Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Ария манона

Состоит из двух частей. 1ый раздел быстрый-alegro. 2ой раздел медленный largo восходит карием ламеенто, тонально и гармонически она не устойчива. Начинается с фа минора .

Ария 4

Состоит из двух частей , обе части медленные , но разные по характеру , первая часть -просветленная . Черты псторальной музыки. Наличие украшений, ми б мажор , прием эха. Медленная часть начинается в до миноре . Раздел тонально и гармонически неустойчив.

41 дуэт далилы и верджинии

Большая часть -соло дадилы . Очень красивое. Музыка изящная , ритмически кпризная. Она пытается вернуть его любовь. Красивая женщина.

66 ария самсона

Тональность мажорная.

Сцена разрушения храма 75-78

75.77 -короткие речетативы .

Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787)

Его творчество относим к просветительскому классицизму. Сложилось в 17 веке. Остается однм из ведущих направлений в европейском исскустве. 18 -век разума и просвещения.

Идеи просветительства :идея о природном равенстве всех людей, свобода слова , совести , вера

Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Русо(философы, писатели , музыканты)

Характерна тема героя и народа , автор показывает героев , идущих на самопожертвование во имя своего народа. Важнейший конфликт-долга и чувств. Глюк представитель венской классической школы вместе с моцартом , гайдном и бетховеном. Глюк чешского происхождения.

 

1. Детство , юность , годы учения.

2 ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕЧТВА 1736-1762

вошел в историю музыке ка великий оперны реформатор.

В 1736г-вена (начало творческого пути)

37-45 Италия.

45-46 англия знаокмится с генделем , изучает музыкальную культуру.

47-52 гендель путешествуеет по европе с итальянско трупой

52 возвращается вВену, признаным композитором , автором 14 опер , получает высокую должность-учителя муз наследников престола

Продолжает писать оперы сериа, берется за новые жанры , оздае несолько французских комических опер. На французские тексты , которые специально присылают из парижа.

Жанр комической оперы рождается в Италии , первая Перголези"слцжанка -госпожа" 1703г опера buffa,сюжет бытовой. Главные герои -представители третьего сословия.

Первая французкая комическая опера - жан жака руссо "деревенский колдун" 1752 г

Опера buffa целиком поется , а фр опера то поется то говорится.

Глюк: " исправленый пьяица" осваивает новый жанр, создает ряд балетов "Дон-Жуан"

3 Вена.начало реформы 1762-1773

Орфей . Имела успех , не тот на который глюк асчитывал , после него ишет ряд традиционных опер., через 5лет после орфея "Альцеста" по трагедии Еврепида. Впредисловии этой оперы изложил принципы своей реформы.

"Парис и Елена" написаны на тексты выдающегося итальянского поэта Раниеро да Кальцабидже.

4 Продолжение реформы в париже 1773-1779

"Ифигения в Афлиде" по трагедии Жака Расина

Публмка разделилась на три лагеря 1 лагерь сторонников 2 сторонники оперы сериа 3 французские традиции от Жана батиста Люлли.

Война глюкистов и печинистов.

Перерабатвай для парижской сцены орфея и альцесты.

Пишет опер. армида , оперу ифигения в тавриде ,эхо и нарцит .

5 последние годы жизни 1779-1787

Пишет вокальную музыку.

Реформа оперы прежде всего реформа либретто.текст избавить от всего лишнего, от длинных опесаний , ясный сюжет., сюжеты все те же , либо мифологческие , либо легендарно историчекие . Примеры : Ифигения в Авлиде главная героиня жертвует собой во имя чести отца и народа. В операх счастливые развязки. И в сюжете и музыке глюк стремтся к простоте , правдивостии естественности. Отказывается откульта виртуозности. В его операх много простых песенных мелодий. Обновлет речетативы. Отказываетсч от речетатива secco. Только сопровождении клавесина . Все в сопровождения оркестра. Старается сделать их более напевными . По новомутрактует арии. Как правило отказывется от 3 х частно форм da capo. Арии часто превращает в монолог. Много небольших ариий напианных в простой форме. Являются частью сквозной сцены. Глюк стремится объединить отдельные номера в развернутые сквозные сцены. Значительно усиливает роль хора.

По-новому тактует балетные сцены. Глюк считал ,что в увертюре надо раскрыть конфликт

Орфей , опера существует в трех редакциях 1вена 1762 год итальянский язык партия орфея была создана для певца кострата.2 редакция париж 74. Французский.добавил балетные сцены.3 редакция берлилиоза 1858 году. Для женского голоса , для великой певицы виардо .3 действия. События 1и 3 царство живых. Всего 3 героя.

Орфей

1-6 сцена оплакивания эвредики. Имеет черты формы ронды , есть рефрен. Рефрен- тема 1го хора. 4-хор сокращенный вариант. 6"музыка во время удаления хора" звучит только у оркестра . Все три раза звучит в тональности до минор. Последний номер завершается на доминанте к фа мажору к 7 номеру. Темп умеренный. Скорбно возвышенная тема.

Эпизоды :2 и 5-речетативы орфея. В 5 второй низкий септ аккорд. 3 -пантомима.

7-12 вторая сцена первого действия. Один орфей оплакивает эвредику , вчя сцена монологическая , только в конце 12 появляется амур. Имеет черты рондо. Рефрен-ария орфея.7,9,11. Остальныеномера- речетативы орфея.

Ария 7 - излагается в тональности фа мажор. Любовьи нежностьк ушедшей супруге. Фа мажор-пастеральная тональность. Прием эха. Написанп в простой двучастной форме.мелодия песенная,очищенная от укрвшенй. Преобладают минорные краски. Самый развернутый речеттив-12.

2ой номер состоит из 3х картин. Картины представляют одну большую сцену. Диалог офея с фурией.чередуются хоры и пляски фурий с ариями орфея.

18 пляска фурий. Вступление ко всей сцене. 2 темы . 19 -хор фурий. До минор. Поют в унисон.

2 ария с хором. В ми бемоль мажоре. 24 ария орфея. 25 новый хор фурий. Преимущественно звучитв акоордовой фактуре. Хор тонально неустойчив. 26 последняя из арий орфея , 27- последний хор фурий, повторяет музыку 25.завершает 28-пляска фурий. Кульминация всей данной сцены.

2 я кртина виорого действия , события происходят в элизиуме , место где обитают души правидников. 30 балетный номер . Мелодия глюка. Появляется эвредика.

3 действие 38 номер. Орфей ведет эвредику.

43 потерял свое я счастье. До мажор. Форма рондо.

 

Формирование класической сонаты-симфонии. Основные принципы венской классической школы. Структура сонатно-симфонического цикла.

Примерно в середине 18 столетия в европейской музыке прочходит стилистический перелом. Переход от полифонического мышления к гомофонно-гармоническому. Рождаются новые музыкальные жанры, формы. Изменяется иерархия жанров. Во времена баха и генделя : оратория , месса. Во второй половине века постепенно все большее значение приобретает инструментальная музыка и прежде всего жанр симфонии. Понятие соната симфони включает 4 жанра : симфония , соната, класический концет, класический квартет. Опера остается ведущим жанром.

28-33 126-131 (учебник)

Концертная жизнь становится более интенсивной. Растет число концертов инструментальной музыки.

Как же развается инструментарий

Струнные смычковые сохраняют свои позиции. Орган сдает позиции. Клавесин с каждым 10летием обретает самостоятельное значение. Постепеннно клавесин вытесняется фортепьяно. Дифркнциация понятий ансамбля и оркестра. Ведущее значение преобретает струнный квартет. Формируется состав классичечкого симфонического оркестра. Ведущая группа-струнных смычковых. Группа деревянных духовых по два инструмента каждого вида. Медные духовые : две валторны и две трубы.ударные -литавры. Малый симфонический оркестр.

