Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Третьиюньская монархия

Третьего июня 1907 г. по 87 ст. Основных государственных законов был издан новый избирательный закон. Это был государственный пе­реворот, так как изменять положение о выборах в Думу можно было лишь при участии самой Думы. Третьеиюньским переворотом завер­шилась революция 1905 - 1907 гг. в России.

Государственный строй, сложившийся после третьеиюньского переворота, получил название третьеиюньской монархии. В его основе лежала особая роль Государственной думы, сформированной по третьеиюньскому избирательному закону. Этот закон давал преимущество на вы­борах помещикам-землевладельцам, имевшим 51 % голосов выбор­щиков, число выборщиков по крестьянской курии, напротив, было со­кращено вдвое. Было ограничено также представительство от нацио­нальных окраин, а ряд территорий (Средняя Азия и Казахстан) и вовсе лишились представительства в Думе.

Изменение избирательного закона, подавление революции резко из­менили состав депутатов III Государственной думы, которая - единст­венная в истории дореволюционой России - проработала полный срок с ноября 1907 по июнь 1912 года. Если в первых двух Думах преобла­дали кадеты и левые, то в III Думе главенствующую роль играли октяб­ристы. Из 442 депутатов Союз 17 октября представляли 154 человека, правых и националистов - 147, кадетов, прогрессистов и их союзников от инородческих групп - 108, крайне левых (социал-демократов и тру­довиков) - 35. Ни одна из партийных фракций не имела большинства. Внешне это напоминало парламентский строй, однако особенность взаимоотношений власти и Думы была в том, что не думское большинство определяло политику, а правительство ис­пользовало Думу. Государственная дума была необходима власти для разделения ответственности за принимаемые законы, вместе с тем даже отъявленные монархисты вскоре стали признавать преимущества нового строя для царизма. Дума улучшила качество законодательной ра­боты, повысила ответственность бюрократии за принимаемые решения, наконец, она стала органом обратной связи между обществом и вла­стью. Вместе с тем в исполнительной власти (назначение и направле­ние деятельности бюрократии), в делах военного управления, во внеш­ней политике царизм сохранял ничем не ограниченную власть. Такой государственный строй получил парадоксальное название - «конституционное самодержавие» - за сплав новых парламентских черт с во мно­гом сохраненным абсолютизмом.

В представлении Столыпина для «великой России» требовалось не только «успокоение», но и политические и социальные реформы. Центральное место в столыпинской программе занимала аграрная реформа, состоявшая из целого пакета законов. Первым шагом стал закон от 5 октября 1906 г., уравнявший крестьянство в гражданских правах с другими сословиями. Закон отменял все ограничения на передвижения и лишал земских на­чальников права наказания крестьян. Реформа решала проблему малоземелья. Для этой цели Крестьян­ский банк получил право предоставлять мужикам кредит на приобрете­ние земли и земельные улучшения. Помимо помещичьих земель в про­дажу поступали удельные и казенные земли общей площадью более 16 млн десятин. Кроме того, казенные и кабинетские земли окраин со­ставили фонд под крестьянские переселения. Краеугольным камнем столыпинской аграрной реформы стал указ от 9 ноября 1906 г., одобренный Думой 14 июня 1910 г. Закон предос­тавлял крестьянам право свободного выхода из общины и закрепления надела в личную собственность. В результате за 1906 -1916 гг. 2,5 млн крестьянских хозяйств вышло из общины, что соста­вило 24 % общинников. Выход из общины давал крестьянам возмож­ность либо, продав землю, перебраться в город, либо переселиться на окраины России. Переселение стало важной составляющей аграрной реформы, оно позволяло не только смягчить земельный голод в центре страны, но и заселить и освоить восточные окраины. Главной целью Столыпина было создание в деревне многочисленного слоя крестьян-землевладельцев, это поощрялось законодательст­вом путем предоставления преимуществ при создании хуторов и отру­бов. Получай землю в собственность, хуторяне и отрубники могли при­купать землю и делать земельные улучшения на кредит Крестьянского банка, взятый в рассрочку на 55 лет. Всего за межреволюционный период было создано 1,6 млн отрубных и хуторских хозяйств, на долю которых к 1913 г. пришлось 3/4 товарного хлеба. Наконец, последним в перечне, но не по значению среди аграрных преобразований должно было стать землеустройство, которое вклю­чало одновременно и меры по уничтожению чересполосицы, и подъем агрокультуры; последние предусматривали создание участковой агро­номической и ветеринарной служб.

Реформа местного управления. Это был целый комплекс преоб­разований, состоявший из расширения прав земства, распространения зем­ского самоуправления на всю территорию страны, создания мелкой земской единицы - волостного бессословного земства. В местном управле­нии премьер намеревался заменить возглавлявших уездные администрации уездных предводителей дворянства на особых государственных чиновников - уездных вице-губернаторов. Этот проект разрушал последние остатки со­словности в гражданском управлении, лишая дворянство контроля над ме­стной администрацией.

