Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ПАРЕМИИ О МОНОЛОГЕ
Монолог, как уже отмечалось, является частью диалога и представляет собой сообщение, сделанное одним лицом другому лицу (или другим лицам) в ходе диалога. Особенности монолога определяются этикетными правилами построения монологического сообщения и его принятия, иначе — правилами для говорящего и правилами для слушающего. Паремии о монологе настолько тесно сплетены с паремиями о диалоге, что в самих фольклорных текстах их разделение может выглядеть несколько искусственным. Однако выделение паремий о монологе все-таки необходимо, если учесть последующее развитие устной речи в жанре монолога и важность деления текстов на монологические и диалогические в последующем развитии языка. Паремии о монологе достаточно четко различают правила для говорящего и правила для слушающего. При этом правила для слушающего семантически предшествуют правилам для говорящего. Правила для слушающего Правила для слушающего представлены многими смысловыми разновидностями паремий. Назовем важнейшие семантические группировки этих паремий: A. Паремии, указывающие на необходимость искать различие в содержании речи, получаемой от разных лиц. Например, "Сто человек — сто мнений", "Сколько людей — столько умов ", "У каждого человека есть хорошая мысль; пять человек — пять хороших мыслей". Смысл этой группы паремий состоит в предписании выслушать и отдельно изучить каждое полученное сообщение, так как в нем изначально следует предположить возможность нового знания: "Рты у всех одинаковые, головы у всех разные ". Б. Паремии , предполагающие деление полученных высказываний на истинные и пригодные и/или ложные и непригодные. Например, "Нет дров, которые не дымят, нет людей, которые не ошибаются", "Самый хороший учитель не без ошибок". В устной речи, где содержание слито с индивидуальностью говорящего, истинность и пригодность высказывания должны быть определены сами по себе, независимо от того, кем высказывание произнесено. B. Паремии, предлагающие отделять характер лица говорящего от содержания высказывания. Здесь выделяются несколько подгрупп: 1. "Не принимай решения, выслушав только одну сторону", "Если тебе не ясно, не спеши с выводами ". 2. "Все шакалы одинаково воют", "У всех собак лай одинаковый ". 3. "Слону снится одно, погонщику — другое", "Один любит редьку, другой — дыни", "Одному нравится попадья, другому — попова дочка ". Отделение содержания высказывания от характера лица говорящего строится на противопоставлении противоположных мнений и сопоставлении сходных. При этом основание сходства и различия зависит, согласно пословицам, от характеров говорящих. В то же время само содержание высказывания должно пониматься как независящее от характера говорящего. 4. "Иногда и дурак умное слово молвит ", "И глупая речь бывает к месту ". 5. "Слишком умный подчас не очень отличается от дурака", "Чрезмерная мудрость хуже глупости ". В противопоставлении "умный" — "глупый" различается истинность и полезность содержания высказывания самого по себе, независимо от характера говорящего. Таким образом, в состав паремий группы "В" входят правила, рекомендующие слушающему отличать содержание высказывания в его истинности и полезности от собственных свойств лица говорящего. Г. Паремии, предлагающие в содержании высказывания и в самой речевой ситуации распознавать намерения и интересы говорящего. 1. "Человек спрятан за своими словами, хочешь узнать человека, вслушайся в его речь ". 2. "Лиса знает сто сказок и все про курицу", "Кто о чем, а старая дева о муже ", "Во сне кошки — одни только мыши ". Эта группа паремий предлагает соотносить содержание высказывания с характером говорящего и объяснять хотя бы часть содержания, исходя из намерений и интересов говорящего. Д. Паремии, предупреждающие о возможной "неискренности" говорящего, способного иметь цель такого воздействия на слушающего, которое идет в ущерб слушающему. 1. "Если бы неискренность горела, дрова были бы вполовину дешевле ". 2. "Встретит человека — говорит как человек, встретит черта — говорит как черт", "С волком ест курдюк, с пастухом плачет", "Зайцу говорит "беги", борзой говорит "лови"", "Как двуручная пила ходит: то к одному, то к другому ". 3. "Не доверяй человеку, хвалящему тебя ", "Кто не сплетничает о других, тот не сплетничает и о тебе", "Кто передает тебе о других, тот передает другим о тебе". Способ обезопасить себя от "неискренности", т.е. от воздействия говорящего, способного нанести ущерб слушающему, состоит в соотнесении высказываний говорящего, сделанных им в разное время разным лицам. При нахождении в содержании высказываний противоречия, обнаруживающего лесть или осуждение третьих лиц, служащих косвенным способом льстивого завоевания расположения слушающего, следует отвергать мнение и побуждение к действию, содержащиеся в высказывании говорящего. Е. Паремии, представляющие способы оценки общих особенностей содержания высказывания самого по себе, независимо от характера говорящего, его намерений и интересов. 1. Нелогичность вывода: "Начал с кувшина, кончил о бочке", "Начал за здравие, кончил за упокой". 2. Непонимание ситуации: "Ничего, что дом сгорел, зато клопы подохли ". 3. Хвастовство и нереальность (вымышленность описания): "Родился раньше отца и пас дедовский табун ". 4. Неопределенность суждения: "Женили "если" и "разве" и родилось у них "если бы, да кабы"", "Немного слов — много оговорок ". 5. Несовпадение формы выражения и содержания: "Буквы кривые, да смысл прямой ". 6. Наличие иносказания: "Плоха та шутка, в которой нет половины правды ". Эта группа паремий представляет собой способы "выбраковки" содержания получаемых сообщений, уже отделенного от характера и намерений говорящего. Ж. Паремии, указывающие на типичные ошибки в построении высказывания. 1. Бессмысленное подражание другим: "Раз модно — пусть хоть трахома ". 2. Безосновательные мечтания: "Мыслями на троне, задницей в грязи ". 3. Безосновательное самооправдание: "Танцевать не умеет, а говорит, что пол кривой". 4. Неуместная щепетильность: "Балка нужника упрекает мельничную сваю за грязь ". 5. Приписывание себе чужих заслуг: "Конь скачет, а всадник похваляется ". 6. Непонимание своего истинного положения: "Его из деревни гонят, а он просится в старосты". 7. Непонимание сути событий: "Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где желоб". 8. Некомпетентность критики: "Каждый может ругать выстроенный дом, но не каждый может его построить ". 9. Некомпетентные советы: "Кто сам ничего не делает, тот любит поучать других ". 10. Лицемерие: "Нет, нет взять не могу, положите мне в карман". ... 11. Искажение истины в гневе: "Гнев шагает впереди, ум сзади". 12. Самомнение и зависть: "Свой ум и чужое богатство всегда сильно преувеличивают ". 13. Неосновательность суждения: "Причину и пластырь можно приклеить куда угодно ". 14. Невежество: "Люди не любят того, чего не знают ". Эти и подобные правила, с точки зрения речеведения, служат для опознания типичных случаев "неправильной речи", поэтому они нередко ироничны, как бы пародируют неверную речь. Паремии, моделирующие ошибочное поведение человека, весьма разнообразны и многочисленны, так что может возникнуть представление о наличии своеобразной фольклорной классификации ошибочных человеческих поступков. Однако такое утверждение было бы, как кажется, определенной "модернизацией" фольклора, поскольку в сфере фольклора, как самостоятельной области знания, еще не образуется, по-видимому, целостного понятия о психологической и социальной систематизации неправильного поведения. Паремии, обнаруживающие ошибки в суждениях, по общему закону паре-миологии противопоставлены похвале "точной", "дельной" речи: "Рот мой — щит мой", "Хорошее слово — половина счастья" и т.п. Сюда же можно отнести паремии, указывающие на возможную двойственность содержания речи: "Язык без костей — как повернешь, так и повернется", "Мокрый язык чего только не скажет" и т.п. Хотя эта подгруппа паремий уже как бы входит в правила для говорящего. В целом фольклорные правила для слушающего могут быть сведены в своеобразную программу, где полученное сообщение проходит серию осмыслений и проверок: а) внимательно отнестись ко всем полученным сообщениям; б) предположить возможность опасности и/или ошибочности, содержащихся в принятых сообщениях; в) в целях правильной оценки принятых сообщений разделить содержание сообщения и характер говорящего; г) распознать намерения и интересы говорящего, стоящие за его речью, в зависимости от характера его личности и прежних высказываний; д) отклонить высказывания, имеющие цель побудить слушающего совершить недолжный поступок; е) установить позитивный смысл полученного сообщения. Правила для говорящего Правила для говорящего строятся в целом, как уже отмечалось, на предостережениях об опасности слова. При этом паремии распадаются на ряд групп в зависимости от того, какую именно опасность слово в себе содержит. А. Как уже отмечалось, говорящий, прежде всего, должен обеспечить ненанесение ущерба, который слово может причинить слушающему ("Ножом убивают в безлюдном месте, словом — на людях"), и предупреждение возможных дурных последствий от высказывания при его передаче ("Все беды человека от его языка"), а также предусмотреть прямой ущерб самому себе от ошибочного высказывания. Поэтому первая группа паремий рекомендует осторожно обращаться со словом. Например, 1. "Корову ловят за рога, людей за язык", "Будешь следить за языком — он охранит тебя, распустишь его — он тебя предаст ". 2. "Слово — стрела, выпустишь — не вернешь ", "Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя", "Сказанное слово — срубленное дерево ", "Слово, пока оно у тебя во рту,— твое, а как вылетит — чужое ". 3. "Сердце глупца — в его языке, язык умного — в его сердце", "Лучше захромать на ногу, чем на язык ". Смысл правил, содержащихся в данной группе пословиц, состоит в том, что предписывается осторожность со словом, коль скоро: а) сказанное может обернуться против говорящего; б) сказанное — одноактный акт, недопускающий переделок; в) сказанное — признак "ума" или "глупости" говорящего, в зависимости от содержания сказанного. Б. Следующая группа правил касается характера внутренних действий со словом. Например, 1. "Сначала свари слово, потом вытащи его изо рта", "Прежде чем говорить, подумай о смысле слов". 