Симфония 103 ми бемоль мажор

Сонатноя форма. 1ую часть открывает медленное вступление. Adagio.

Со второго такта звучит тема виолончель фаготы контробас , характер соредоточенный , глубокий. -12тактов проведения. Во втором проведении-скрипки. Дальше мелодия дробится , происходит отклонение в as dur ,f , c,завершается на доминанте. З

Экспозиция -allegro con spirto. Звучит главная тема , смена размера, вернулся ми бемоль мажор ,8ми такт ( квадратный период) второе предложение повторяет первое. Играет струнная группа. Напоминет австрийский народный танец лендлер.( предшественник вальса) f- связующая партия , вступает весь оркестр. Один аккорд заершает и начмнает. СП состоит из трех рзделов. Первый раздел примыкает к главной. Второй раздел -разработочного характера . Здесь происходит мотивно -тематическая работа.

3 раздел связующе партии -6 тактов , звучит в сибемоль мажоре, основан. На вступлении. В танцевальном ритме

ПП- период поторного строения 1 предложение 4 такта ,а второе расширенное.

Разработка протяженная , состоит из 4х разделов.

1ый раздел начальный мотив главной партии. Мотивно тематическая работа. Смена тональности. B,Es,Des,As,f контрпунктическая техника. 2ой раздел тема вступления ,новый вариант. 3ий раздел после фермато , на основном разделе главной партии , 4ый раздел на теме побочной партии , начинается в ре бемоль мажоре. Завершается на d7 к Es.

Реприза - главная партия такая же , связующая партия сокращена(1 раздел) ПП звучит тоже в ми бемоль мажоре.во втором предложении побочной партии происходит драматический сдвиг. Конец звучит в es

КОДА темп Adagio, 3 раздела , 1ый -тема вступления первоначальный вариант , 2 ой раздел тема в танцевальном варианте , 3 раздел главная партия.основной мотив.

2 часть. До мажор Andante. 2я тема в простой 3х частной форме с разв сер. 2 пары вариаций и кода , основана на 2ой теме.

1ая тема A - мелодия хорватской народной песни. 8ми тактовый период. Период моделирующий из до минора в ми бемоль мажор.реприза 1ой темы -динамезирована.

2ая тема -до мажор, 3х частная форма , маршевого характера. Наличие 4 повышенной ступени. 1часть - период 8ми такт. А1- фактурная вариация.B1- орнаментальная вариация. А2-1ая тема излагаеся в иной фактуре , маршевые черты. B2-вариация на пьяно, сглаженая, ожурная .

3я часть - менует.

Es dur.сложная трехчастная форма da capo. Каждая часть сама по себе трех частна. Основная тема звучит на форте. Размашистая по рисунку.Упругий ритм. Крестьянский менует. Малая середина, малая реприза, наступает трио. В трио звучит новая тема пластичная гибкая , прозрачная.

4 часть -финал

Ми бемоль мажор , allegro con spirito

Рондо-соната. В рондо сонате главная партия звучит не менее трех раз. Вначале звучит золотой ход валторны. Хорватская народная песня. ПП излагается в B dur.

 

Вольфганг Амадей Моцарт 1756-1791

Австрийский композитор. Написал более 600 произведений. Начало систематическо работы 1765. Первый период творчества до 73 г. "25 симфония" 74-81 год.опера "Идоминей -царь Крита" живет в Зальцбурге. Учитель-отец Леопольд Моцарт. Автор школы игры на скипке. 81-91 венский период наивсший рассвет творчества. Принял массонство.

 

 

Круг образов

Для творчества характерна музыка брызжущая весельем. Зингшпиль. Примером служит основная тема увертюры к опере "волшебная флейта".

светлые лирикосозерцательные образы.

Лирику моцарта отличает одухотворенность ,поэтичность. Примеры-медленные части симфоний , сонат.

