Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
I. Понятие обществаОбщество – это и совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей и система жизнедеятельности людей. Общество – это совокупность людей, связанных между собой экономическими, социальными, политическими и духовными отношениями.
Специфика социального познания
Социальное познание – это вид научного познания, объектом исследования которого является общество. О специфике социального и гуманитарного познания заговорили во второй половине XIX в. неокантианцы Г. Риккерт и В. Виндельбанд. Они разделили все науки на два вида: 1. Науки о природе (естествознание). В природе мы исследуем законы, следовательно, по мнению неокантианцев, эти науки являются объясняющими. 2. Науки о духе (социальные и гуманитарные). Эти науки не имеют дела с законами, поэтому, по мнению неокантианцев, эти науки являются понимающими. Подобная классификация наук привела к появлению двух основных методологических моделей общества – номотетической и идеографической. Номотетическая методологическая модель общества стала формироваться с эпохи ренессанса; самое яркое воплощение она нашла в немецкой классической философии и марксизме. Она предполагает, что обществу и истории присущи всеобщие законы. Задача историка (и философа) - обнаружить эти законы и на их основе объяснить развитие общества и истории. Идеографическая методологическая модель общества. В рамках данной модели отрицается наличие законов в обществе и истории. Утверждает, что следует только описывать, а не объяснять общественно исторические процессы. Важнейшим фактором описания должен стать метод понимания. (Риккерт 1863-1936, Виндельбанд 1848-1915). В конце XIX – начале XX вв. Вильгельм Дильтей дал определение понимания как отношения к ценности: понять, значит выявить смысл, основную ценность. Выделим основные моменты в понимании специфики социального познания: 1. Специфика социального познания определяется спецификой объекта познания. Объектом познания является общество, что предполагает наличие в познании определенного момента субъективизма, проявляющегося в ценностных установках исследователя. 2. Говоря о ценностной детерминации (обусловленности) социального познания, мы должны помнить, что ценности присущи и всему научному познанию в целом. Однако естественнонаучному познанию свойственны ценности определенного вида, т.е. те ценности, которые контролируют организацию научного знания, - идеалы и нормы научного исследования. А социальному познанию присущи иные - мировоззренческие ценности, определенные позицией ученого. Отсюда в социальном познании возникают идеологические пристрастия, мифы и утопии. 3. Говоря об объяснении и понимании, следует подчеркнуть, что в настоящее время они не противопоставляется, а рассматриваются как два взаимосвязанные аспекты процесса познания. В настоящее время нет четкого деления наук на объясняющие или понимающие, так как в естественнонаучном познании также присутствует понимание как трактовка природы на основе естественнонаучной картины мира. Тем не менее, принято говорить, что в социогуманитарном познании доминирует понимание как отнесение к смыслу, а в естественнонаучном познании доминирует объяснение как сведение к закону. Специфика социального познания также определяется спецификой общественных (исторических) законов. Законы природы стихийны, в природе нет осознанных процессов. А общество, в отличие от природы эмоционально и рационально, поскольку в нем действуют люди, наделенные разумом и волей. Законы истории (общественные законы) проявляются через сознательную деятельность людей, и сознательная деятельность людей оказывает на них влияние. Эти законы не действуют жестко и однозначно, а проявляются как тенденции. Действие законов в истории зависит от конкретных исторических масштабов (сравним, генезис капитализма в XVI и XVII веках в анализе М. Вебера и К.Маркса). В понимании исторических законов можно выделить три подхода: 1. фатализм - абсолютизация жесткости и однозначности действия исторических законов и отрицание влияния человеческой деятельности на исторический процесс; 2. волюнтаризм – абсолютизация роли волевой, сознательной деятельности человека в истории; 3. понимание исторических законов как законов, проявляющихся через сознательную деятельность людей.