2. "Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь", "Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить ". 3. "Если боишься, не говори, если сказал — не бойся ". Эта группа правил предписывает: а) всестороннее обдумывание будущего высказывания; б) обязательную "фильтрацию" высказываний во внутренней речи путем отбора годных к произнесению высказываний внутренней речи; в) точное и отчетливое произнесение отобранных высказываний внутренней речи. В. Третья группа паремий дает своеобразную классификацию типичных неправильностей в произносимых высказываниях. Например, 1. Противоречие содержания речи и ситуации общения: "Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя", "Править бритву и давать советы нужно вовремя ". 2. Тривиальность содержания высказывания для слушающего: "Учитрыбу плавать", "Яйцо курицу уму-разуму учило". 3. Многословие: "Слова — жемчуг, но когда их много, они теряют цену", "Веревка хороша, когда длинна, а речь, когда коротка". К этому ряду пословиц можно еще отнести предупреждения о том, что многословие способно повредить самому говорящему, приводя к ошибкам при "фильтрации" высказываний и их оценки во внутренней речи: "Кто много говорит, много ошибается ". 4. Повторение одного и того же содержания в данной ситуации общения: "И хорошее слово хорошо один раз ". 5. Ложь, т.е. намеренно неверное представление действительности в речи: "Улжеца дом сгорел — никто не поверил", "Где правда бессильна и ложь не поможет", "Чем плохо скрывать, лучше хорошо признаться ", "Пусть рот кривой, лишь бы слова были прямые ". 6. Снижение ценности высказывания по причине неверного выбора слушающего: "Мечет бисер перед свиньями", "Услаждает на лютне слух буйвола". Г. Четвертая группа паремий содержит рекомендации стили-стико-риторического характера. Такие паремии весьма разнообразны по содержанию. Приведем некоторые примеры: "Смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано"; "Если хочешь возвысить человека — возвысь, хочешь унизить — тоже возвысь"; "Стреляет криво — попадает прямо" ( об иносказании ); "Умный винит себя, глупый — товарища" и т.п. Правила речевого поведения для говорящего построены как программа действий, имеющих определенную последовательность: а) Предписывается произвести тщательную умственную работу над словом, поскольку произнесение есть однократный акт, не допускающий переделок, а сказанное может обернуться против говорящего. б) Предписывается обдумывать высказывания во внутренней речи, отбирая годные к произнесению. в) Рекомендуется обдумывать отобранные к произнесению высказывания на основе отсутствия в них следующих признаков: противоречие ситуации общения, тривиальность содержания, многословие, повтор уже сказанного в той же ситуации, намеренное несоответствие речи и действительности, возможное обесценивание содержания в зависимости от характера и опыта слушателя. Итак, правила речевого поведения для говорящего и правила речевого поведения для слушающего представляют собой две противопоставленных друг другу программы речевых действий [см. блок-схему "Правила ведения речи"]. Сравнение обеих программ показывает, что данное противопоставление носит целостный характер. Ни одна отдельная операция в программе для слушающего не соотносится с какой-либо отдельной операцией в программе для говорящего, но обе программы в целом построены так, что программа слушающего определяет программу говорящего. Анализ высказываний, совершаемый слушающим, определяет действия и характер оценок говорящего. Таким образом, реализуется общее правило — действия слушающего имплицируют действия говорящего. Правила ведения речи (блок-схема) Исследователи отмечают различный характер соотнесения внутренней речи у говорящего и слушающего с их внешней речью; внутренняя речь говорящего как бы синтезирует внутреннюю речь слушающего, в то время как внутренняя речь слушающего, напротив, анализирует внутреннюю речь говорящего [150, 30]. Эти наблюдения находят обоснование в свете фольклорных данных. Пословицы, рассмотренные как правила действий со словом, показывают, что речевые программы слушающего и говорящего с необходимостью включают действия, совершаемые во внутренней речи. Внутренняя речь предписывается, оформляется и регулируется определенными этикетными нормами и правилами, поэтому нельзя думать, что внутренняя речь является чем-то случайным или факультативным по отношению к внешней речи. Таким образом, отношение мысли к слову не сводимо к ассоциативному или нейродинами-ческому автоматизму. Отношения мысли и слова даны как сложный процесс, состоящий из серии операций, последовательно приближающих слушающего к пониманию речи, а говорящего — к возможностям реализации речи. Этот процесс — следствие не только индивидуального, но и общественного развития. Именно в свете такого понимания отношений мысли и слова следует подходить к проблеме словотворчества, исходные правила которого даны в народной этимологии.
Дата добавления: 2014-10-08; просмотров: 341; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |