Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Последствия иностранного господства (1484 – 1775 гг.) над изменениями государственного и общественного строя в Молдове

 

Постепенное установление иностранного господства и происшедшая частичная аннексия отдельных частей Молдавского государства, которое имело место в период с 1484 и по 1775 гг., представляет как самые трагические последствия для страны в целом. Данный процесс начался в результате насильственного отторжения Османской империей южного черноморского побережья Молдовы. Оно явилось следствием захвата турецкой армии в ходе кровопролитной турецко-молдавской войны лета 1484 г. Килийской крепости на Дунае (июль), а затем и стратегического форпоста на Днестре – Четатя Албэ (август 1484 г.), на месте которого более тысячи лет назад греческими купцами был основан полис Тирас. Тем самым, молдавский господарь Штефан Великий лишился навсегда этих территорий и выхода к Черному Морю, которые были включены в состав Аккерманской райа (и соответственно, молдавская крепость была переименована в Аккерманскую).

Также документально установлено, что после похода в 1484 году османского султана Баязида II на Молдавское княжество южная часть Пруто-Днестровского междуречья – Буджак, также впоследствии была аннексирована. Причем, часть земель Буджака была пожалована султаном крымскому хану, который поселил здесь своих новых подданных – ногайцев, прикочевавших из предкавказских степей (впоследствии к ним в XVII веке присоединились и ещё одна большая волна ногайцев, бежавших из Прикаспия от нашествия калмыков).

Оторванный от Молдавского государства юг страны в период с 1484 по 1812 гг. вышел из под юрисдикции молдавского господаря и более 325 лет непрерывно администрировался по турецкому законодательству. Безраздельно в данный длительный период здесь употреблялось исключительно мусульманское право.

Трагические события лета 1484 г. положили начало иностранного господства на отдельных территориях Молдавского государства. Впоследствии такую же тяжелую участь постигли и некоторые другие приграничные территории, которых захватывали более сильные соседние страны с запада и востока.

Немаловажными для упрочения независимости и укрепления своих границ были связи молдавских правителей с валашским господарем Владом Цепеш. Первоначально он способстввовал приходу на престол Молдовы Штефана 3-го (апрель 1457 г.), а впоследствии русские летописцы, например, гораздо доброжелательнее рассказывали о Владе Дракуле, чем венгерские, немецкие и, конечно, турецкие. Как считает черновицкий профессор Богдан Боднарюк, Ивану III льстило, что валашский князь лично писал ему письма на церковнославянском языке.Будучи одним из главных специалистов на территории бывшего СССР по изучению средневекья, доктор исторических наук Богдан Боднарюк пишет, что собственной заслугой Влада Дракулы является присвоение ему прозвища «Цепеш», которое якобы перешло как перевод с турецкого «Казыклы», что означает «Протыкатель», то есть любитель сажать людей на кол. Близкими родственниками Влада Дракулы были Мирча Старый (кузен его деда) и его мать – родная дочь молдавского господаря Александра Доброго, а воспитывался он при дворе турецкого султана, как и все юные отпрыски вассалов этого могущественного владыки. Это делалось для того, чтобы их отцы не вздумали своевольничать в своих уделах и предавать султана. Он был образованнейшим для своего времени человеком: владел турецким, венгерским, латинским, немецким, церковнославянским языками.

Однако тяжелым бременем для всей Молдовы все же было установление в первой половине 16-го века османского господства. Это своеобразное иностранное иго для до - Прутской Молдовы длилось с 1538 по 1812 гг., а для за – Прутской еще больше - до 1862 г. В политико-правовом отношении оно было достаточно специфическим. Данная специфика заключалась в том, что Молдавское государство признало сюзеренитет Османской империи и платило ежегодную дань (харач), а турецкие власти совершенно не вмешивались в процессах осуществления молдавского права, за исключением юга страны.

Итак, на определенном этапе Молдове пришлось принять какие-то условия, которые гарантировали ей дальнейшее государственное существование. Так, сохранив испорченную латынь как язык общения, молдаване приняли православие. Сохранив и язык и религию, молдаванам, тем не менее, пришлось принять в 1538 г. сюзеренство Османской империи. Лишь это помогло средневековому Молдавскому государству выжить на том определенном историческом этапе.

Согласно документам того времени, Штефан Лэкустэ (1538–1540 гг.) остался в истории Молдовы как первый господарь, назначенный турками, а также и первым, кто согласился содержать гарнизон оккупантов в стольном граде Сучаве. Все же, недовольные этим насильственным господством, вскоре бояре убивают Ш. Лэкустэ и выбирают господарем бывшего портара Сучавы. Однако оттоманы же вскоре, уже в конце января 1541 г., вновь посадили на трон Молдовы Петру Рареша, который при поддержке 3 000 янычар вступил в страну. Во втором своем господстве (1541–1546 гг.) Петру Рареш старается продолжить упрочение основ молдавского права, добивается организационного укрепления центральных и территориальных правовых структур, но спустя 5-ти лет своего второго правления он умирает.

Последовавшее затем господство его сына Илие Рареша (1546–1551 гг.) ничем не отличилось в политико-правовом плане. Наоборот, Епископ Романа Макарий, например, писал в своей «Летописи» (1504–1551 гг.), что после «отуречивания и бегства Ильяша (Рареш) из страны, немедленно събрасе народ в купе», епископов, начальников придворных служб, военачальников и весь Господарский совет и передали скипетр», второму сыну господаря Петру Рареш. Впоследствии, к середине 16 –го в. снова произошли памятные политические события в процессе упрочения государственного строя и дальнейшего развития молдавского права. Вскоре, как писал летописец, «бояре которые были там (в Польше), выбрали господарем Молдовы Петру Стольника и дали имя Александру Водэ, которого нарекли Лэпушнянул» (Гр. Уреке). Так вошел в историю Молдовы Александру Лэпушняну (1552–1561 гг.), который также имел два правления (будучи внебрачным сыном господаря Богдана 3-го, а значит, и внуком Штефана Великого, который родился в Восточной Молдове – в крепости Лэпушна, где в средневековье была господарская летняя резиденция).

По заказу господаря Александра Лэпушняну, усилилась разработка нового законодательства, получили дальнейшее развитие эффективные правовые и политико-административные структуры как в центре, так и на местах. Затем последовало второе его правление, как свидетельствуют документы, в сложных условиях, на второй срок султан назначил его господарем вновь. Хотя он в целом за почти 15-летнее правление и внес существенный вклад в совершенствование молдавского права, все тяжелейшими последствиями имели предельное увеличение им размера харача, разрушение по требованию султана молдавской армии и основных крепостей и перенесение столицы в неукрепленный город Яссы.

Воспользовавшись создавшимся положением, Иоан водэ, прозванный «Лютый» или «Храбрый», поддержанный османами, вступает в Молдову и провозглашает себя господарём страны (1572–1574 гг.). Однако, когда султан потребовал от господаря удвоить дань, Иоан Водэ с боярами, которых приблизил вообще отказался платить дань (харач). Турки в ответ лишили его трона, но низложенный господарь попросил помощи у казаков. Молдавская армия под командованием Иоана Водэ разбивает (14.04.1574 г.) турецко-валашские войска в битве возле Фокшань. Еще в первой книге по истории Молдовы, написанной и опубликованной в Ясах в середине 19-го века, Манолаке Дрэгич писал: «Потом Ион Водэ захватил и крепость Брэилу, где зарезал турков подряд, не оставляя ни одной души из них, затем захватил у турков Килию и Аккерман (Четатя Албэ) и посадил на трон Валахии Винтилэ Молдаванина.. Турецкая угроза с юга и татарская с востока заставили Иона Водэ отступить, и он поджег бывшие молдавские крепости-порты. В это время Александр воевод (Александр II Мирча) собрал много войск в Валахии и напал на Винтилэ Молдованина, победил его и убил». Последовало затем сражение турецко-валашско-татарских войск с молдававскими и казаками близ озера Кахул (10.06.1574 г.). «Схлестнулись в страшной битве, – пишет Манолаке Дрэгич, – и, наконец, тоже Ион Водэ победил турок, уничтожая много их, но без пользы было, потому что предали его бояре из-за ненависти к нему». Под натиском турецко-валашско-татарских армий молдавское войско отходит к Рошкань и проигрывают решающую битву, а господарь был жестоко убит турками.

