Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Образование единого Молдавского феодального государства и его государственно-правовых структур

В силу своей звучности имя Молдова с XIV века привлекали внимание многих исследователей из разных стран. На основании этих исследований продолжающихся с древних времён и до сегодняшнего дня, можно проследить утверждение названия карпато-днестровского пространства в историографии, распространение топонима/гидронима «Молдова» в Европе. Впервые Terra Moldaviae упоминается в документе королевской канцелярии Венгрии от 20 марта 1360 г. Затем, спустя два десятилетия иностранная летопись Иоанна Кюкюлло, в 1382 году, также упоминает Terra Moldaviae. Пытаясь объяснить происхождение топонима «Молдова», многие авторы увлеклись сочетаниями Mollis Dacia, Mollis Davia.

Молдовлахия, как название страны, упоминается еще в первой половине XIII века в официальных документах влахо-болгарского царя Иоана Кэлимана Асана (1241–1245 гг.). Кстати, в церковных грамотах и в народном творчестве встречаем также названия Росовлахия, Молдославия.

Самым обычным и понятным названием Молдавской Земли для европейских историографических и политических кругов было бы Regno Moldaviae – Молдавское Королевство, как, например, в летописи Иоана Кюкюлло (1320–1394 гг.): Qummodo Moldavia (...) in regnum est dilatata. Таким же образом Молдавское государство названо и в Булле папы римского Евгения IV от 3.07.1446 г. – regno Moldaviаe. Под таким же именем упоминается Молдавское государство и в господарской грамоте от 18.01.1482 - ...domini Stephani Dei gracia waywode regni Moldaviаe.

Итак, истоки молдавской государственности исходят к концу XIII - XIV векам, когда к востоку от Карпат сформировалось Молдавское Княжество, приграничное предгосударственное образование, играющее буферную роль между просвещенной Европой и варварским миром.

Согласно внутренних и внешних правовых источников средневековья первоначально, с 1352 по 1359 гг., небольшое Молдавcкое воеводство, расположенное в долине реки Молдова – правого притока Сирета, находилось под сюзеренитетом венгерских королей. Однако, начиная с правления воевода Богдана I, княжество обрело два важнейших атрибута государственности: суверенитет и независимость. И хотя суверенитет и независимость в ту пору были понятиями несколько отличавшими от нынешними, вряд ли стоит преувеличивать их роль в политической жизни любого государства. Тем не менее, с 1359 г. по 1538 г., период когда Молдавское Княжество самостоятельно определяла свою внутреннюю и внешнюю политику, состоялся расцвет молдавской государственности. Именно тогда появилась возможность консолидировать зарождающееся молдавское общество, установить политические, экономические и военные связи со своими соседями и, главное, очертить свою государственную территорию, границы которой признавались в международно-правовом плане.

Главной геополитической особенностью Молдавского Княжества в те времена состояло в том, что Молдавская Страна (Ţara Moldovei) находилась (и продолжает находится до сих пор) как бы на разломе, на стыке, или же на границе между тремя великими культурами (славянской, латинской и восточной), между тремя великими религиями (православной, католической и мусульманской), между тремя великими народностями (славянами, латинянами и тюрками) и между тремя идеологическими течениями (панславизм, пантюркизм и панлатинизм). Исключительное положение приграничного государства и приграничного народа привело к тому, что на протяжение веков Молдавское Княжество постоянно лавировало между великими державами, великими религиями и великими течениями пытаясь удержаться на плаву, сохранив свой суверенитет и свою национальную идентификацию.

В 1377 году, в Молдове при Петре I Мушате (1375-1391 гг.), основателе молдавской династии Мушатинов, был начат выпуск серебряных монет – грошей, подобных по своей композиции валашским динарам, также с изображением на аверсе герба Венгрии, а на реверсе была изображена голова тура, сопровождаемая звездой, геральдической розой и полумесяцем. С этого времени изображение головы тура (быка) в сопровождении звезды, розы и полумесяца стало на века символом Молдовы.

Выпуск собственной монеты, появление молдавской денежно-монетной системы – важное событие не только в экономической, но и в политической истории страны. Это бесспорное свидетельство достижения определенного уровня социально-экономического и политического развития, признак укрепления государственного суверенитета. Именно с времен его правления сохранился первый достоверный акт, выпущенный Молдавской канцелярией (1.05.1384 г.), в котором господарь имеет титул Petrus Waiwoda dei gratia dux Terre Moldavie (Петру воевода, милостью Божией господарь Земли Молдавской). Грамота от 1.05.1384 г. подтверждает существование в Молдавии торговых путей, таможен и мест складирования товаров «в нашем торге Сирете». При Петре I Мушате вводится правило скреплять документы государственной канцелярии господарской печатью. Первая сохранившаяся печать Молдовы подвешена к вассальной грамоте Петра I польскому королю Владиславу от 6.05.1387 года. Тем самым, Петру I признает во Львове сюзеренитет польского короля Владислава II Ягелло.

