Административные территории области (районы, районные центры, отдельные муниципальные образования) сгруппированы по бассейнам рек, в которых они расположены. Степень использования водных ресурсов определяется количеством проживающего в регионах населения, развитием различных по водоемкости отраслей промышленности, сельского хозяйства.
Объемы забора и использования воды по управленческим округам Свердловской области приведены в табл. 26.
Таблица 26
Использование водных ресурсов по управленческим округам Свердловской области, млн м3
Управленческий округ
Год
Общий забор воды
Использовано воды
всего
на производственные нужды
хозяйственно- питьевые
орошение
сельхозводоснабжение
Горнозаводской
373,6
310,6
146,3
163,0
0,302
1,032
360,9
295,5
140,7
153,7
0,165
0,95
Восточный
89,9
79,5
46,4
27,6
0,290
5,17
71,2
61,6
34,1
23,7
0,011
3,68
Северный
878,7
713,4
627,3
84,2
0,019
1,83
505,4
333,4
252,4
79,3
0,012
1,69
Западный
389,0
115,1
48,3
63,0
0,696
2,99
316,2
109,3
44,6
61,6
0,995
2,12
Южный
145,7
110,3
53,3
54,6
1,12
1,30
151,8
115,6
60,5
53,7
0,55
0,83
Территории, не входящие в управленческие округа
433,2
364,5
78,9
282,8
0,722
0,809
398,2
330,7
70,1
257,6
0,918
0,779
Выработка индивидуального стиля
Все мы разные. Все люди различаются своими привычками, багажом накопленных знаний, стилем мышления. Соответственно, при решении одной и той же задачи результаты у нас тоже получаются разными. Возьмите конспекты нескольких студентов одной и той же группы, слушающих одни и те же лекции, и внимательно рассмотрите их. Несмотря на то, что материал для конспектирования был один и тот же, все записи разные, все несут на себе отпечаток индивидуальности подготовившего их студента. То же самое происходит и с "ментальными картами" — каждый делает их по-своему. Со временем у каждого майндмепера появляется свой набор обозначений, свой цветовой код, своя система выделений основных слов с помощью начертаний шрифтов и т.д.
В главе о выработке собственного стиля, в своей книге Бьюзен говорит о так называемых "художественных интеллект-картах" – майндмепах, насыщенных художественными образами, иногда и вовсе не содержащих слов, и приводит несколько примеров таких карт. Возможно, в то время, когда гуру работал над своей книгой, большинство "ментальных карт" действительно создавалось вручную. Теперь же, когда практически каждый из нас постоянно носит в кармане мини-нетбук или хотя бы коммуникатор с установленным на нем приложением для майндмеппинга (к примеру, PocketMindmap), большинство карт создаются на экране этих устройств. Конечно, иногда майндмепы рисуются от руки, скажем, в ходе совместного сочинительства в кругу семьи, но, к примеру, даже шестилетняя дочурка автора этих строк делает это, шустро орудуя стилусом на экранчике моего старого КПК.
И тем не менее, мы готовы согласиться с Бьюзеном в том, что с опытом вырабатываются важные навыки использования цветов, шрифтов, графических образов и спейсинга, т.е. оптимального размещения ветвей "ментальной карты" относительно друг друга. Также никто не будет спорить, что текст с картинками воспринимается лучше "голого" текста, а картинки с текстом (комиксы) – еще лучше. Вспомните UML – техническая документация в форме набора диаграмм в этой нотации воспринимается куда легче, чем традиционные текстовые описания, обеспечивает более полное представление о системе, способствует лучшему пониманию происходящих в ней процессов. Точно так же "ментальные карты", содержащие иллюстрации, позволяют быстрее усвоить содержащуюся в них информацию, поскольку в дело вступает не логическое, а чувственное восприятие, не требующее более длительного анализа и интерпретации языковых символов. Так что в этом вопросе гуру прав – везде, где это уместно, используйте иллюстрации. Благо, большинство программных средств для построения "ментальных карт" включают библиотеки пиктограмм и изображений. А если их недостаточно, в вашем распоряжении вся Сеть, содержащая миллиарды изображений! Возможно, со временем мы станем свидетелями рождения нового направления в изобразительном искусстве, которое вдохнет вторую жизнь в этот отмирающий вид творчества, ведь некоторые художественные "ментальные карты" действительно кажутся шедеврами.
Если же пытаться сформулировать некие рекомендации по поводу выработки собственного стиля, то все сказанное выше можно сконцентрировать в нескольких простых советах.
Просматривайте ментальные карты, созданные другими людьми. Майндмеппинг стал довольно популярной техникой повышения персональной продуктивности, и в Сети можно найти множество библиотек готовых "ментальных карт" и их шаблонов. Начать можно с галерей на сайтах производителей ПО для майндмеппинга и их блогов, со временем вы обнаружите все больше подобных мест в Интернете. Не хотелось бы, чтобы это рассматривалось как реклама, но обратите внимание на блог производителей нашего любимого MindManager'а (http://blog.mindjet.com) – это именно то место, где можно увидеть массу примеров практического применения "ментальных карт". Зачем нужно знакомиться с картами, созданными другими майндмеперами, думаем, понятно: таким образом вы сможете увидеть чужой стиль разработки карт и, возможно, позаимствовать какие-то приглянувшиеся вам идеи.
увеличить изображение
Экспериментируйте. Не бойтесь использовать различные начертания и размеры шрифта, выделять слова различными цветами, добавлять картинки. Вероятно, сначала ваши карты будут напоминать оперение пестрых тропических птиц, но со временем вы выделите для себя несколько цветов и видов шрифта, каждый из которых будет что-то означать для вас. Все удачные находки в этой области старайтесь возвести в ранг своего личного стандарта, и применяйте снова и снова, оттачивая их применение. Конечно, этот самый стандарт – не догма, а личная система обозначений, которая может эволюционировать. Если вы нашли какой-то новый удачный способ выделения важных мыслей на "ментальной карте", но этот способ вступает в противоречие с используемыми обозначениями, меняйте свою систему не колеблясь!
Опытом и идеями делитесь с другими людьми. Если вы создали удачную "ментальную карту", почему бы не поделиться ею с другими майндмеперами? Возможностей для этого – масса. Вы можете опубликовать карту в своем блоге, на одном из хостингов изображений, в специальной библиотеке "ментальных карт" вроде http://mappio.com и т.д. С одной стороны, вы даете возможность другим людям оценить ваш стиль и извлечь из него какие-то полезные для них идеи. С другой – вы можете получить важную обратную связь, отзывы, критику, новые идеи. Иногда в ходе таких вот обсуждений результатов вашей работы завязываются отношения, которые потом перерастают в прочное и взаимовыгодное профессиональное сотрудничество.
увеличить изображение
Чаще используйте иллюстрации. Автор этих строк по роду своей деятельности очень часто готовит презентации и затем выступает с ними перед аудиторией. Так вот, обычно каждый мой слайд содержит три ключевых фразы (максимум) и обязательную иллюстрацию. За счет этого презентации проходят "живее", а слушатели, образное восприятие которых активировано картинкой на слайде и отсутствием на нем связных предложений, принимают более активное участие в тренинге, задают вопросы, дискутируют. Их мозг находится не в пассивном режиме считывания информации, но в режиме ее активного восприятия. То же самое вы можете делать со своими "ментальными картами" – создавать их так, чтобы каждый раз, просматривая их, ваш мозг переходил в активный режим и работал максимально эффективно.
Список советов можно было бы продолжать и продолжать, но главное, надеемся, вы поняли – делайте свои карты образными, не бойтесь экспериментировать и представлять результаты своих экспериментов на суд публики. С опытом придет и свой стиль, и настоящее мастерство. А напоследок, как пример персонального стиля, хотелось бы предложить вашему вниманию абсолютно нестандартную "ментальную карту", обнаруженную автором на просторах интернета:
увеличить изображение
Выводы
Подход "ППА" (Повторение – Применение – Адаптация) является наиболее эффективным при обучении технике майндмеппинга.
Чтобы ваша "ментальная карта" была выразительной и содержательной, используйте выделение, обозначайте ассоциации, будьте кратки и вырабатывайте свой личный стиль.
Майндмеп должен быть структурирован. Нумеруйте свои мысли, соблюдайте иерархию, следуйте логике, потоку ассоциаций.
Типичные ошибки начинающих – создание "псевдокарт", использование фраз и предложений, сверхупорядоченность майндмепа и боязнь неудачи.
Делайте свои карты образными, чаще используйте иллюстрации, экспериментируйте с цветами и начертаниями шрифта.
Заимствуйте идеи у других людей и делитесь с ними своими находками.
Контрольные вопросы
Что такое "ППА"?
Перечислите рекомендации, касающиеся формы и содержания "ментальных карт".
Что вы могли бы посоветовать касательно структуры создаваемых майндмепов?
Какие ошибки чаще всего допускают начинающие майндмеперы?
В чем они состоят?
Что такое художественные ментальные карты?
Что вы могли бы посоветовать для выработки собственного стиля "ментальных карт"?