Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Диспозиционная структура личности

Читайте также:
  1. I. Страховой рынок и его структура.
  2. II. Административно-штатная структура, положения по управлению клуба
  3. IV. 1. Организация (структура) экосистем
  4. XX съезд КПСС о культе личности Сталина: понятие, причины возникновения, последствия, меры по преодолению.
  5. Абсолютные величины: понятие, структура, используемые единицы измерения
  6. Акцентуации личности в психологии
  7. Алекситимия и психосоматическая структура
  8. АЭРОДРОМЫ. СТРУКТУРА. КЛАССИФИКАЦИЯ. Определения.
  9. Базовый синтаксис С#. Структура программы
  10. Балльная структура оценки

 

Уровень активности Тип установки Предмет установки Форма поведения
Психосоматический (на уровне ощущений) Поведенческий шаблон Локальные, чувственно воспринимаем-ые предметы Привычка
Бессознательный Стереотип (более сложная установка на социальную ситуацию) Отдельные социальные ситуации и объекты Социальный алгоритм
Сознательный Ориентация Сферы жизнедеятель-ности Интерес
Деятельность Ценности Цели жизнедеятель-ности Программа деятельности, жизненные планы

Таким образом, рассматривая социальную структуру личности, можно выделить в ней две основные сферы: внутреннюю (сознание) и внешнюю (деятельность). Внутренняя сфера включает в себя три механизма:

а) мотивационный, в основе которого лежат потребности, интересы, побудительные сигналы;

б) диспозиционный, включающий в себя предрасположенности, установки сознания;

в) механизм памяти, раскрывающий степень освоения социального опыта.

Что касается сферы деятельности личности, то здесь большой популярностью пользуется ролевая теория личности, которую многие социологи считают главной специальной социологической теорией личности. В понятийном аппарате ролевой концепции ведущими выступают категории «социальный статус» и связанные с ним требования, или «ролевые предписания».

Социальный статус – это позиция, занимаемая индивидом в обществе, с определенным набором прав и обязанностей. Статусный подход напрямую связан с функционализмом, поэтому всякий статус рассматривается, как функция. Например, статус военнослужащего определяется той функцией, которую выполняют военные в обществе, что накладывает на него определенные обязанности по защите страны. Однако требования, предъявляемые обществом к тому или иному статусу, носят не только функциональный характер. От статуса требуют и определенной имиджевой стратегии. Например, банкир не может прийти на работу в фуфайке и резиновых сапогах, как бы он об этом не мечтал.

Статусы широко используют знаки, для выражения своей позиции. Это позволяет различать людей. В качестве сигналов принадлежности к тому или иному статусу могут выступать цвет кожи, мимика, жесты, одежда, язык, манеры поведения, титулы и звания. Какие-то группы сами себя маркируют, чтобы выделяться на общем фоне (носят дорогие украшения, ездят на роскошных автомобилях, пристегивают значок к лацкану пиджака), других заставляют себя обозначать. Например, евреи в фашистской Германии должны были носить желтую шестиугольную звезду, а рабочие из Восточной Европы специальную нашивку «OST».

Следует различать предписанные и приобретенные статусы. Предписанные статусы заданы извне и не выбираются индивидом. Примерами могут служить статус ребенка, женщины, инвалида, принцессы, чукчи. Приобретенный статус, как правило, выбирается самой личностью, соглашающейся «играть роль» в соответствии с данным статусом. Это статус юриста, врача, директора и т.д.

Каждый человек занимает сразу несколько социальных позиций. Можно одновременно быть мужчиной, директором, рыбаком и китайцем. Совокупность статусных позиций называется статусным набором. Однако, как правило, каждый человек имеет один главный социальный статус. Это статус обычно определяется профессией, основным видом деятельности или какими-то яркими достижениями. При этом индивид может воспринимать себя в одном качестве, а социальное окружение «видит» его совершенно иначе. Например, известная певица может восприниматься большинством как звезда шоу-бизнеса, своей дочерью – как мать, а сама она идентифицирует себя в первую очередь как женщина. Отсюда возможен конфликт ожиданий, поскольку роли, исполняемые разными статусами, могут быть взаимоисключающими.

Понятие «роли» относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Понятие «социальная роль» было введено в научный оборот в начале XX в. работами Э. Дюркгейма и М. Вебера. Классическое определение социальной роли, как динамического аспекта статуса, было дано Ральфом Линтоном (1893 – 1953) в 1936 г. Социальная роль – это нормативно одобренный образ поведения личности, занимающей определенное положение в обществе и выполняющей определенные социальные функции.

Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если индивид не играет роли в соответствии с социальными ожиданиями, он вступает в определенный конфликт с обществом. В этом случае в действие вступают санкции: моральные, юридические, политические, экономические и т.д. Однако роль не является чистой моделью поведения. Она есть продукт уникального, свойственного только одному человеку, способа интерпретации и истолкования ролей.

Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей, на что впервые обратил внимание Р. Мертон. Так, отец выполняет роли кормильца, плотника, электрика, воспитателя и т.д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми.

При выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение – трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в конфликты. Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две и более ролей заключают в себе несовместимые обязанности. Например, женщина великолепно трудится на производстве, а дома не успевает выполнять свои обязанности жены и матери. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов. Например, обязанности быть честным по отношению к людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли или к внутреннему стрессу.

В интеракционистских концепциях различают два типа социальных ролей – конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации (студент, чиновник и т.д.). Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом (случайный прохожий, знакомый и пр.). Каждый человек, по мнению Тамотсу Шибутани (1920 – 2004), играет какую-либо роль, поэтому именно роль, а не сам человек, является той единицей, которая подлежит изучению. В соответствии с исходными положениями теории американский ученый различает «играние роли» и «принятие роли». Под игранием роли понимается организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а под принятием роли – требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого.

Человек имеет столько социальных Я, сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Чарлз Кули (1864 – 1929) считал признаком истинно социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Сознательные действия всегда социальны; они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей. Другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ Я человека. Личность же представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. Его собственное Я – воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих.

Я включает три момента:

– представления о том, «каким я кажусь другому человеку»;

– представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»;

– вытекающее из этого специфическое чувство Я вроде гордости или унижения, проявляющееся в нашем ответе на наше представление о реакции другого.

Все это складывается в чувство личной определенности человека – зеркальное Я. Т. Шибутани это называет «Я – концепцией», которое решающим образом влияет на дальнейшие интерпретации поведения других в отношении действующего субъекта. Если человека постоянно унижать в течение длительного времени, у него сложится заниженная самооценка, и все последующие сигналы в свой адрес (например, приглашение в театр, комплименты и т.п.) он будет расшифровывать, как попытку посмеяться над ним или унизить. Таким образом, Я выступает синтезом социального и индивидуального в человеке. Общество же раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности и практически не существует за пределами сознания индивида.

Джордж Мид (1863 – 1931), основатель символического интеракционизма, выделяет в системе Я две подсистемы: I и Me. Me представляет собой свойственную данному индивиду совокупность установок «других», т.е. интернализованную структуру групповой деятельности, осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей. I, напротив, имеет автономный характер, является источником спонтанного, непредсказуемого поведения, отражает специфику реакций индивида на социальные стимулы. Реагируя отклоняющимся от ожиданий образом, I вносит в структуру взаимодействий изменения, которые, суммируясь, изменяют содержание социального процесса, не давая ему кристаллизоваться в жесткий социальный порядок.

Необходимое во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает, согласно Дж. Миду, превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого Я. Сознательная регуляция поведения описывается ученым как непрерывное соотнесение представления о своей роли с представлением о самом себе, со своим Я. Например, я воспитан на принципах бережного отношения к деньгам, но окружающие меня люди, как мне кажется, могут посчитать меня скупым и, как мне кажется, могут оценивать это негативным образом, и я в отношениях с ними стараюсь быть щедрым и великодушным.

Согласно концепции символического интеракционизма в изложении Герберта Блумера (1900 – 1987), люди действуют по отношению к объектам, ориентируясь, прежде всего на значения, которые придают этим объектам, а не на их собственную природу. Эти значения формируются и переформировываются в процессе социального взаимодействия. Социальная реальность подвижна и конвенциональна и является продуктом взаимосогласования значений между тесно взаимосвязанными совокупностями действующих лиц.

Социализация. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе, называется социализацией. Изучение детей, лишенных общения с другими людьми, воспитанием которых занялись намного позже обычного, показало, что усвоение социальных норм, стандартов поведения должно происходить с момента рождения. В противном случае человек останется на уровне близком к животному.

Уже в самом раннем возрасте младенцы избирательно реагируют на окружение, демонстрируя свое отношение через плач и улыбку. В три месяца ребенок уже способен отличать свою мать от других людей. Об этом говорят реакции младенца. К семи месяцам он начинает улыбаться избирательно, а не кому попало. Тогда же малыш способен воспринимать свою мать уже как целостное существо. Ребенок знает, что мать существует даже тогда, когда ее нет в комнате, он способен удерживать в памяти ее образ. У него появляется ощущение времени, поскольку ребенок запоминает свою мать и предвидит ее возвращение. Младенцы восьми или девяти месяцев способны искать спрятанные предметы, они начинают понимать, что предметы существуют независимо от того, находятся они в данный момент в поле зрения или нет.

В основе этих реакций лежат заложенные природой рефлексы, последовательность возникновения которых строго задана. Например, жевательный рефлекс никогда не появится раньше сосательного. А чтобы он актуализировался, ребенку нужно дать что-то пожевать, но только тогда, когда подойдет время. Пока на его дёсна ничего не попадет, жевать он не станет. Когда наступает пора ходить, сам он ходить не начнет, если ему не помочь в этом. То же происходит с развитием социальных навыков. Если у ребенка есть скрытый талант к рисованию, он не раскроется, если ему не подарить кисточку и краски и не научить его простейшим приемом. Причем делать это надо в определенном возрасте. Если человек впервые получит краски и кисточку лет в 30, то каких-то высот в рисовании он уже никогда не достигнет, каким бы врожденным талантом он не обладал. Поэтому такое значение для развития ребенка имеет игра, содержащая в себе различные аспекты деятельности. Она начинает занимать большую часть его жизни, начиная с года. В игре дети развивают координацию движений и расширяют познание о взрослом мире. Они приобретают новые навыки, вначале имитируя поведение взрослых. Можно выделить несколько периодов игровой стадии социализации:

1) Одиночная игра. Даже в компании других детей они играют поодиночке, не обращая внимания на то, что делают остальные.

2) Параллельные действия. Ребенок копирует то, что делают другие, но не пытается вмешаться в их деятельность.

3) Ассоциативная игра. Дети уже соотносят свое собственное поведение с поведением остальных. Каждый ребенок все еще действует, как хочет, но замечает и реагирует на действия остальных.

4) Кооперативная игра. Дети требуют, чтобы каждый ребенок сотрудничал с другими.

В период от года до четырех-пяти лет ребенок учится дисциплине и саморегуляции. Ребенок начинает говорить о себе «я» только с 2-3 лет. Поэтому взрослые и помнят себя только с этого возраста. К пяти годам ребенок становится относительно автономным существом. Ни один ребенок не может достичь этой стадии без нескольких лет заботы и защиты, обеспечиваемых родителями и другими опекающими.

Отношения между ребенком и матерью имеют первостепенное значение на первых этапах его жизни. Исследования свидетельствуют, что если эти отношения каким-либо образом нарушаются, могут возникнуть серьезные последствия. Следствием депривации[23], когда ребенок долгое время остается один в раннем возрасте (в больнице, в яслях, дома из-за загруженности родителей) становится интеллектуальное отставание, в более позднем возрасте могут быть трудности в установлении тесных и длительных контактов с другими людьми, как результат полученной психологической травмы (отсутствие чувства безопасности, недостаток эмоциональности и т.д.).

З. Фрейд в своих работах выдвигает теорию, что ребенок становится автономным существом в том случае, если ему удается научиться удерживать в равновесии требования окружения и мощные влечения подсознания. Наша способность к самосознанию развивается мучительно, путем подавления бессознательных порывов.

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три стадии:

1)Имитация. На этой стадии дети копируют поведение родителей, не понимая его. Малыш, например, может, намочив тряпку, возить ею по полу, подражая матери, моющей полы в комнате. Мать для него «значимый другой».

2) Игра. Дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: мамы и дочки, врача и больного, продавца и покупателя и т.д. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им «значимые другие». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.

3) Групповые игры. Дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество («обобщенный другой») придерживается вполне определенных взглядов на то, что является нормальным поведением, а что – отклонением. С помощью «обобщенного другого» индивид впитывает в себя организованную систему взглядов общества в рамках собственных восприятий так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.