Усиливается роль драматических и трагических образов. Симфония 40 соль минор. Фантазия для клавира до минор.

Столкновение человека с роком , судьбой. Фортепьянные концерты ре минор и до минор. Ряд произведений созвучны направлению "буря и натеск"( шиллер ,гетте)

Героика находит отражение в творчестве Моцарта. (Опера "Идаменей царь Крита" симфония 41"Юпитер") музыка моцарта насыщенна яркими контрастами. (Опера "дон-жуан" буффа)

Лоренсо да Понте -либретист

Глубочайшее произведение Моцарта -реквием.(вечный конфликт жизни и смерти)

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(600 в различных жанрах) каталог был впервые составлен в середине 19 столетия австрийским музыкаведом людвигом кехелем. Дополнен и усовершенственен альфредом энштейном.

Взамовлияние жанров

50 симфоний.

Камерные инструментальные ансамбли

Концерты 30 клавирных, 5 скрипичных

20 сонат

Рондо , вариации , менуэты , фантазии.

Произведения для скрипки и клавира.

Хоровая музыка.

Вокальные ансамбли.

Испытал влияние итальянской оперы.

СТИЛЬ

Величайший мелодист. Большинство тем моцарта отличает интонационная насыщеннось.

Внутренние контрастные темы.

Гомофонно гармоническое мышление. Современники отмечали смелость голосоведеня, смена тональных планов.блестяще владел средствами полифонии.

Совершенство музыкалной формы. Важнейшая-сонатная форма. Она иногда проникает в оперу.

Оперное творчество

Оперыписал на протяжении всей жизни с 11 лет. "Мнимая простушка"

Вошел в историю как оперный реформатор. Опера буффа только поется. Зингшпель опера с разговорными диалогами.

Сериа

· Метридат царь Пантийский

· Луций Сулло

· Идоминей

· Милосердя Тито

Буффа

· Мнимая простушка

· Мнимая садовница

· Свадьба Фигаро

· Дон-Жуан

· Так поступают все

Зингшпель

· Бастьен и Бастьенна

· Заида

· Директор театра

· Похищения из сераля

· Волшебная флейта

 

Моцарт -оперный реформатор , в отличии от глюка он не декларировал свою реформу. Моцарт на первое место ставил музыку. Поэзия должна быть послушной дочерью музыки.моцарт внимательно анализировал характеры своих героев,их поступки. Начиная с оперы идеминей моцарт стал вмешиваться в процесс создания либретто.глюк в реформаторских операх отталкивался от жанра сериа , а моцарт реф оперы в основе буффа или зингшпель. Ярчайшее достижение моцарта -драмматурга создание ярких , многогранных характеров. В оперу буффа моцарт приносит черты сериа и зангшпиля. Оперы имеют номерную структуру. Арии разнообразны по форме . Роль оркестра не сводится к просто аккомпонименту.

Волшебная флейта

в своей основе-зингшпель.опера с разговорными диаогами. Содержание слонее ,чем в традиционном зингшпеле ( фмлософская сказка) нашлиотражения масонские идеи и обряды.

Главные герои :

· Принц Тамина

· Принцесса Памина

Они должны пройти через определенные испытая , тобы войти в царство добра и света. Герои охарактерезованы через лирическую музыку. Роль лирики очень усилена.

· Зарастроо-глава добра и света

· Царица ночи охарактеризована через концертный виртуозный стиль , ее партия написана для колоторного сопрано.

· Птицелов Папагено

· Его невеста Папагена

Сивильский цирюльник

Преступная мать или второй Тартюв

Каждая комедия-законченное произведеие

Главный герой -находчивый умный , слуги оказываются выше господ. Не все сцены комедии вошли в оперу, но сохранена оснавная идея-борьба фигаро и сюзанны за свое право на счастье.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Основные жанры .круг образов ,стиль | ОПЕРА МОЦАРТА И ОПЕРА БУФФА

Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 548; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.