Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Тема 4. Византийское право и его влияние на становление Молдавских

государственно-правовых институтов

1. Образование Византийской империи и становление средневекового византийского права. Император Константин Великий.

2. Законодательный Кодекс Юстиниана. Распространение византийского права в Европе и его значение.

3. Благотворное влияние византийского права на волошское право и исторические предпосылки создания феодальных государств в регионе.

 

 

1. Образование Византийской империи и становление средневекового византийского права. Император Константин Великий.

Со временем все более мощным фактором усовершенствования правовых отношений становиться христианство, ставшее в IV в. государственной религией в Римской империи, которое затем распространилось и среди «варварских» народов, завоевавших империю. Приоритетом стало то, что их старые религии не соответствовали условиям складывавшегося феодального общества и его правовых институтов. Новым условиям больше всего соответствовало тогда христианство, освящавшее классовое неравенство и эксплуатацию. Утверждая божественность власти феодалов и освящая господство эксплуататоров над эксплуатируемых, церковь учила, что обязанность трудящихся масс состоит в том, чтобы выполнять все повинности в пользу сеньоров и безропотно переносить гнёт и насилие с их стороны. Вместе с тем, начиная с 271 н.э., многие мигрирующие народы с севера на юг и с востока на запад, прошли через области бывшего независимого государства Дакия, а затем, римской провинции, в т.ч.: гунны, готы, славяне, авары, болгары, венгры, татаро-монголы и др. В результате, местное латинизированное население стало в основном беженцами, спрятавшимися в труднодоступных лесах и высокогорных районах, таких как Карпаты, Кодры и др.

В данный период происходят необратимые процессы и в самой Римской империи. Так, в условиях всеобщего кризиса римского общества лишь император Константин Великий осуществил ряд коренных преобразований по укреплению государства и среди них – заручился мощной поддержки гонимой до него Христианской религии Иисуса Христа, которую превратил в официальную, государственную религию Римской империи (Эдикт 313 г., в Никее и др.). Тем самым, римский император Константин, как свидетельствовали исторические документы того времени, стал “царствовать воистину боголюбезно”. Среди прочих главных его достижений можно отметить и основание им на месте бывшего греческого полиса Византион города Константинополь, официально провозглашенной им 11 мая 330 г. новой, восточной столицы. Впоследствии здесь было основано множество христианских церквей, монастырей и других публичных зданий: Софийский собор, церкви Святых Апостолов, Триумфальная арка Константина, дворец Юстиниана – как главный Императорский дворец, и др. Константинополь, начиная с 395 г. был столицей Восточно- Римской, названной и Византийской империей.

После образования Византийской империи, в рамках ее территориальных границ, произошло становление Византийского, или греко-римского права. Оно представляло собой совокупность законодательных памятников, представляющих собою переработку римского права применительно к новым условиям жизни в Империи (греко-римское право), которое официально называлось римским правом в новой переработке, которой оно подверглось в Византийской империи.

 

 

2. Законодательный Кодекс Юстиниана. Распространение

византийского права в Европе и его значение.

 

Апогей усовершенствования Византийского права был достигнут в период царствования Юстиниана Великого (527—565 гг.), которое было прославлено замечательными делами. Внезапным нашествиям варварских народов, живших за Дунаем, Юстиниан старался воспрепятствовать строительством крепостей и мирными договорами, которые сопровождались богатыми дарами. Он протянул вдоль дунайской границы цепь более чем из восьмидесяти укрепленных мест, снабженных гарнизонами. Но эти меры мало помогали: почти каждый год разные полчища, составленные преимущественно из гуннских, или восточнославянских, племен, прорывались сквозь эту цепь укреплений и опустошали Балканский полуостров, доходя иногда до самых стен Константинополя.

Внутри империи царствование Юстиниана, особенно в первые годы, было обеспокоено сильными волнениями по поводу церковных споров. Однако, в истории государства и права царствование Юстиниана оставило главным образом свой глубокий след законодательной деятельностью, которая сыграла огромную положительную роль в историческом развитии средневековой Европы в целом. Так, при нем был издан знаменитый сборник римских законов «Свод гражданского права» (Corpus juris civilis). Этот «Свод» впоследствии послужил образцом и важнейшим источником для европейских законодательств и вообще имел огромное влияние на развитие европейской науки права. Работы по кодификации были выполнены несколькими комиссиями правоведов под руководством министра Юстиниана, Трибониана, который обладал обширной ученостью.

«Свод гражданского права» составился из четырех отделов: 1. Законы и постановления римских императоров, собранные в 529 году в двенадцати книгах под названием «Кодекса Юстиниана» (Codex Justinianeus); 2. Собрание приведенных в научную систему отрывков из сочинений знаменитейших римских юристов, изданное в пятидесяти книгах под латинским названием «Дигесты» и греческим <.</1андекты->, получившее силу законов в 533 году; 3. «Институции» (Institutiones), изданные в четырех книгах в 533 году и предназначенные служить руководством в главных юридических школах, организованных в Константинополе, Берите и Риме; 4. Собрание указов самого Юстиниана, изданных после обнародования его кодекса и названными «Новеллы» (Novellae Constitutiones); они выходили большей частью на греческом языке, а в собрании помещены в латинском переводе. Применение «Свода» Юстиниана в Византийской империи было довольно искусственным, так как большая часть римских законов и их толкований уже не соответствовали условиям этой империи. Поэтому еще при Юстиниане некоторые юристы начали делать извлечения из «Свода», разные переделки и перетолкования, приспосабливая их к употреблению современников; эта работа продолжалась и при следующих императорах.