Однако, после смерти в 1391 г. этого славного господаря на престол Молдовы претендовали его братья Роман и Ивашко. В соответствии с молдавским правом, особенно в русле наследственного права занятия престола, т.е. реализации наследственно-выборного принципа, новым господарём княжества стал его старший брат Роман I Мушат (1391–1394 гг.). При нём территория Молдавского княжества продолжала расширяться, и в его состав вошли крепости Килия и Четатя-Албэ, а также целиком земли между Днестром и Прутом вплоть до Дуная и Чёрного моря. Новый господарь официально именовался: «Великий самодержавный милостью Божией господин Роман воевода, обладая Землёю Молдавской от планины до моря», а на сохранившихся в архивах трех его господарских грамотах он называл себя самодержавным «правителем Молдовы от гор и до моря». Тем самым, в этот период определяются и полностью утверждаются географические пределы исторической Молдовы, т.е. Молдавского государства в первоначальных исторических границах.

Тем самым, особым политико-правовым институтом Молдавского государства был Господарский совет, который в некоторых документах называется рада, состоявший из высших сановников придворной службы – великих бояр. Собрание страны в Молдове упоминается в исторических документах от 25.06.1441 г. как народный орган, созываемый только в решающие для страны моменты, имеющие большое значение для судеб Молдавского государства. Молдавско-славянские летописи содержат более детальную информацию о нём. Придворные службы в Молдове имели свою внутреннюю иерархию. В числе первых числился ворник (руководитель господарского двора), которому подчинялись все придворные службы, у него были также и военные обязанности: командование войском в отсутствие господаря. Ворники Нижней Страны и Верхней Страны были верховными правителями этих частей Молдовы. Логофет был начальником канцелярии: составлял и правил документы, официальные письма; был также хранителем королевских печатей. Самых верных советников и сановников господари, например Штефан Великий, назначали пыркэлабами (название происходит от венгерского слова «порколаб»): командирами гарнизонов самых мощных крепостей, управляющими цинутов, прилегающих к крепостям.

С 14 – го века, в административно-территориальном плане Молдова разделялась на края – цинуты (термин латинского происхождения, что происходит от слова tenetum). Последовательно это особенно происходило, начиная с 1436 года, когда официально произошло разделение Молдавского государства на Верхнюю и Нижнюю Страну. Цинуты, в свою очередь, состояли из околов (округов), а те – из сёл и слобод.

После похода в 1484 году османского султана Баязида II на Молдавское княжество, например, южная часть Пруто - Днестровского междуречья – Буджак, был включен в Силистрийский санджак Османской империи, и часть его земель была пожалована султаном крымскому хану, который поселил здесь своих новых подданных – ногайцев, прикочевавших из предкавказских степей (к ним в XVII веке присоединились и ещё одна большая волна татар-ногайцев, бежавших из Прикаспия от нашествия калмыков).

 

3.Характеристика правовых источников средневековой Молдовы.

Исторический путь государственно-правовых отношений в средневековой Молдове был тесно связан с развитием национального правоведения, а также с событиями внутриполитического развития страны в целом. Основные черты права достаточно разнообразны и порой, они противоречивы. В таком контексте, вначале рассмотрим главные источники права.

Среди основных источников молдавского права были обычаи, или кутумы. Некоторые правовые нормы содержались в жалованных грамотах, издаваемых молдавскими господарями для отдельных бояр и других представителей господствующего класса. При этом, господарские грамоты определяли привилегии светских и духовных феодалов и правовое положение крестьян, проживавших на их землях.

Итак, основным источником средневекового молдавского права были обычаи. Разнообразные правовые нормы впоследствии содержались также в жалованных грамотах, принимаемых молдавскими господарями. Кроме того, на территории Молдовы было реципировано (воспринято) византийское право, представлявшее собой переработанное для нужд феодальной Византийской империи римское право. Поэтому, здесь было очень распространено и действовало даже до начала XX в. Шестикнижие фессалоникского (ныне Салоники в Греции) судьи Константина Арменополо (1345 г.). Эта сокращенная переработка Прохирона - византийского законодательного сборника IX в., содержавшего нормы гражданского, уголовного, отчасти процессуального и нормы церковного права, имела целью приспособить искаженное римское право к феодальным отношениям Молдавии. Книга первая Шестикнижия содержала процессуальные нормы, вторая - нормы вещного права, третья - нормы вещного и обязательственного права, четвертая - нормы брачного права, пятая - нормы наследственного права, шестая - нормы уголовного права.