II. Теоретические модели общества. Основные подходы к философскому анализу общества. Построение данных моделей зависит от ответов мыслителей на следующие вопросы: – что есть общество и история? Попытка ответить на вопрос, в чем сущность общества; – есть у общества и истории законы, и каковы они; – в чем смысл истории; – присущ ли обществу прогресс; – что считать критериями прогресса. В понимании общества в истории философии сложились следующие подходы (виды теоретических моделей). 1. Теологический подход. Согласно представителям данного подхода сущность общества и его историческое движение предопределены Богом. Поэтому в понимании общества в рамках данного подхода доминируют провиденциализм (вера в предопределенность любого исторического события волей Бога) и эсхатологизм. Например, представитель данного подхода Августин Блаженный рассматривал историю как движение от града земного - эгоистического общества (каждый любит себя, преследует корыстные цели, в обществе разлад, злоба) к граду небесному – обществу с высоко моральными людьми (любят Бога, стремятся к спасению души). Основной фактор движения истории – борьба добра и зла, где ведущую роль играет человек, который обладая свободной волей, выбирает либо добро, либо зло. Например, представитель данного подхода Владимир Соловьев рассматривал историю как движение от человека природного к богочеловеку (идеал последнего он видел в Иисусе Христе). 2. Натуралистический подход. Представители данного подхода утверждают, что важнейшим фактором, определяющим развитие общества, является природа. Между природой и обществом нет качественных различий, поскольку в обществе действуют законы природы. В рамках данного подхода сформировались следующие концепции: Географический детерминизм – его сторонники признают, что климат и географические факторы определяют специфику социального и политического развития общества. Эти идеи зародились еще в античности: они были сформулированы Гиппократом, их можно найти у Платона и Аристотеля. Самую известную формулировку географического детерминизма дал в XVIII веке Шарль Монтескье: на юге жарко, люди там ленивы, экономика не развивается, в политической сфере господствует «восточный деспотизм»; на севере холодно, люди вынуждены активно действовать, чтобы добыть себе пропитание, поэтому экономика там весьма развита и существуют политические свободы. Также примерами географического детерминизма являются концепции И.И. Мечникова (влияние водного ресурса на специфику цивилизации – цивилизации речные, морские, океанические) и Л.Н. Гумилева. Демографический детерминизм. Данная концепция характеризуется абсолютизацией демографического фактора в развитии общества. Например, согласно Мальтусу или представителям неомальтузианства, рост народонаселения влияет на общественное развитие. И поскольку он происходит в геометрической прогрессии, а рост продовольствия – только в арифметической, постольку войны оправданы и необходимы. Современная социобиология характеризует основные идеи натурализма. Например, социобиолог Эдвард Уилсон, отрицает качественную специфику общества, говоря о том, что нравственность, религия, техника – это продолжение животных инстинктов, поэтому человек – высокоразвитое животное, а общество - популяция животных. 3. Культурно-исторический подход. Представители: Н.Я. Данилевский, П. Сорокин, Освальд Шпенглер, А. Тойнби. На основе отрицания единства мировой истории эти мыслители понимали общество как подобие биологического организма, не связанное с другими такими же организмами. Они называли его «культура» или «цивилизация». Согласно представителям данного подхода, каждая культура рождается, расцветает и умирает. Сущность каждой «культуры» или «цивилизации» определяется духовной культурой (прежде всего, религиозными ценностями). 4. Социально-экономический подход (представлен в философии марксизма). Согласно представителям данного подхода в основе развития общества – материальное производство. Материальные условия жизни людей (общественное бытие) определяют политическую и духовную жизнь (общественное сознание). 5.Социально-технологический подход.Представители: Раймонд Арон, Уильям Ростоу, Дэвид Белл, Фурастье, Дж. Гэлбрейт. Согласно представителям данного подхода, основным фактором развития общества является техника, а главной движущей силой общественного развития являются те, кто владеет технологией (менеджеры - управленцы). Данная позиция наиболее ярко представлена в концепции технологического детерминизма.
Вывод: Ни в одном из подходов не представлено целостной полноценной модели общества. В каждом из подходов выделяется нечто существенное в общественном развитии: и природа, и экономика, и духовная культура влияют на развитие общества. Попытка их соединения может быть осуществлена в рамках системного подхода к обществу. Общество как система. Его составляющие и их взаимодействие.
Дата добавления: 2014-08-09; просмотров: 725; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |