Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
П Р И З Н А К И
1.Цель 1.Цель партии - 1.Цель партии - деятельности - захват власти победа на выборах победа на выборах 2.Организацион- 2.Стремление 2.Организацион- ная основа - выражать общена- ная основа пар- первичные циональные, тии - комитеты, организации а не групповые имеющие откры- (ячейки, отряды интересы тый характер. и т.д.), имеющие 3.Отказ от идео- 3.Небольшая открытый характер логии численность 3.Массовый 4.Территориаль- партии характер партии ный принцип 4.Территориаль- 4.Территориаль- организации ный принцип ный и производ- деятельности организации ственный прин- 5.”Сезонный” деятельности ципы организации характер деятель- 5.Слабая партий- деятельности ности: от выборов ная дисциплина, 5.Жесткая к выборам нефиксированное партийная 6.Слабая партий- членство дисциплина, ная дисциплина 6.Приверженность фиксированное либеральной или членство, взносы консервативной 6.Приверженность идеологии радикальной идеологии
Рис.1. Классификация партий (по М.Дюверже и Дж.Сарторри)
|
По отношению к правящему режиму партии подразделяются на правящие (победившие на выборах и сформировавшие правительство) и оппозиционные (их функции:1.систематическая критика деятельности правительства с указанием его ошибок и недостатков; 2.предложение альтернативных вариантов решения возникающих проблем; 3.контроль за действиями властей с точки зрения их соответствия конституции, предвыборным обещаниям; 4.смена существующего правительства на следующих выборах).
Партии могут различаться по характеру их идеологических доктрин: революционные, реформистские, консервативные.
Функции партий: согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов; представительство интересов; коммуникация -взаимосвязь власти и общества; политической социализации; политического рекрутирования. В тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти.
Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему, которые различаются по количественному и качественному критерию.
По количеству партий, существующих в обществе, выделяют: монопартийную систему, двухпартийную систему (заметное преобладание двух наиболее влиятельных ), многопартийную систему.
Партийные системы различаются по политическому весу партий, который состоит из трех переменных: а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских мандатов, полученных партией на выборах.
По политическому влиянию выделяют четыре типа партий:
1.мажоритарная партия, т.е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса. 2. Партия с мажоритарным призванием, т.е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах. 3.доминирующая партия, т.е. получившая относительное большинство депутатских мест. 4. Миноритарная партия, т.е. имеющая минимальное число мандатов.
Лекция: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА
1.Сущность, назначение и функции политической культуры.
2.Типы политических культур.
3.Политическая социализация.
Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни.
Политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты: 1.Под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. 2.Политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. 3.комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
Функции политической культуры:
Идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.
Ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.
Адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде.
Социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.
Интеграции, обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом.
Коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой, они выделили три “чистых” типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом.
Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров - Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур. Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабско-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.
Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к формированию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной политической системе и выполнять там определенные функции, называется политической социализацией.
Набор политических знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей, а также от деятельности основных агентов политической социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих переменных политического процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации.
Различия в механизме передачи культурных традиций и норм в тех или иных политических системах позволяют выделить следующие типы политической социализации:
n гармонический, отражающий психологически нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознание им своих гражданских обязанностей.
n гегемонистский, характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме “своей”.
n плюралистический, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам.
n конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель политического участия в сохранении лояльности своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками.
Словарь использованных терминов:
Авторитарно-подданическая традиция - в отличие от традиций демократического гражданства предполагает не взаимообязательные (договорные) отношения граждан с государством, а односторонние обязательства подданных.
Геополитика - наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств в пространстве. Термин введен в оборот шведским политиком Челленом (1846-1922).
Гражданское общество - совокупность неполитических отношений (экономических, духовно-нравственных, религиозных, культурных), граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности, неподопечности и автономии по отношению к государству.
Деидеологизация - требование отказа от идеологии как препятствия для рационально-прагматического поведения в политике, ориентированного на реальные интересы и проверяемые факты, а не на ценности и утопические прожекты. На самом деле концепция деидеологизации сама страдала утопизмом, ибо отказ от идеологии может быть только частично условным; чаще всего речь фактически идет об отказе от одной идеологии в пользу другой, вступающей в моду.
Демократия свободы - понятие, означающее одну из разновидностей посттрадиционного общества. В частности, согласно французскому политическому мыслителю А.Токвилю (1805-1859), демократическими являются все постфеодальные общества, в которых рухнули сословные перегородки. Но при этом одни из них пошли по пути демократии свободы - рыночной и иной соревновательности людей, неизбежно приводящей к неравным результатам, к успеху наиболее предприимчивых, а другие - по пути демократии равенства - ограниченной свободной соревновательности и втискивания неравных по природе людей в прокрустово ложе равенства.
Идентичность (в социокультурном смысле) - совокупность устойчивых черт, позволяющих той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя от других.
Консенсус - согласие; в политике означает готовность к взаимным компромиссам и уважение прав другой стороны
Конформизм - установка на пассивно-приспособительный , соглашательский тип поведения в социальной жизни и в политике.
