положен в основу церкви Гросс Санкт Мартин (после 1150 г. — середина XIII в.), стройным силуэтом возвышающейся над Рейном, и внушительного храма Санкт Апостельн (1020—1030 и последняя четверть XII в. — ок. 1230г.)42. Отличительная черта романских церквей Кёльна, построенных по заказу городских цехов, — их строгий, но жизнерадостный характер. Этому в немалой степени способствуют светлый розовато-желтый камень, из которого возведены стены, а также обильный архитектурный декор и подвижные ритмы силуэтов. Архи- тектура Кёльна интересна также и тем, что по мере развития церковного строительства здесь изменилась роль крипты. Трансформация культа святых привела в XII столетии к тому, что реликвии выставлялись для всеобщего обозрения в хоре. Их заключали в роскошные раки, и сооружению крипт уделяли теперь меньше внимания — церковь Гросс Санкт Мартин не имеет ее вовсе. Формы романской архитектуры достаточно долго держались в Германии. Собор в Лимбурге-на-Лане (1213—1235) с его семью башнями и обильным архитектурным декором позволяет скорее говорить о своеобразном «романском маньеризме», чем о предвестии готики, хотя мы встречаем в этом здании двухбашен-ный фасад, круглую розу над входом и кольцевой обход. Эпоха романики в Германии отмечена строительством ряда значительных светских зданий и фортификационных укреплений. Непременной принадлежностью императорских пфальцев был «палас» — ряд помещений дворцового типа. Парадные залы начали возводить и в замках крупных феодалов. Ко второй четверти XI века восходит история пфальца в Госларе. Этот город был центром королевских владений и претендовал на роль столицы государства. Здание оказалось достаточно вольно реставрированным в XIX столетии, и от романской постройки сохранилась ныне лишь незначительная часть. В лучшей сохранности дошел дворец в Вартбурге, замке ландграфов Тюрингских. Легенда относит осно-
Дата добавления: 2014-05-28; просмотров: 463; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |