Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Общественное и государственное устройство Бессарабии до 1917 года

 

Общая проблема общественного и государственного устройства Бессарабии до 1917 года рассматривается в контексте общей насильственной русификации молдавского населения посредством насаждения русского языка и царского законодательства во всех областях жизни. Русское законодательство данного периода фактически господствовало повсеместно в системе общественного и административно-государственного устройства.

Согласно историческим документам, в начале 1870-х годов в одной только Бессарабии всего проживало более 1 миллиона молдаван и до 250 тыс. в Херсонской и Подольской губерниях. Для насильственной русификации молдаван и для превращения их в русских, также был послан в Кишинев архиепископ Павел, ставшим впоследствии экзархом Грузии. Архиепископ Павел прежде всего приступил к закрытию на территории Кишиневской епархии приходских церквей, которых в 1872 году было 773, а в 1878 году оставлено было 444, будучи закрытыми около 330 церквей. К тому, абсолютно все закрытые церкви были молдавскими. Все церковно-богослужебные книги молдавских церквей, напечатанные на румынском языке кириллицей, были вытребованы в Кишиневскую митрополию, а его современники писали, что архиепископ целые 7 лет топил ими печи своей митрополии.

В целях дальнейшей русификации, в 1908 г. было разрешено переселится в Сибирь на зачисленные участки 855 семействам молдавских домохозяев, бросающим свою родную плодородию землю. Ради сохранения молдаван Бессарабии в православии, необходимо было бы не только образование во всех молдавских приходах молдавскими церковно-приходскими школами, как отмечалось в документах, «но и назначать на Кишиневскую кафедру архиепископа из молдаван или из знающего молдавский язык, дабы как архиерей, так и все духовенство совершали для молдаван богослужение на их родном языке»[13].

Однако, как свидетельствовали документы и некоторые авторы, параллельно с насильственной русификацией коренного населения Бессарабии, нечто подобное происходило в те годы и за Прутом.

Так, в результате проведенного объединения в 1859 г., новое государственное образование - Объединённые княжества Молдова и Валахия возглавил А.И.Куза, который также нанёс тяжкие удары Православной Церкви страны в целом и монашеству — в частности. Им уже в том же 1859 году было секуляризовано имущество 6 монастырей из-за, якобы «неправильного их администрирования». Затем, в следующем 1860 г. – закрыты монастыри Должешть и Загавия, а также 31 молдавский скит. Одновременно, было запрещено вести службу на древнеславянском языке, а также - упоминать в молитвах русских святых. Кроме того, все книги, написанные на «не политкорректных языках» — славянском и греческом — изымались у монастырей и передавались на макулатуру, то есть, на их уничтожение. Затем, в 1863 г. – принят закон о национализации имущества всех румынских монастырей. Все ценности, предметы искусства изымались у Церкви и передавались в Государственную казну. По свидетельствам очевидцев, значительную часть бывшей монастырской собственности просто распродали за бесценок на многочисленных аукционах. Монахи попытались вывезти наиболее ценные реликвии за границу, однако очень скоро правительство просекло эти намерения и усилило таможенный досмотр.
Противившийся всему этому беспределу господаря Кузы, митрополит Молдовы Софроний Миклеску был смещён со своей должности, отвезён под конвоем с шашками наголо в монастырь Слатина, где в скором времени и скончался.
Именно благодаря всем этим «реформам» Кузы, в Кицканах на Днестре (т.е. в аннексированной Бессарабии), на землях принадлежащих запрутскому монастырю Нямцу в 1864 г возник Ново-Нямецкий монастырь. Этот новый монастырь был основан бежавшими из Румынии иноками, с разрешением русского царя, привёзшими с собой целую библиотеку старинных славянских и молдавских рукописей 14-19 веков (в т.ч. подлинных господарских грамот). Эта библиотека жива и до сих пор, а наиболее ценные документы Молдавского государства хранятся в фондах Национального Архива.
Между прочим, можно констатировать, что подобный случай как в Бессарабии 2-й половины 19-го века произошел в 1859 году и за Прутом, в Нямецком монастыре. Там типографская машина также была разобрана, по прямому указанию Министерства культов, и передана «для печатания светских книг и журналов».

Тем самым, в рамках Российской Империи в апреле 1903 года в Кишинёве произошёл памятный всему миру и глубоко печальный еврейский погром. Только после кишиневских трагических событий по всей Империи прокатилась волна погромов, среди которых были и более жестокие, и более массовые, но миру запомнился кишинёвский, потому что был первым после долгого затишья, и уже казалось, что погромы ушли в прошлое. Вдохновителем погрома был бессарабец П. Крушеван - довольно заметный черносотенец, впоследствии ставшим и депутатом российской Думы. Назначенный новым губернатором Бессарабии князь Урусов не стеснялся в выражениях: “Я считаю наше правительство виновным в покровительстве, оказываемом им узко-националистической идее; в недальновидной и грубой по приемам политике его по отношению к окраинам и инородцам; в том, что эта политика поддерживала и возбуждала среди отдельных народностей взаимное недоверие и ненависть и в том, наконец, что власть, потакая боевому лжепатриотизму, косвенно поощряла те дикие его проявления, которые… моментально исчезают, как только правительство открыто заявит, что погром на почве национальной розни есть преступление, за допущение которого ответит местная администрация”.

