Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ПЕЧАЛЬ, ГОРЕ, ДЕПРЕССИЯ

Преобладающей эмоцией в горе является печаль. Главной причиной горя служит утрата. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической.

Биологические факторы.«Горе является биологической реакцией, эволюционное значение которой заключается в обеспечении групповой сплоченности. Отлучение от группы или от определенных членов группы становится событием крайне напряженным как в психологическом, так и в физиологическом смысле» (Averill, 1968, p. 729).

Культурные факторы. Возможно, самой важной культурной детерминантой горя является утрата роли. Использовать как диагноз социального уровня наряду с одиночеством.Роль отца, матери, ребенка, мужа и т. д. предписана культурой, и потеря любимого человека часто означает утрату соответствующей роли (например, мужчина, теряя жену, теряет роль мужа). Как указывают Эйврил и другие авторы, утрата роли означает, в сущности, разрушение функциональных связей в результате потери значимого чело­века. Использовать как диагноз социального уровня наряду с одиночеством.Утрата или изменение роли становятся важным фактором горя в том случае, если они сопровождаются снижением самооценки (Birbing, 1968). Ролевые изменения или любые другие обстоятельства, лишающие человека значимых для него отноше­ний с людьми или окружающей средой, могут вызвать горе (Becker, 1962; Das, 1971).

Психологические факторы. Психологические причины горя берут свое начало из феномена аффективной привязанности – привязанности к людям, предметам или идеям. Утрата объекта привязанности или разлука с ним означает для индивида утрату источника радости и – в зависимости от возраста человека и природы объекта – утрату любви, безо­пасности или чувства благополучия. В основе всех психологических причин горя лежит один общий фактор – ощущение потери ценного и любимого, того, к чему имелась сильная аффективная привязанность.

Экспрессия и переживание горя

Переживание горя созвучно переживанию печали, но по мере включения дру­гих эмоций опыт горя становится более сложным. Блок (Block, 1957), изучая состо­яние горя с помощью шкал семантического дифференциала, обнаружил, что пере­живание горя характеризуется выраженной тенденцией к включению в себя эмо­ции вины. Исследования Блока показали также, что понятие «горе» положительно коррелирует с такими понятиями, как «беспокойство» и «зависть», и отрицатель­но – с понятием «удовлетворенность». Любопытная связь обнаружена также меж­ду горем и эмоциями гнева и страха. Так, вдова может злиться на покойного мужа за то, что он покинул ее, а ребенок, оставшись без отца, может испытывать страх за свое будущее.

Функции горя

Горе, способствуя укреплению социальных связей и груп­повой сплоченности, выполняет тем самым биологическую и социальную функции. Как всякая эмоция или комплекс эмоций, горе заразительно; именно благодаря сво­ей заразительности оно пробуждает сочувствие (эмпатию), укрепляет связь между людьми, понесшими тяжелую утрату. И этот эффект генерализуется, распростра­няется на более широкое сообщество, поскольку ритуалы скорби, как правило, ис­полняются публично.

Горе позволяет «сжиться» с утратой, адаптироваться к ней. В каком-то смысле горе представляет возможность отдать последний долг навсегда ушедшему, любимому человеку. Переживание горя – это всегда стресс, и оно побуждает человека к восстановлению личностной автономии. Горе мотивирует человека восполнить понесенную утрату.

Горе в контексте привязанности и разлуки

В своем монументальном двухтомном труде Боулби (Bowlby, 1969, 1973) пред­ставил теорию привязанности и разлуки и дал анализ психологических проблем, связанных с этими явлениями. Мы уже упоминали теорию Боулби, говоря о том, что прародителем всех видов межличностной привязанности является связь между матерью и младенцем. Боулби подходит к анализу горя именно в контексте данной связи и ее разрушения, в контексте реактивного сепарационного синдрома. Он ут­верждает, что у ребенка, который имел нормальные возможности для социального развития и был привязан к матери, насильственное отлучение от матери вызывает стресс. После отлучения поведение младенца или маленького ребенка проходит ряд типичных стадий: стадию протеста, которая характеризуется энергичными попыт­ками вновь обрести мать или человека, который заботился бы о нем так же, как она; стадию отчаяния, которое выражает себя непрекращающимся плачем; и, наконец, стадию отчуждения, во время которой у ребенка формируются различные защит­ные механизмы, помогающие ему компенсировать утрату. Реакция на разлуку явля­ется отчасти функцией возраста. Поскольку в первые полгода жизни младенец еще не способен к формированию прочной привязанности к другому человеку, вышеопи­санный реактивный сепарационный синдром можно наблюдать у младенцев только со второй половины первого года жизни. Начиная с этого времени и на протяжении всего периода раннего детства даже кратковременная разлука с матерью может вы­зывать у ребенка страдание, которое выражается той или иной фазой сепарацион­ного синдрома. Дети постарше обычно понимают относительную незначимость крат­ковременной разлуки, только продолжительная разлука вызывает у них страдание. Взрослые приходят в расстройство при очень длительной разлуке или безвозврат­ной утрате, как, например, в случае смерти любимого человека.

По Боулби, стадия протеста реактивного сепарационного синдрома характери­зуется главным образом эмоцией страха. Разлука означает одиночество, и Боулби приводит веские аргументы, подтверждающие его постулат о том, что одиночество является одним из природных сигналов возросшей опасности и потому вызывает страх. Эмоция страха побуждает человека к бегству от опасности, у младенца это побуждение выражается главным образом в попытках восстановить близость с матерью. Когда страх начинает отступать, младенец может выказывать гнев, такт образом «он упрекает мать за случившееся и пытается предотвратить подобное будущем» (Bowlby, 1973, р. 253). Постулат Боулби о взаимодействии эмоций страха и гнева в рамках реактивного сепарационного синдрома согласуется с положениями теории дифференциальных эмоций.

Стадия отчаяниясепарационного синдрома характеризуется тем, что ребенок проявляет признаки горя и скорби. В системе Боулби горе определяется главным образом в терминах отчаяния и печали; другие эмоции, задействованные в горе, рассматриваются им отдельно, в рамках других стадий данного синдрома.

На стадии отчуждения у ребенка формируются различные защитные механизмы. У младенца и у маленького ребенка основной способ излечения от психической травмы, нанесенной разлукой с матерью, заключается в формировании здоровой аффективной привязанности к другому человеку. Дети постарше, подростки и взрослые могут использовать любой из защитных механизмов, главным из которых, наверное, является механизм подавления, или репрессии. Человек может подавить все представления и воспоминания, связанные с печальным переживанием. Как указывает Перец (Peretz, 1970), индивид может также использовать такие защитные механизмы, как изоляция аффекта, вытеснение (особенно агрессивного компонента), замещение и отрицание.

Переживание горя возникает в результате взаимодействия печали с другими аффек­тами и в результате аффективно-когнитивных интеракций. Чем крепче и глубже узы, связывавшие людей, чем больше переживаний – хороших и плохих – делили эти люди в прошлом, тем больше вероятность того, что доминирующей составляющей горя будет печаль.

Несмотря на то, что исходной эмоцией в горе является печаль, нет ничего удиви­тельного в том, что человек, переживая горе, может испытывать гнев и враждебные чувства. Томкинс (Tomkins, 1963) считает, что продолжительная печаль является внутренним активатором гнева, а всем нам известно, что в горе человек довольно долго переживает печаль. Индивид может также испытать гнев, обвиняя усопшего за то, что тот навсегда покинул его, или обвиняя в этом кого-то другого. Как указы­вает Эйврил, утрата может стать чрезвычайно фрустрирующим событием: она озна­чает для индивида утрату эмоционально значимых отношений, неосуществимость задуманных планов и желаний, исполнение которых в той или иной мере зависело от ушедшего человека. Резкое изменение жизненного стереотипа, крушение надежд и ожиданий могут вызывать у человека гневные чувства.

