Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Управляя умами

 

Кинематограф – сила, воздействующая в первую очередь на воображение.

Кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять. Как скульптор из бесформенного кома глины являет прекрасную статую, так драматург или кинорежиссер, получая в руки не менее бесформенную поначалу народную массу, воздействуя в первую очередь на ее психику, стремится придать ей необходимые черты.

Воспитание человека через кино стало величайшим приобретением ХХ века. Недаром еще Ленин говорил: из всех искусств для нас важнейшим является кино.

Не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе.

Будучи зрителями какого-нибудь остросюжетного фильма, в ситуации, когда герою грозит опасность, мы, ничтоже сумняще, можем выкрикнуть: «Дурак, оглянись!» При этом совершенно без разницы, кто будет на нашем месте - ребенок дошкольного возраста или выдающийся ученый. Ладно, если мы в театре, где Красная Шапочка имеет возможность не только услышать публику, но и поблагодарить за помощь. Но кому адресуем мы свой возглас в зале кинотеатра? Если подумать, то обычной стене, которую еще называют экраном (правда, от этого стена не перестает быть стеной), на которую проецируются пестрые светотени, которые в нашей воображении превращаются в кусок живой жизни.

Чертовщина какая-то, согласитесь.

Свойство коллективной души таково, что в порыве эмоционального заражения мы без лишних рассуждений принимаем экранных героев за реально существующих представителей человеческой расы. Во всяком случае, до конца сеанса. Наша способность трезво мыслить чудесным образом куда-то улетучивается. Нами овладевает своего рода гипнотический транс, которому мы без остатка предаемся, причем на совершенно добровольных началах. Как сказал Оскар Уальд, искусство больше, чем жизнь. Собственно, за это мы кино и любим.

История убедительно доказала – в мире нет искусства, более воздействующего на сознание человека, нежели кино и телевидение.

Если, скажем, в докинематографическую эпоху властителями дум считались писатели – поэты и драматурги, которых товарищ Сталин не без оснований называл инженерами человеческих душ, то сейчас их место заняли кинематографисты, в числе которых, кстати, оказалось немало настоящих поэтов. Вспомним тех же Маяковского с Евтушенко.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит восточная мудрость. Все так, спору нет, 98% информации о мире мы получаем через зрительные каналы, проще говоря, через глаза. Тем не менее, основа кинематографа, особенно массового, остается неизменной – слово. Художественная литература. Стори. Рассказ, повествование, байка, анекдот… Короче, феномены в первую очередь устной традиции. Оно и понятно: язык – операционная система разума, его основа.

Соединяясь со словом, движущиеся картинки вооружают художника дополнительными инструментами визуализации своих причудливых миров, стократ усиливая их притягательность.

Кино органически вбирает все существующие виды искусств – от древних до ультрасовременных (таких как видеоигры, паркур, сюрреализм, поп-арт и т.п.), превращаясь тем самым в мощнейшее средство духовного воздействия на массы, сравнимое по эффективности с водородной бомбой.

Ближе к реальной жизни не приблизилось ни одно из искусств. И ни одно из них не в состоянии заставить нас столь глубоко сопереживать вымышленному персонажу, плача и смеясь вместе с ним, проживая вместе с ним его нелегкую, но чрезвычайно насыщенную жизнь. «Дурак, оглянись!»

 

ЛЕКЦИЯ №4. Между искусством и бизнесом.

Происхождение языка

Предание гласит: представляя миру первого человека, Творец заявил, что создал самое совершенное из своих творений, имя которому Адам.

Надо сказать, что до появления Адама - согласно преданию - по воле того же Творца на Земле уже обитали два вида разумных существ – ангелы и джинны. Именно им Создатель и представил своего Адама. И ангелы с джиннами, увидев, что человек всего-лишь какая-то неуклюжая обезьяна, засомневались в его исключительности.

Чтобы проиллюстрировать свое заявление, Создатель повелел Адаму сделать то, что никто и никогда до него не делал: дать вещам имена.

Подумаешь, эка невидаль. Но до Адама вещи и явления, которыми наполнена вселенная, абсолютно никак не назывались, не имели, так сказать, никакого знакового эквивалента, отчего, по словам Маркеса, на них приходилось показывать пальцем.

Естественно, так долго продолжаться не могло. Ведь кто-то же должен был сказать, что яркое желтое пятно вверху – это солнце, а прозрачная жидкость – это вода. И Адам сказал. И создал таким образом знаковую систему, то есть язык.

Ангелы от изумления ахнули и пали ниц. Еще бы! Язык открывал головокружительные перспективы. Во-первых, экономические. Зачем поджигать конюшню, если можно просто сказать - «пожар»; или зачем тащиться из Москвы в Магадан, имея в виду «далеко». Во-вторых, какой простор для умственных операций - это ж просто уму непостижимо!

На самом деле, гипотез о происхождении языка существует множество, но, увы, ни одна из них не может быть подтверждена фактически. Они остаются гипотезами, так как их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте. Поэтому для нас, людей творческих, наиболее убедительной выглядит мифологическая версия, которую мы только что воспроизвели. Она не требует доказательств и вместе с тем дает обильную пищу для смелых теоретических обобщений.

Несмотря на то, что человек действительно относится к отряду человекообразных обезьян, так называемых приматов, язык – первое, что радикально отличает его от диких сородичей, вроде горилл и шимпанзе.

Человек-языкотворец обладает воображением, без которого никакой язык невозможен в принципе. Воображение, по сути дела, и есть разум. И чем богаче воображение, тем, следовательно, человек разумнее.

Подведем черту: человек тем совершеннее, чем богаче и многомернее его язык. А как иначе?

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Типология масс | Функции речи

Дата добавления: 2014-11-20; просмотров: 178; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.