Таким образом, предпринятая попытка молдавского господаря в конце 16-го века изменить юридический статус Молдавского государства и его аннексированного южного региона не увенчалась успехом. На протяжение следующего столетия событий такого масштаба уже не происходило. Лишь во второй половине 17-го в. сменившего на престол Василе Дупу, новый господарь Георге Штефан изенил внешние приоритеты и определил новый вектор в процессе избавления от турецкого политического господства – ориентация на Русское государство. Если предпринятые им тщетные попытки также претерпели крах, данная тенденция особенно проявляется при последующем господстве господарей из Кантемировской династии. На рубеже 17-го и 18-го веков всевозможными действиями в плане изменения государственно-правового статус а Молдовы были предприняты славными господарями своего времени – Константином Кантемиром (1686 – 1693 гг.) и особенно его просвещенным сыном Дмитрием Кантемиром (1693 г. и 1710 – 1711 гг.).

Следующим этапом коренного изменения государственно-правового строя на отдельных территориях исторической Молдовы представляет собой иностранная оккупация северной части страны (после южной в 1484 и 1538 гг.), происшедшей в результате трехсторонней русско-турецко-австрйской войны 1768 – 1774 гг. Вследствие отхода русских войск из Молдовы, согласно подписанного Кучук-Кайнарджинского мирного договора, Австрийская империи в одностороннем порядке ввела свои войска в территории пяти северных молдавских цинутов. После подписания австро-турецкой конвенции 5 мая 1775 г. в Константинополе оккупированная часть Молдавского государства насильно была аннексирована и включена в состав Габсбургской империи, переименованной затем в Буковину. Впоследствии на данной молдавской территории применялось уже целиком австрийское законодательство, а молдавское право было вытеснено из всех сфер социальной жизни.

 

Тема 8. Характеристика Уложения (Правила) Василе Лупу и его значение для развития правовых институтов Молдовы

 

1. Принятие и общие черты Уложения (Правила) Василе Лупу.

2. Разнообразие источников молдавского средневекового права.

3.Значение принятого законодательства для общего процесса развития правовых институтов Молдавского государства.

 

1. Принятие и общие черты Уложения (Правила) молдавского господаря Василе Лупу.

 

В процессе усложнения политико - правового статуса страны, из-за хишнической завоевательной политики соседних империй, необходимо констатировать, что в общем процессе внутреннего политико-правового развития лишь в первой половине 17-го столетия целые два десятилетия Молдавским государством славно правил знаменитый господарь Василе Лупу (1634 – 1653 гг. и 1653 г.), который внес существенный вклад в упрочение государственно-общественного строя вообще и развитие молдавского права в частности.

Основой разработки и судебной практики применения в юриспруденции Молдавского государства знаменитого Уложения (Правила) молдавского господаря Василе Лупу явилось волошское (молдавское) право и византийское законодательство. Особенно характерно было то, что на протяжении столетий все чаще применялись в Молдове и нормы византийского права. Здесь было очень распространено и действовало Шестикнижие цессалоникского судьи Константина Арменополо (1345 г.). По существу, данная сокращенная переработка этим видным греческим законодателем знаменитого Прохирона - византийского законодательного сборника IX в., содержавшего нормы гражданского, уголовного, отчасти процессуального и нормы церковного права, - имела целью приспособить искаженное римское право к феодальным отношениям в Молдавском государстве. В частности, широко распространенным в средневековой Молдове был также и славянский перевод византийского свода, известного под названием "Синтагмы Матвея Властареса", содержавшего не только церковные, но и уголовные и гражданские законоположения, основанные на законодательстве византийского императора Юстиниана и его преемников.

Вершиной эволюции средневекового молдавского права стал законодательный кодекс, издание которого типографским способом завершилось 5 мая 1646 г. в молдавской столице г. Яссы под названием «Правила Василе Лупу». Впервые подготовленный молдавский кодекс представлял собой традиционные своды законодательных норм системы молдавского права, различные запрещающие акты и привилегии, выданные разными господарями и некоторые другие Уложения (Законы). В целом, они составляют ансамбль правовых норм, которые регулировали различные социальные, экономические, религиозные, этнические и другие средневековые отношения. Они сдерживали стремление великих бояр сократить полномочия господаря и его попытки ликвидировать привилегии боярского сословия – социально-политического противостояния, которое продолжалось на протяжении всей истории Молдовы.

Таким образом, общими источниками Уложения Василия Лупу послужили обычное право, памятники византийского права и судебная практика. Этот первый свод молдавских феодальных законов является не только правовой памятник, но и одно из первых печатных произведений на молдавском языке. Молдавское Уложение, по существу, представляло собой цельную систему феодального законодательства, направленного на укрепление и охрану феодально-крепостнического строя в Молдавии. По структуре, Уложение состояло из 96 глав, которые были разбиты на 1254 статей, а другого тематического разделения фактически оно не знало.

Автором Уложения являлся логофет Евстратий, один из наиболее высокообразованных приближенных бояр Василия Лупу. Виднейший ученый-юрист того времени - Милетский Сиригос был одним из соавторов этого памятника молдавского права. В целом же, середина XVII в. характеризуется возникновением правовой науки в Молдове. Тогда же в Сучаве была создана специальная правовая школа, в которой читались лекции по юриспруденции. В 1640 г. в столице - Яссах была открыта Славяно-греко-латинская академия, в которую для работы прибыли ученые-молдаване, получившие образование в Москве, Киеве, Львове, а также приглашенные ученые из соседних стран.

Данные традиционные своды законодательных норм - «Правила Василе Лупу», различные запрещающие акты и привилегии, выданными разными господарями, некоторые Уложения (Законы) будущего восемнадцатого века и др. составляют ансамбль правовых норм, которые регулировали различные социальные, экономические, политические, религиозные и этнические отношения в Молдове.

В контексте предистории разработки данного юридического памятника необходимо проследить как становились отдельные отрасли права в Молдове. Так, в системе гражданского права постепенно становилось и выделилось в отдельную отрасль право собственности. К концу XV в., например, в Молдавии уже сложилась такая форма землевладения, как вотчина, а наряду с ней в молдавских грамотах фигурировала дедина. Словом "отчина" обозначалось первоначально всякое имущество, доставшееся по наследству от отца. Дединой называлось имущество, принадлежавшее отцу, деду, прадеду и переходившее от них по наследству последовательно к сыну, внуку, правнуку и т.д. В грамотах молдавских господарей отчина и дедина почти не различались. Отчиной или дединой, как правило, владело боярство. Кроме того, существовала и такая форма землевладения, как поместье. Пожалование земельного владения - поместья - было связано с условием несения службы. В связи с расширением товарооборота в стране значительное развитие в XVIII в. получило обязательственное право. В данном контексте довольно развитой была практика договорных отношений. Особенно часто встречались, например, договоры купли-продажи, замены, займа, имущественного и личного найма. В то же время, относительно наследственного права, необходимо отметить, что данная отрасль была мало разработана. Поэтому впервые ряд норм этого права содержался в Уложении Василия Лупу. Вотчина полностью или по частям переходила к ближайшим наследникам землевладельца в зависимости от степени родства с последним, в первую очередь к его детям обоего пола. Сестры наследовали вотчину или ее часть наравне с братьями.

Что же касалось семейного права, то эта отрасль тоже не получила детальной разработки. Имелись лишь отдельные нормы в Уложении Василия Лупу. В основном брачно-семейные отношения, однако, регулировались каноническим правом. В то же время классовый принцип в области семейного права был выражен очень ярко в молдавском праве. Так, если феодально-зависимая девушка - крестьянка выходила замуж в другое село, то за нее платили выкуп главе общины. В случае женитьбы цыгана одного феодала на цыганке, принадлежавшей другому крепостнику, дети от их брака распределялись между хозяевами родителей.

