Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Мир сложнее, чем мы думаем
Возражения Михаила Чулаки против молебна перед космическим полетом соединяют два мотива: поверхностный, обывательский и философски серьезный. Согласно первому, если гибнут подводные лодки с хорошими ребятами, то, значит, Бога нет, и служить молебен перед полетом в космос еще худшее суеверие, чем держать пальцы скрещенными. Иными словами, или Бог исполняет все наши благие пожелания, или Его просто не существует. Мы готовы признать простого и понятного, как дважды два, Бога, действующего как палочка-выручалочка в любой созданной нами ситуации. На Бога таинственного, непостижимого и тем не менее любящего Свое отпадшее творение мы не согласны. Но, несмотря на все человеческие возражения и сомнения, история знает много фактов, которые невозможно объяснить простым совпадением. Когда в конце 60-х годов «Аполлон-13» потерпел серьезную аварию (взорвался баллон во время полета к Луне), вся Америка молилась о спасении корабля. И хотя корабль не прилунился, его благополучное возвращение на Землю признано не меньшим космическим достижением, чем высадка на наше малое светило. Тем не менее в том, что пишет Михаил Чулаки, остается серьезный вопрос. Почему все-таки происходят катастрофы, землетрясения, гибнут невинные люди? В Евангелии от Луки есть такой эпизод в главе XIII: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их, Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?.. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все также погибнете...» В существовании в мире зла заключена одна из тайн мироздания. Несомненно одно: в огромном числе трагических случаев повинна злая человеческая воля. Обвинять Бога за преступления, творимые самими людьми, по меньшей мере несправедливо. В приведенном отрывке из Евангелия от Луки Иисус также не дает объяснения трагедиям. Но Он связывает их с общим состоянием людей того времени. Невидимые составляющие неправедной жизни отдельных членов человеческого общества, а чаще всего его большинства, в сумме дают печальные результаты. Поэтому, когда мы сталкиваемся с такими трагедиями, вопрос нужно ставить не в форме «почему?», как бы желая найти виновного. Правильным будет вопрос перед каждым из нас: «Для чего?» Какая весть заключена в том или ином печальном событии? Для каждого это призыв положить на чашу весов жизни нашей страны как можно больше добра, меньше зла. А что касается молебна перед космическим полетом, то обратиться к Высшей силе с благодарностью за мудрость, дарованную человечеству, создающему такие сложные машины, испросить благословения на то, чтобы задуманное прошло благополучно, — все это вполне достойно происходящего события. Ведь, в отличие от недавнего прошлого, такого рода молебны, слава богу, не навязываются решением правительства или президента, а являются просто ответом на естественные чувства людей, которые отправляются в полет. Такие сложные эксперименты всегда связаны с большим риском, и соединить столь волнующее событие с молитвой в форме сложившейся православной традиции для нашей страны и нашей культуры вполне естественно. Не очень привычно? Пожалуй. Но ведь мы живем в демократическом обществе, для которого свойственны различные мнения и различные подходы к явлениям общественной жизни. Лишь бы не было всеобщего навязывания взглядов и традиций, свойственных одной части общества, даже если она составляет большинство.