Реакция великого русского писателя Льва Николаевича Толстого на кишинёвские события интересна тем, что она была скорее моральной оппозицией, подчеркивая: «…Отношение же мое к кишиневскому преступлению тоже само собой определяется моим религиозным мировоззрением». (Ясная Поляна, 27 апреля 1903 года).

В целом, подобная ситуация была характерна для всех национальных регионов Российской Империи и она оказывала повсеместно действенное влияние и на систему административно-государственного устройства.

 

 

Тема 14. Правовая характеристика Молдавской Демократической Республики и ее государственно - правовых органов (1917-1918 гг.)

 

1.Общественное движение за демократизацию государственно-правовых институтов.

2.Образование Сфатул Цэрий – первой формой молдавского парламентаризма.

3.Создание Молдавской (Народной) Демократической Республики и деятельность органов государственной власти, разработка ее Конституции.

 

1. Общественное движение за демократизацию

государственно-правовых институтов.

Эволюция административных структур в Восточной Молдове (Бессарабии), начиная с территориального расчленения в 1812 г., достигла высокого уровня в последовавшей демократизации органов управления на протяжении 1917 - 1918 гг. Достаточно радикальные события на государственно-правовом поприще произошли в начале ХХ – го века, которые фактически определили исторические процессы на век вперед. Была образована Молдавская Демократическая Республика, в границах которой и происходил процесс демократизации новых административных органов власти.

Действительно, те революционные события происходили в историческом контексте, когда спустя более века, после отторжения части расположенной восточнее Прута и Дуная исторической Молдовы, в тех специфических условиях на этой национальной территории была ликвидирована молдавская государственность. Здесь фактически были уничтожены все традиционные молдавские административные органы. Лишь благодаря Февральской революции 1917 года в России, появились благоприятные условия для их восстановления в новых исторических условиях. Впервые после более чем векового национально гнета молдавского народа на восточной территории бывшей исторической Молдовы зарождаются процессы национального движения и становления новой национальной государственности, возрождения традиционных органов управления.

Действительно, это были результаты тех сложных и бурных событий, которые в первые месяцы русской революции народные массы Молдовы развернули освободительную борьбу. Уже 13 марта 1917 года на первом же заседании Тираспольского Совета обсуждался вопрос о продолжительности рабочего дня. Вскоре, 19 марта, после горячих споров, по настоянию рабочих Тираспольский Совет принял следующее решение: «Довести официально до сведения комитета заводчиков о постановлении Совета рабочих депутатов — немедленно перейти к 8-часовому рабочему дню». Аналогичное решение в этот же день принял по требованию рабочих и Кишиневский Совет, а впоследствии данное завоевание было реализовано также на предприятиях Оргеева, Резины, Бендер и других городов и местечек края. Также весной 1917 года в Кишиневе, Тирасполе, Бендерах, Бельцах, Оргееве, Дубоссарах, Григориополе, Рыбнице, Резине и других городах были созданы профсоюзы, благодаря чему движение рабочих приняло более организованный характер.

Согласно историческим документам, по собственному почину трудящиеся совместно с революционно настроенными солдатами приступили к ликвидации, прежде всего, кара­тельных органов самодержавия: 8 марта началось разоружение поли­ции в Кишинёве, 10 марта - в Бельцах. То же происходила и в сельских местностях. До середины марта 1917 года стражники и урядники были разоружены в Волонтировке, Ивановке - Русской, Ваду–луй–Исак, Меренах и других селах. В ряде мест из органов самоуправления изгонялись наиболее реак­ционные элементы, а иногда заменялся и весь состав. Например, 19 марта в Кагуле был смещен местный городской голова и избран новый. 25 марта рабо­чие и солдаты Тирасполя арестовали наиболее ярых монархистов — членов городского самоуправления. В Бендерах был отстранен весь состав городской управы.

В целом же, в первой половине 1917 г. в России установилось двоевластие: Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов. Весть о свержении царского режима быстро распростра­нилась по всей стране. Но монархические силы в ряде мест, в том числе и в Молдавии, вначале пытались скрыть от масс происшедший в Петро­граде революционный переворот. Царский бессарабский гу­бернатор Воронович всячески препятствовал своевременному опублико­ванию в местных газетах манифеста об отречении царя от престола.

Подобная ситуация была характерна для всех национальных регионов Российской Империи. Она оказывала действенное влияние и на соседние страны, в т.ч. в составе которых находились различные территории бывшего Молдавского государства.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Участие государственных структур Молдавского княжества в составе институтов Страны Объединенных Княжеств (1859 – 1862 гг.) | Образование Сфатул Цэрий – первой формой молдавского парламентаризма

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 244; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.