Рабочий вопрос. В этой области Столыпин пред­лагал издание законов о легализации профсоюзов и забастовок, об упо­рядочении найма и продолжительности рабочего времени. Кроме того, вводилось страхование рабочих по болезни, несчастным случаям и бе­ременности, причем страховые суммы формировались взносами рабо­чих и предпринимателей. Страховое законодательство, введенное в 1912 г., охватило рабочих фабрично-заводской промышленности; не­смотря на ограниченность, оно, несомненно, улучшало условия жизни миллионов рабочих и было введено раньше многих стран Европы. Столыпинские преобразования касались также расширения граж­данских прав, в том числе старообрядцев и сектантов, введения госу­дарственной, а не церковной регистрации гражданского состояния. С 1908 г. в России было начато введение всеобщего начального образования. Столыпинская программа вызывала враждебность у политических противников премьера как справа, так и слева. Опала премьера завершилась его убийством в результате покушения на него полицейского провокатора, бывшего эсера Д. Богрова. Покушение произошло 1 сентября 1911 г. в Киевском городском театре при удивительном попустительстве полиции.

После Столыпина председателем Совета министров сталВладимир Николаевич Коковцов, аккуратный и старательный бюрократ. С приходом Коковцова начинается фактическое сво­рачивание реформ. В IV Государственной думе, избранной в 1912 г., усилились правонационалистические и левокадетская фракции в ущерб октябристам, утратившим роль правительственной партии. Текущая законодательная работа зашла в тупик, росла напряженность между властью и обществом. Отставка Коковцова в на­чале 1914 г. не стала выходом из правительственного кризиса, потому что он был сменен еще более бесцветным и малопопулярным И.Л. Горемыкиным.

После поражения революции продолжались правительственные репрессии, ставшие своего рода местью власти за страх и потери в годы революции. Хотя к 1908 г. в тюрьмах страны находилось более 200 тыс. человек, в 1908 - 1910 гг. за политические преступления было осуждено 26 тыс., из которых 5086 человек - к смертной казни. Одно­временно велось наступление против профсоюзов - за 1906 - 1910 гг. было закрыто свыше 500 союзов и такому же числу запрещена регист­рация. В результате репрессий и общей усталости рабочих от борьбы резко снизилось забастовочное движение. Если в 1907 г. в стачках уча­ствовало 740 тыс. рабочих, то в 1908 - 176, а в 1910 - 47 тыс. Сократи­лось крестьянское движение, за семь лет после революции в 1907 -1914 гг. было 1067 волнений - вдвое меньше, чем за один 1906 г. Спад массового движения сопровождался снижением влияния революционных организаций и переоценкой ценностей в общественном сознании.

Сосредоточенность на гражданских и политических проблемах, по­литизация общественной жизни после революции резко пошла на убыль. Произошло значительное падение численности и влияния политических партий, причем это не зависело от правительственных репрессии и каса­лось партий левого и правого толка. Численность социал-демократов со­кратилась со 150 тыс. до 10 - 12 тыс. Партию поразил идейный кризис вызванный раскольническими действиями большевиков и попытками создания легальной рабочей партии, сторонниками которой были П.Б. Аксельрод и А.Н. Потресов. Эсеры выродились в террористическую организацию и понесли невосполнимые потери от провокаторства Евно Азе­фа - главы боевой организации партии.

Сходные перемены переживала русская культура и общественная мысль. В изобразительном искусстве и литературе начался отход от кано­нов реализма и общественной пользы к символизму и индивидуализму. Еще одним признаком перемен общественного вкуса стал рост популяр­ности религии и мистики. Настоящим потрясением общественного сознания стали семь статей сборника «Вехи», опубликованного в 1909 г. группой либералов и бывших марксистов во главе с П.Б. Сруве и Н.А. Бердяевым. Эта книга обвиняла интеллигенцию в узости мысли, фанатизме, отсутствии настоящей куль­туры и призывала ее к самосовершенствованию. Сборник имел скандаль­ный успех, но был отвергнут большинством старой интеллигенции, груп­пировавшейся вокруг либеральных и социалистических партий.

С 1911 г. начинается постепенное оживление общественной жизни. Произошел новый подъем массовогозабастовочного движения. Толчком к нему стал рас­стрел 4 апреля 1912 г. рабочих-стачечников на Лен­ских золотодобывающих приисках. В результате действий полиции и войск было убито 270 рабочих, что вызвало стачки солидарности, в кото­рых весной 1912 г. приняли участие 500 тыс. человек. Всего же за год бас­товали около 1,5 млн рабочих. Два предвоенных года были отмечены столь же сильным размахом стачечной борьбы. Одновременно наблюда­лось оживление крестьянских выступлений и волнения в армии и на фло­те. Однако хотя по количеству участников забастовочное движение сопос­тавимо с забастовками времен революции, его характер сильно отличался от 1905 г., прежде всего из-за легальности и экономических лозунгов. Меняется жизнь политических движений, которые все более при­спосабливаются к условиям легальной публичной деятельности.

Значительным явлением русской жизни становилось обострение на­ционального вопроса. Это было обусловлено сознательным курсом вла­стей, разжигавших русский национализм и проводивших политику нацио­нального угнетения. Наиболее рельефно этот курс проявился в ограниче­нии автономии Финляндии и позорном деле Бейлиса, инспирированном полицейскими властями для обострения антисемитизма. Это дело, по ко­торому киевский еврей портной Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве украинского мальчика, рассматривалось в суде в 1913 г. и стало венцом политики эксплуатации националистических чувств. Тем более важно отметить, что присяжные заседатели - украинские крестьяне и го­родские обыватели - не поддались националистической истерии и выне­сли справедливый оправдательный приговор.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Отступление революции в 1906-1907 гг. Деятельность I и II Государственных дум | Россия накануне и в годы Первой Мировой войны. 28 июля 1914 — 11 ноября 1918

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 358; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.