Таким образом, «Свод» Юстиниана дошел до нас не в первоначальном своем виде, а в этих позднейших извлечениях и переделках. Сохранение и передача «Свода» новым европейским народам (посредством многих рукописных сборников) принадлежат собственно не Византии, а Италии, где древнее римское право сохранилось в чистом виде, и потому, когда Юстиниан, завоевав Италию, ввел в ней свое законодательство, оно нашло там более живое применение, нежели в Византии. Почти в одно время с созданием «Свода гражданского права» Юстиниана было составлено систематическое собрание правил святых отцов: постановлений церковных соборов и императорских указов, относившихся к делам церковным. Это собрание, впоследствии неоднократно дополняемое, получило название «Номоканона». (Византийский «Номоканон» имел важное влияние на устройство Русской церкви, например и т.д.).

Хронологически разделив историю византийского права на 3 периода (в т.ч. первый - от Константина Великого до воцарения династии Исавров; второй период (717—867 гг.) — эпоха т. н. иконоборцев; и третий открывается воцарением Македонской династии и до падения империи (1453 год), необходимо отметить, что первый законодательный сборник, изданный в 438 г. императором Феодосием II, включает в себе все законы, начиная от Константина Великого (Codex Theodosianus). Впоследствии Юстиниан предпринял обширную кодификацию как права римских юристов (Институции и Дигесты или Пандекты), так и законодательства императоров (Кодекс императорских конституций с 117 до 534 гг.). Начиная с 535г. и по 538 г., Юстиниан издал 168 новых узаконений (новеллы). Также в VI в. появляются сборники церковных канонов (Номоканоны 14 титулов, в 739-741 гг. издан «Эклог» императора Льва Исавра и др.). В дальнейшим византийское право развивается исправленным сводом Юстинианова права (889 г.), сборником мнений и решений юриста (Евстафия, XI в.), руководством к законам Михаила Атталиата (XI в.), «Шестикнижие» Гарменопола (XIV в.) и т.д. Номоканоны в IX—X вв. пополняются канонами позднейших соборов; сборники канонов были составлены Гарменополом и Властарем («Алфавитная Синтагма»).

При этом, при напряженной законодательной деятельности первых христианских императоров число изданных ими законов, которые в противоположность к jus — праву классических юристов — назывались leges, сильно возросло. Феодосий II признал необходимым привести это законодательство в известность, для чего он издал свой кодекс, в котором в систематическом порядке собраны были все без изъятия законы, начиная с Константина Великого. С этого кодекса прекращается единство источников права для обеих частей Римской империи, Западной и Восточной. Именно для этого император Юстиниан и издал в 529 году кодекс, не дошедший до нас.

Вслед за тем, Юстиниан предпринимает кодификационную работу, обнимающую как право классических юристов (jus), так и законодательство императоров. Вся эта кодификационная работа впоследствии получила в XII в. общее название — Corpus juris civilis, состоявшее из трех частей. К тому, первые две, обнародованные в 533 г., обнимают собой jus, т. е. римское право в его чистом виде, и потому относятся к истории римского, а не византийского права. К последнему почти целиком относится кодекс, заключающий в себе 4600 конституций периода с 117 до 534 гг., то есть со времен императора Адриана до первых годов царствования Юстиниана, будучи названным Codex repetitae praelectionis. Он был составлен комиссией из пяти лиц под председательством Трибониана, которой было поручено устранить из законодательства повторения и противоречия, все лишнее и устарелое.

Тем самым, необходимость в подготовке Кодекса была связана с большим числом предписаний, потерявших всякую практическую цену, но включённых в старые Кодексы. Императорская Комиссия, назначенная Юстинианом Великим еще в феврале 528 г., должна была выработать новый Кодекс, имея в виду лишь современные ей практические нужды. Спустя около 14 месяцев напряженной работы, 7 апреля 529 г. Кодекс был обнародован и с 16 апреля того же года он вступил в действие. С изданием Дигест и Институций возникла необходимость в переработке кодекса, которая была совершена Феофилом, Трибонианом и тремя адвокатами высшего суда. Итогом работы стало издание в 534 году нового кодекса, названного Codex repetitae praelectionis (т.е. «Кодекс второго издания»).

Структурно Кодекс состоит из 12 книг, включавшие титулы, которые разделялись на отдельные императорские постановления (на латыни - leges или constitutiones), а они, в свою очередь, - на параграфы. Император Юстиниан также преобразовал преподавание права и саму науку права, он стремился замкнуть в точно указанные пределы, запретив под страхом наказания писать какие бы то ни было комментарии к изданному им своду. Дозволены были только буквальные переводы на греческий язык указатели параллельных мест, извлечения из законов, а также сокращенное изложение всех Дигест или всего Кодекса.

Данное выдающееся юридическое творение, не знавшего других аналогов, получило широкое распространение среди других народов Европы. Соотвествующий процесс вначале охватил те территории, которые со временем откололись от Византийской империи. Массовое применение здесь византийское право особенно получает в процессе образования средневековых европейских государств. Уже в последние века первого тысячелетия оно употреблялось при создании и развитии первого и второго Болгарского царства, Киевской Руси и других государств того времени. Впоследствии получает распространение при оформлении первых государственно-правовых структур валахов, трансильванцев, молдаван и других народов юго – востока Европы.

Тем самым, начиная с седьмого века, перестает существовать византийская граница на Дунае, вследствие чего начинается массовое заселение славянами земель Фракии, Иллирии, вплоть до северной Греции. В то же время не было отмечено никакого притока славян с северо-востока. Византийское право в таких условиях стало широко применяться в соседних европейских странах, особенно после того как оно было усвоено, или в связи с так называемой рецепцией, которая действовала также в Молдавии и Валахии. Впоследствии законодательство из Византийской империи проникло также в Болгарию и Сербию.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Правовое положение провинции Дакия в составе Римской империи | Исторические предпосылки создания феодальных государств в регионе

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 263; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.