Латентный - скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков.
Легитимность - законность власти, исторически выступающая в разных формах: традиционной монархической (законный наследник престола), демократической (законно избранный глава государства), харизматический (законный продолжатель великого дела первооснователя, великого задания, миссии).
Либерализм - идейно-политическое течение, ставящее целью освобождение общества от оков государства, личности от давления авторитарной коллективности.
Либертаризм - концепция невмешательства государства в социально-экономические отношения, целиком отдаваемые на откуп рынку. Сегодня настойчиво пропагандируется “чикагской школой” (М.Фридман, Г.Бэккер, А.Лаффер, П.К.Робертс).
Лоббизм - способ давления на процессы принятия политических решений, осуществляемый организованными группами для протаскивания своих интересов.
Логос (греч. - слово, мысль, упорядочивающий разум) - термин, обозначающий всеобщий закон - логику, которым подчиняются и объективный мир и человеческий разум.
Мажоритарная избирательная система - система таких процедур, которые позволяют отсекать голоса, полученные мелкими партиями, в пользу представительства наиболее крупных партий, образующих устойчивое парламентское большинство.
Макиавелизм -образ политического поведения, при котором ради поставленных целей считается приемлемым и оправданным использовать любые средства вплоть до самых вероломных, коварных и жестоких. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и мыслителя Н.Макиавелли.
Маргинализация - выталкивание на дно, резкое понижение в социальном статусе.
Марксизм - учение К.Маркса (1818-1883) об обществе и выросшая из него идеология, основанная на следующих постулатах:
n базисно-надстроечном детерминизме (производственно-экономические отношения - это базис, определяющий политико-юридическую, идеологическую и культурную надстройку);
n учение о частной собственности как источнике всех бед и противоречий общественного развития;
n учение о классовой борьбе как движущей силе истории и об исторической миссии рабочего класса, освобождающего человечество от частнособственнического строя и связанных с ним противоречий.
Ментальность - исторически обусловленная специфика мышления представителей разных стран и культур.
Модернизации теория - теория перехода от традиционного к современному “высокоорганизованному” обществу; при этом под традиционном фактически понимается любое общество - от примитивных племен, занимающихся собирательством, до рафинированных цивилизаций Индии, Китая, Ирана... Современность же отожде6ствляется с Западом и тем самым теряет свою многовариантность и альтернативность: другим народам не оставляют другой перспективы, кроме самоотказа в пользу западного “эталона”.
Онтология - философское учение о бытии ( в отличии от гносеологии - учения о нашем познании).
Плюрализм - социально-философская и политическая позиция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно.
Постиндустриальное общество - понятие, означающее общественный порядок, приходящий на смену индустриальному обществу. Одни исследователи (Д.Белл,Ж.Фурастье) связывают его со сферой услуг, в отличии от промышленной экономики, другие (Г.Беккер, А.Турен) - с интеллектуальной сферой ( наука, образование, здравоохранение), обслуживающей человеческий капитал в отличие от промышленных инвестиций; третьи - с постэкономическим человеком, ориентированным не столько на материальный уровень жизни, сколько на ценности качества жизни.
Правовое государство - государство, не только насаждающее универсально действующие юридические нормы, но и само подчиняющееся им - ограничивающее свои действия конституционно-правовыми нормами.
Пропорциональная избирательная система - система при которой партии получают в парламенте долю мест, равную доле полученных ими голосов избирателей.
Соборность - концепция общественного устройства, восходящая к русскому философу А.С.Хомякову (1804-1860), который определил его так: “Соборное Единство есть единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви”. В отличие от тоталитарной коллективности модель которой В.И.Ленин определял в виде общества, “организованного как единая фабрика”, соборное единство имеет в виду модель общества, организованная как храмовая община.
Социализация - процесс усвоения личностью в ходе взросления социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит.
Социальное государство - государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие социальные программы и институты, смягчающие последствия рыночной конкуренции.
Теократия - форма правления, при которой глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства.
Тирания - система правления, отличающаяся особой жестокостью и бесконтрольностью власти. У Аристотеля - режим, связанный с вырождением демократии в диктатуру, опирающуюся на одобрение и поддержку охлоса (черни).
Тоталитаризм (от лат. Тотус - весь, целый, совокупный) - система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, возглавляемой лидером (фюрером, вождем,каудильо).
Унитарное государство - государство, не предоставляющее автономии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.
Формационная теория - теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющих своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.
Харизма (греч. - божественный дар, благодать) - термин введен в социально-политические науки немецкими учеными Э.Трельчем и М.Вебером. Харизматическое лидерство основано на исключительных качествах избранной личности, способной внушить веру и энтузиазм массам.
Этатизм - превознесение государства как высшей ценности, стремление подчинить его контролю и вмешательству во все сферы общественной жизни.
<== предыдущая страница | | | следующая страница ==> |
Лекция: ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ И ПАРТИИ | | | ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК» |
Дата добавления: 2014-11-20; просмотров: 388; Нарушение авторских прав