Широко распространенным в Молдавии был также славянский перевод византийского свода, известного под названием Синтагмы Матвея Властаря, содержащего не только церковные, но и уголовные и гражданские законоположения, основанные на законодательстве византийского императора Юстиниана (VI в.) и его преемников.

Хотя с XVI в. Молдавия попала под игом Турецкой империи, все же последняя не вмешивалась в развитие молдавского законодательства. В 1646 г. при господаре Василе Лупу был составлен и утвержден первый свод молдавских феодальных законов. Уложение Василия Лупу, названное в устном обиходе и среди всего народа Правилой Василе Лупу, представляло собой цельную систему феодального законодательства, по своей структуре оно состояло из 96 глав, разбитых на 1245 статей. Строгого разделения различных правовых институтов не проводилось. Источниками Уложения Василия Лупу послужили обычное право, памятники византийского права и судебная практика. В основу первых одиннадцати глав кодекса был положен "Земледельческий закон", изданный во второй половине VIII в. в Византии. Он являлся своеобразной кодификацией славянского обычного права в сочетании с византийским, применявшимся во многих славянских поселениях на территории империи.

Уложение Василия Лупу послужило основным источником Валашского свода законов 1652 г. Оно было действующим уголовным кодексом до середины XVIII в. В области гражданского права Уложение Василия Лупу применялось вплоть до распространения на территории Бессарабии общерусского законодательства в первой половине XIX в.

Немаловажное значение среди памятников молдавского права имели документы внешнеполитического характера: договоры с иностранными государствами и акты господарской канцелярии - хрисовы (грамоты), касавшиеся разных вопросов правовой жизни и государственного управления.

Автором Уложения являлся логофет Евстратий, один из наиболее высокообразованных приближенных бояр молдавского господаря Василия Лупу. Виднейший ученый-юрист того времени Милетий Сиригос был одним из соавторов этого памятника молдавского права. Вообще середина XVII в. характеризуется возникновением правовой науки в Молдове. В Сучаве была создана специальная правовая школа, в которой читались лекции по юриспруденции. В 1640 г. в Яссах была открыта Славяно-греко-латинская академия, в которую для работы прибыли ученые-молдаване, получившие образование в Москве, Киеве, Львове, а также приглашенные ученые из соседних стран.

Общая характеристика правовых источников и политико-правовых отношений в целом, в образованном к середине 14-го века Молдавском государстве, показывает что Господарь Молдовы был верховным судьей государства. Во время отправления судопроизводства он должен был руководствоваться обычаем земли /законом страны – обычным правом, неписаными принятыми правилами. Самым древним социальным правом во времена формирования феодальных отношений было волошское право. В результате дополнения и адаптации волошского права к новым социально-политическим реалиям, после основания Молдавского государства, появился молдавский закон, молдавское право – нормы обычного феодального права, применяемые в первые века существования государственного строя. В духе византийской традиции, «адаптированной к новым географическим, социальным, политическим, национальным, экономическим, религиозным и культурным реалиям», господари считались владельцами всей страны.

В данном правовом контексте, высшим административно-политическим институтом Молдовы было господарство (domnia). Во главе находился господарь и высшие сановники, подчинявшиеся ему. Руководителем государства, предводителем Страны Молдавской был господарь, который в документах того времени назывался «господар» или, реже, «господин, dux»… Господарь Молдавского государства был не только главой государства, но и главой администрации: назначал/снимал великих сановников, назначал правителей провинций, начальников (пыркэлабов) крепостей, ворников Верхней Страны, Нижней Страны.

Необходимо отметить также, что в общем контексте, универсальным источником для истории вообще, и истории государства и права в частности, был календарь как главный инструмент для измерения времени в историческом пространстве. Именно во второй половине 16-го века произошло введение нового, грегорианского календаря, который применяется во всем мире до настоящего времени в качестве нового стиля (юлианский же календарь считается старым стилем)[6].

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 5. Волошское право и образование Молдавского феодального государства | Тема 6. Развитие молдавского права в период правления Александра Доброго и Штефана Великого

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 434; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.