Швейцарский исследователь детского поведения Жан Пиаже (1896 – 1980) выделял несколько стадий когнитивного развития, т.е. как ребенок учится думать о себе и о своем окружении:

1) Сенсомоторная (от рождения до 2 лет), когда ребенок через прикосновение к предметам, манипуляций с ними достигает понимания того, что окружающий мир имеет различающиеся и стабильные свойства.

2) Дооперациональная (2 – 7 лет), когда дети овладевают языком и приобретают способность использовать слова для представления объектов и образов в символическом виде. На этой стадии дети стремятся интерпретировать мир исключительно в терминах своей собственной позиции. Ребенок не понимает, что другие видят предметы в иной перспективе, отличающейся от его собственной. На дооперациональной стадии дети не способны поддерживать друг с другом связный разговор. Они говорят вместе, но не один другому. На этой фазе развития дети еще не понимают общих категорий мышления, таких, как случайность, скорость, вес или число.

3) Период конкретных операций (7 – 11 лет), когда ребенок овладевает абстрактными логическими понятиями. Он способен производить математические операции умножения, деления и вычитания.

4) Период формальных операций (11 – 15 лет). На этой стадии ребенок приобретает способность понимать чрезвычайно абстрактные и гипотетичные идеи. Столкнувшись с проблемой, дети уже способны перебрать все возможные пути решения и оценить их теоретически, чтобы получить ответ. Не все люди достигают стадии формальных операций. Взрослые, не имеющие достаточного уровня образования, как правило, продолжают мыслить в более конкретных понятиях и сохраняют значительную долю эгоцентризма.

В ходе социализации личность проходит несколько жизненных этапов:

1. Детство. Оно длится примерно до 14 лет (см. выше).

2. Юность (15 – 25 лет). В этот период происходят важные физиологические изменения и психические сдвиги – увлечение и повышенный интерес к противоположному полу, усиление агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности, самовыражению. Если дети послушны, оценивают мир глазами родителей, учителей, то подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального «Я», формируется мировоззрение. Отсутствие опыта зачастую порождает ролевые конфликты, отсюда тяга к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой распущенности и т.д.

3. Зрелость (25 – 60 лет). Признаками наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Важным показателем является вступление в брак. Впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента – сначала по отношению к супруге /супругу/, затем – к ребенку. Если в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентаций, то социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения. В некоторых случаях возможна ресоциализация, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих. Такое происходит в случае попадания человека в тюрьму, солдатскую казарму, клинику для душевнобольных.

4. Старость (примерно с 60 лет, но главным образом с прекращением трудовой деятельности и выходом на пенсию). Развитие личности может прекратиться или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека. С уходом на пенсию меняется статус – от работника и кормильца к потребителю. Если в традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы.

В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, друзья-сверстники, школа, соседи, средства массовой информации. Агентами первичной социализации выступают родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок.

Основным органом первичной социализации является семья, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Дети усваивают модели поведения своих родителей или представителей своего окружения. Если в семье родители могут навязывать детям нормы поведения, то в группах сверстников ребенок встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке. Отношения со сверстниками часто сохраняют значение на протяжении всей жизни человека. Особенно это характерно для поселений с невысокой мобильностью, где индивиды могут быть членами одной неформальной группы или иметь одну и ту же группу друзей практически всю жизнь.

Агентами вторичной социализации выступают администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, средства массовой информации, лидеры партий и т.д. Если агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни (хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй), то агенты вторичной социализации преобладают во второй половине жизни человека. Первые выполняют множество функций (мать: опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т.д.), вторые – одну, две. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы в силу своей универсальности, вторичной – нет. Начальная (первичная) социализация – область межличностных отношений и предписанных статусов. Вторичная продолженная социализация – область формальных социальных отношений и достигаемых статусов.

Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит условием нормального функционирования общества. Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социализации, а также разного рода сбои, ведущие к развитию неврозов. На этой основе происходит то, что Эрих Фромм (1900 – 1980) назвал непродуктивной личностной ориентацией, в основе которой лежит потребительство в широком смысле этого слова, как общее свойство современного общества. Неумение, невозможность раскрыть свои жизненные силы, реализовать свои творческие способности, неспособность любить порождает четыре социальных типа непродуктивной ориентации:

1. Рецептивный. Такой тип ищет источник благ, счастья, уверенности во внешнем мире. Такие люди зависимы и пассивны, не способны что-либо делать без посторонней помощи. К руке дающей они всегда испытывают особое чувство преданности и вечно испытывают страх ее потери. Поскольку они не могут сказать «нет», они любят говорить «да» всем и каждому.

2. Эксплуататорский. Они берут все, что им нужно силой или изобретательностью. Этот тип роднит с первым то, что источник благополучия он ищет вовне, а не добивается собственными силами. Только если первые ждут помощи от других, эксплуататорский тип отбирает силой или обманом. Они испытывают влечение только к тем, кого можно отнять у другого. Привлекательность для них обусловлена привязанностью человека к кому-то другому; они, как правило, не влюбляются в тех, кто не принадлежит никому. Такие люди стремятся не продуцировать идеи, а красть их. Это может быть сделано либо грубо – в виде плагиата, либо более тонко – путем словесного варьирования чужой идеи, а затем преподнесения ее как своей собственной. Вещи, которые можно отнять у других, всегда кажутся им привлекательнее и лучше, чем свои собственные.

3. Накопительский. Люди такого типа пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, все новое вызывает у них чувство недоверия. Они ограждают себя от внешнего мира. Любовь для них – это владение, обладание; они не дают любви, а стараются овладеть «возлюбленным». Они многое знают, но бесплодны и не способны к продуктивному мышлению. Такие люди педантичны и пунктуальны, обычно упрямы. Люди с этим типом ориентации склонны к подозрительности и обладают своеобразным чувством справедливости, которое, в сущности, может быть выражено словами: «мое – это мое, а ваше – это ваше».

4. Рыночный. Такой тип оценивает личность как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз: «Я такой, каким вы хотите меня видеть».

Перечисленные типы наиболее полно раскрывают одно из ключевых понятий творчества Э. Фромма – отчуждение личности. «Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, – писал основатель неофрейдизма, – когда человек становится чужим самому себе. Он как бы «отстраняется», отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот – эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ»[24].

С отчуждением личности связано стремление человека отказаться от своего «Я». Э. Фромм назвал это «бегством от свободы». Механизм такого бегства состоит в стремлении слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду. Это порождает автоматизирующий конформизм, когда человек теряет собственную индивидуальность и свое личностное содержание, пассивно принимает существующий порядок вещей, «плывет по течению». Конформизм характеризуется отсутствием собственной позиции, беспрекословным следованием определенным образцам и подчинением авторитетам. Человек стремиться обрести внутреннюю уверенность и чувство могущества не через себя, а через сопричастность к внешнему, великому, став частью большого и сильного целого.

Однако подчинение авторитету, присущее рецептивному типу, зачастую смешивается с эксплуататорством, поскольку социальный мазохизм часто оборачивается социальным садизмом. Стремление овладеть другим человеком, поработить его, унизить и желание быть униженным проистекает из одного источника – из неспособности вынести изоляцию и слабость собственной личности. Такой симбиоз порождает авторитарный характер. Ему присущи зависть и преклонение перед сильными и богатыми, высокомерие, презрение в отношении слабых и бедных. Такие люди воспринимают социальную реальность исключительно в категориях власти. Сила вызывает желание подчиниться, угодить; слабость – стремление подавить, унизить, чтобы почувствовать собственную значительность, которой так не хватает личности, отказавшейся от своего «Я». Потребность казаться могущественным, сильным, умным, богатым тем сильнее, чем больше индивид подсознательно сомневается в собственной значительности. В этом противопоставлении «быть» и «казаться» (у Э. Фромма – «быть» и «иметь») и заключается коренное отличие самодостаточной личности и отчужденной от самого себя.

 

Литература

Артемьев А. И. Социология личности. М. : АрбаТ – XXI, 2001.

Келли А. Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб.: Речь, 2000.

Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М. : ЦСПиМ, 2013. URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2013/Yadov_2013.pdf

Смирнов П.И. Социология личности: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, АСТ Москва, 2009.

Фромм Э. Человек для самого себя. М.: АСТ, АСТ Москва, 2010.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб. : Питер, 2013.

Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.


 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | 

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 410; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.