А. Борисов выбирает стратегию развертывания речи, противоположную стратегии М. Чулаки, и в результате завоевывает значительную часть сомневающейся аудитории. С самого начала он предлагает тактику совместного рассуждения, не противопоставляя себя наивной, заблуждающейся аудитории, используя мы-совместности: Мы готовы признать простого и понятного, как дважды два, Бога, действующего как палочка-выручалочка в любой созданной нами ситуации. А. Борисов сосредоточивается на серьезном вопросе существования зла, ответ на который является для М. Чулаки (но не для большинства аудитории) само собой разумеющимся. Тактика постановки вопросов подчеркивает трудность, подчас невозможность нахождения ответов на вечные вопросы. Тональность публикации не иронично колкая, а спокойная, допускающая как собственную, так и чужую человеческую слабость. Сам же факт молебна перед космическим стартом, возмутивший М. Чулаки, перестает быть столь важным во многом благодаря композиционному замыслу автора. Об этом факте упоминается (А что касается...), именно упоминается после обращения к Евангелию, к вечным вопросам бытия, когда к этому незначительному факту уже можно отнестись мудро-снисходительно. Впрочем, для этого А. Борисов находит в конце убедительные аргументы. Столь же мудро он поступает и с суждением М. Чулаки о «диктатуре на небесах». Оно не опровергается прямо, но публицисту адресован косвенный (в виде пожелания) упрек в навязывании взглядов и традиций. Думается, что в этом споре риторически более убедительной является публикация А. Борисова, способная оказать воздействие на очень широкую аудиторию и даже отвоевать союзников у яркого, ироничного публициста М. Чулаки. Речь не всегда имеет форму рассуждения, к которому приложимо понятие аргументации. Она может развертываться в форме описаний и повествований (если воспользоваться этими несколько упрощенными терминами). В учебнике А.К. Михальской «Основы риторики: Мыль и слово» возрождается интерес к старинным риторическим сочинениям, в которых было подробно разработано понятие инвенции. Автор напоминает, что инвенция понималась в них как «ловчая сеть», «сетка понятий», и определяет ее систему, предлагающую способы мыслить на любую тему. Инвенция представляла собой набор так называемых общих мест. Общие места, или топы (топосы, топики), — это модели порождения речевого и мыслительного содержания. Они очень разнообразны: причина, следствие, пример, свидетельства, целое/части, противное, имя и др. Продемонстрируем возможности топа имя, который предполагает обращение оратора к различным словарям (толковым, этимологическим и др.), позволяющим раскрыть значение, происхождение, образование слова или выражения. Такое обращение может дать толчок интересному и убеждающему речевому развертыванию. П.А. Александрову, адвокату Веры Засулич, было очень важно убедить присяжных в том, что слово месть, изначально заряженное отрицательной оценочностью, не подходит для определения мотивов ее поступка (как известно, Засулич стреляла в генерал-губернатора Петербурга Трепова, чтобы привлечь общественное внимание к его приказанию высечь политического арестанта Петропавловской крепости — студента Боголюбова). Топ имя был использован следующим образом: Мне кажется, что слово «месть» употреблено в показаниях Засулич... как термин наиболее простой, короткий и несколько подходящий к обозначению побуждения, импульса, руководившего Засулич.
Риторика учила выращивать культурное риторическое древо при помощи разнообразных топов (моделей смыслопорождения). Уже в XVIII в. этим умением владели даже школяры, в идеале они могли написать сочинение на любую, самую скучную тему, отбрасывая все ненужное, второстепенное и располагая топы в определенной последовательности, т.е. хрие. Например, если вы хотите создать развернутый монолог на тему, формулировка которй представляет собой афоризм или цитату, то можете руководствоваться следующей схемой речи:
1. Высказывание об авторе афоризма (цитаты). 2. Экспозиция (аспекты рассмотрения проблемы). 3. Причины (почему этот афоризм верен?). 4. Следствия (если мы согласны с автором афоризма, то что из этого следует?). 5. Опровержение афоризма (противоположная точка зрения). 6. Расширение сферы использования афоризма (аналогичные ситуации). 7. Примеры из жизни, из различных произведений искусства. 8. Цитаты (высказывания великих), которые подтверждают афоризм. 9. Заключение (обобщение, обращение к личному опыту, возвращение к началу сочинения и др.). ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ЭКЗАМЕНУ Руководствуясь предложенной выше схемой, составьте развернутый монолог на одну из предложенных тем:
1. «Лишь слову жизнь дана…» (И.А. Бунин); 2. «Заговори, чтобы я тебя увидел…» (Сократ); 3. «Для понимания одного единственного слова требуется вся жизнь, вся культура, которую смог впитать» (Д.С. Лихачев); 4. «Всего прочнее на земле – печаль и долговечней – царственное слово» (А. Ахматова); 5. «Мой царь, мой раб, родной язык» (В. Брюсов); 6. «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когдахочешьговорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело» 7. «Есть два искусства, которые могут вознести человека на самую высшую степень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора» (Цицерон) 8. «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда начинает он чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее» (Л.В. Щерба» 9. «Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, самому себе» (Д.