Переживание горя еще более усложняется тогда, когда в горе помимо печали и гнева задействованы другие эмоции, объяснить которые бывает довольно сложно и которые плохо поддаются контролю. Если отношения с усопшим были конфликт­ными и существовавшие противоречия остались неразрешенными, то человек на­чинает терзаться чувством вины и стыда. В данном случае он направляет свой гнев на самого себя. В сущности, он обвиняет себя в смерти любимого, даже в том слу­чае, если он был не в силах предотвратить ее. Его стыд еще более усугубляется, если окружающие дают ему понять, что он плохо заботился о близком ему челове­ке, был недостаточно внимателен к нему. Именно эта одновременность пережива­ния печали, вины, стыда и гнева, особенно гнева, направленного на самого себя, характерна для тяжелой депрессии, которой нередко сопровождается переживание горя.

Итак, наиболее глубокое, всеобъемлющее переживание горя возникает вслед­ствие утраты любимого, дорогого человека. Однако Перец (Peretz, 1970) в своей работе выделил три других разновидности утраты.

1. Одна из них – это утрата тех или иных привлекательных качеств в самом себе, утрата отдельных сенсорных, мо­торных или интеллектуальных способностей или, если говорить кратко, утрата по­зитивного отношения к себе, утрата самоуважения.

2. Второй разновидностью утраты является потеря материальных ценностей – денег, вещей, родины.

3. Третья разно­видность утраты – это неизбежные потери, которыми сопровождается процесс ро­ста и развития (например, утрата ребенком кормящей его материнской груди, поте­ря молочных зубов, частичная утрата родительского внимания).

Перец подчеркива­ет, что всякая утрата является одновременно и реальным, и перцептивным (или психологическим) событием, так как имеет символическое, личностное значение для индивида. Так, реальная утрата в сознании индивида может символизировать утрату чести, достоинства, доброго имени. Перец также отмечает, что серьезные, значительные утраты представляют угрозу для человека, так как часто влекут за собой дополнительные потери.

Человек чувствует вину только перед теми, кого любит и к кому привязан.

Депрессия.Переживание депрессии включает в себя следующие фундаментальные эмоции: печаль (ключевая эмоция), гнев, отвращение, презрение, страх, вина и смущение. Предполагается, что гнев, отвращение и презрение (враждебность) проявляются человеком как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям.

 

ГНЕВ

Гнев – одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как нежелатель­ная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Наверняка в вашей жизни бывали случаи, когда вы, вспоминая об испытанном гневе, переживали сму­щение и стыд, особенно если вам не удалось сдержать вспышку гнева перед челове­ком, которого уважаете и мнением которого дорожите. Вы стыдитесь того, что «по­теряли контроль над собой». Как уже говорилось, гнев может быть связан с печалью, а гневные чувства, которые человек испытывает по отношению к самому себе, в комбинации с печалью и другими эмоциями могут спо­собствовать развитию депрессии. Гнев также может взаимодействовать с эмоциями вины и страха.

Сдерживая гнев, человек может страдать от того, что не имеет возможности сво­бодно выразить свои чувства или устранить барьеры, препятствующие его стремле­нию к желанной цели. При определенных обстоятельствах сдерживание гневных проявлений может вызывать патологическое повышение активности вегетативной нервной системы, что выражается в повышении диастолического давления, учаще­нии сердечного ритма и в других физиологических нарушениях. Регулярное повто­рение ситуаций, вызывающих подобные нарушения в сердечно-сосудистой и других системах организма, может привести к психосоматическим расстройствам.

В ситуации фрустрации одновременно с эмоцией гнева часто активируются та­кие эмоции, как отвращение и презрение, и тогда формируется комплекс эмоций, который мы называем триадой враждебности. Для того чтобы контролировать свои эмоции, мы преж­де всего должны уметь отличить одну эмоцию от другой, уметь идентифицировать эмоцию и назвать ее.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Регуляция печали | Причины гнева

Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 444; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.