Явно преобладало в этом выдающемся памятнике молдавского правоведения именно уголовное право. Поэтому, разработке норм уголовного права Уложение Василия Лупу уделяло больше всего внимания (в нем содержалось более 1000 статей, относящихся к этой отрасли права). Законодательство усиливало всеми мерами уголовно-правовую защиту жизни, имущества и привилегий феодалов от нараставшей классовой борьбы закрепощаемого крестьянства и низов городского населения.

Основной принцип феодального права как права-привилегии проводился в Уложении ярко и откровенно. Нормы уголовного права Уложения носили открыто классовый характер, выражая интересы правящего класса молдавских феодалов.

Закон впервые раскрывал юридическое содержание понятия преступления, умысла, рецидива, соучастия, подстрекательства, недоносительства, невменяемости, давности, необходимой обороны, крайней необходимости и др. Он различал одиночное и групповое преступление, указывал на обстоятельства, смягчающие ответственность, выделял причинную зависимость между противоправным действием и наступившим результатом.

Система наказаний по Уложению была направлена на усиление уголовной репрессии за действия против господствующего класса. Наказание преследовало цель не только возмездия, но и главным образом устрашения. Об этом свидетельствовали такие виды квалифицированной смертной казни, как сожжение и погребение заживо, сажание на кол, залитие горла расплавленным металлом, или такие членовредительные наказания, как отсечение руки, носа, языка, ослепление, кастрация.

Характерной чертой системы наказаний по Уложению была их неопределенность, зависимость от воли судьи, особая мягкость наказания для представителей господствующего класса при особой жестокости наказаний для эксплуатируемых низов. Наказание было тем выше, чем выше по общественному положению находился потерпевший и чем ниже - преступник. Так, любой боярин, совершивший умышленное убийство, если он знатный, богатый и нужный государству, наказывался по воле судьи штрафом на большую сумму денег, в то время как незнатный карался смертной казнью.

Уложение выделяло ряд преступлений, направленных главным образом против феодально-крепостнического строя. Те, кто поведет весь народ или город против судьи, наказываются как совершившие преступление против самого господаря. Убийство правителя (судьи), господарских слуг и других феодалов рассматривалось как посягательство на самого господаря. Эта категория преступлений влекла за собой самые тяжкие виды наказаний, степень которых зависела исключительно от воли феодального суда. Посягательство на правителя наказывалось вначале отсечением руки, привязыванием к хвостам лошадей и доставкой в таком виде на место казни, где виновный четвертовался.

Одновременно, Уложение ужесточало наказания за преступления против экономических прав государства. За подделку монеты фальшивомонетчику отсекали голову, а затем его сжигали. Большое внимание уделялось борьбе с преступлениями против земельной собственности: противоправное пользование землями и водами и завладение ими. Виновные в этих преступлениях подвергались беспощадному избиению и высоким штрафам, а при наличии насильственных действий при захвате земли - смертной казни.

Чрезвычайно противоречивым и сложным был уголовный процесс. В феодальной Молдавии он носил инквизиционный характер. Уложение Василия Лупу предусматривало пытки в стадии разбирательства дела, но специально оговаривало, что людей именитых, т.е. принадлежащих к классу феодалов, пытать нельзя.

В дальнейшем, особенно обязательственное право, как отрасль, получило значительное развитие в XVIII веке в связи с расширением товарооборота в стране. На новом этапе довольно развитой была практика договорных отношений. Поэтому, особенно часто встречались договоры купли-продажи, мены, займа, имущественного и личного найма. Относительно другой отрасли молдавского права - наследственное право также была мало разработано и лишь ряд норм этого права содержался в Уложении Василия Лупу. В частности, вотчина полностью или по частям переходила к ближайшим наследникам землевладельца в зависимости от степени родства с последним, в первую очередь к его детям обоего пола. Сестры наследовали вотчину или ее часть наравне с братьями.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Упрочение Молдавского государства и права в период правления Петру Рареш и Василия Лупу | Разнообразие источников молдавского средневекового права

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 310; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.