С. Лихачев) 10. «Чем большим количеством слов я обладаю, тем большее значение я имею для других, тем обширнее объем моих воздействий, моего влияния» (Л. Фейербах) 11. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В.Г. Белинский) КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Риторика и ее роль в обществе. Предмет и задачи риторики. Основные подходы к определению понятия «риторика». Становление и основные этапы развития риторики. 2. Развитие риторики в России. Российские традиции красноречия и современность.Современное состояние риторической науки. Неориторика. 3. Риторика как теория и практика эффективного, целесообразного, гармонизирующего общения. Основные понятия риторики (риторический канон, риторический идеал). Риторический идеал античности. 4. Риторика как теория и практика эффективного, целесообразного, гармонизирующего общения. Основные понятия риторики (риторический канон, риторический идеал). Истоки и особенности отечественного риторического идеала. 5. Риторика общая и педагогическая. Принципы педагогической риторики. 6. Модели риторического идеала, сосуществующие в современном обществе (тоталитарная, софистическая, сократическая). 7. Требования к оратору как к создателю речи: умение публично мыслить, владение языковой культурой. Личностные свойства оратора, вызывающие доверие аудитории. Имидж современного оратора (политика, бизнесмена, ученого). 8. Этапы порождения речи. Инвенция (нахождение и изобретение речи). Нахождение речи (разработка концепции, выявление узловых противоречий). Определение стратегии речи в расчете на конкретную аудиторию. Специфика публичных выступлений в аудиториях разных типов. Зависимость восприятия публичной речи от демографических и социально-психологических особенностей аудитории. Формулирование целевой установки выступления. Составление конспекта выступления в виде основных тезисов. Рекомендации по использованию конспекта. 9. Изобретение речи (тактика публичного выступления). Аргументы «за» и «против», сильные и слабые. Аргументация: нисходящая и восходящая, односторонняя и двусторонняя, индуктивная и дедуктивная, опровергающая и поддерживающая. Правила и приемы эффективной аргументации, помехи ее восприятия. 10. Паралингвистические средства общения. Особенности русского рече-жестового поведения. 11. Понятие об элокуции как словесном выражении речи. Владение языком как важнейшая составляющая публичного выступления. Основные функции языка. Понятие о современном русском литературном языке. 12. Норма языка – основа педагогической риторики. Нормативность как основная категория литературного языка. Варианты норм. 13. Языковая личность как важнейшее понятие современной антропоцентрической лингвистики. Структура языковой личности. Понятие «языкового паспорта» человека. «Языковой паспорт» и общий культурный уровень человека. Понятие лексической нормы. 14. Типология языковых личностей. 15. Орфоэпические нормы и их роль в оформлении речи. 16. История современного русского литературного произношения. Судьба различных произносительных вариантов. 17. Акцентологические нормы и их значение для успешного оформления речи. 18. Заимствования и их культурно-речевая оценка. 19. Место субстандартной лексики (просторечной и жаргонной) в различных типах речи. 20. Синонимы и антонимы как показатели выразительности речи. Функции синонимов и антонимов. 21. Правильность речи и владение грамматическими нормами. Понятие грамматической нормы. Трудные случаи русских грамматических норм. 22. Фразеологизмы в ассоциативно-вербальной сети современной языковой личности. Национально-культурная специфика фразеологического фонда. 23. Пословицы, поговорки, крылатые слова и их значение для эффективности публичного выступления. 24. Словари и культура языковой личности. Значение словарей в жизни общества. 25. Этический компонент в структуре языковой личности оратора. Речевой этикет как неотъемлемая часть культуры языковой личности. 26. Роль обращений в системе русского речевого этикета. Национально- культурная специфика обращений. 27. Использование личных местоимений в русском речевом этикете. 28. Нормы речевого этикета в светском общении. Правила современного русского светского общения. 29. Коммуникативные нормы в речевом общении. Основные единицы речевого общения. 30. Эффективность речевой коммуникации. 31. Речевая демагогия и агрессия. Манипуляция и демагогия. Стратегии и тактики демагогического речевого воздействия. Механизмы манипулирования общественным сознанием. Виды и формы проявления речевой агрессии. Приемы зашиты от речевой агрессии и демагогии. 32. Явления коммуникативного дискомфорта в общении (коммуникативные сбои, неудачи, конфликты). 33. Коммуникативная этика и речевое мастерство учителя. 34. Основные проблемы и недостатки современной русской речи
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1. www.auditorium.ru — система федеральных образовательных порталов. 2. www.vusnet.ru (а также www.i-u.ru) — Российский государственный Интернет-университет. 3. www.uisrussia.msu.ru/1inguist — научно-образовательный портал «Лингвистика в России: ресурсы для исследователей». 4. www.rvb.ru — Русская виртуальная библиотека. 5. www. ruthenia.ru 6. http://russcomm.ru — портал Российской коммуникативной ассоциации. 7. www.philologia.ru 8. www.gramma.ru 9. www.gramota.ru 10. www.Lenizdat.ru 11. портал «Русский язык»
Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 459; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |