Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Этика как наука о морали – это область философского знания, исследующая нормы (законы) регулирования отношений между людьми

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА.

Лекция первая

Основы этических знаний

Тому, кто не постиг науки добра, всякие другие науки приносят лишь вред (М.Монтень). Нравственность, оторванная от жизни, так же безнравственна, как и сама жизнь без нравственности (Г. Плеханов). Все попытки творить и любить потерпят неудачу, если не развить созидательного подхода личности к жизни (Э.Фромм). Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает (Ф.Энгельс).

Этика как наука о морали – это область философского знания, исследующая нормы (законы) регулирования отношений между людьми.

Это наука о способе жизни, о соотношении должного и сущего (Аристотель).

Понятия этика, мораль, нравственность тождественны: «ethika» - от гр. «ethos», аналог латинскому «moralis» и русскому «нравственность», выражают устойчивость нравов, обычаев, традиций в ходе духовного и общественного развития человечества. Это наука о добродетелях, о свободе нравственного выбора, о сохранении человеческого в человеке. Человеческое сообщество не может выжить без регулятивов, взаимных обязательств, норм поведения. Мораль говорит не о том, что есть и было, а о том, что должно быть, она универсально-всеобща и в то же время, конкретна как показатель социальности каждого индивида в отношениях человек-человек, человек-коллектив, человек-общество. Как социальный институт мораль включает в себя такие формы сознания, как нормы, поступки, привычки, менталитет и культуру общества.

Типология этики и морали разнопланова:

- натуралистическая концепция, мораль от природы (гедонизм, эвдемонизм)

- субъективно-идеалистические учения (экзистенциализм, постмодернизм)

- религиозно-объективистские концепции (Бог, абсолютный разум)

- материалистические учения (социально-экономические, антропоцентризм)

В сфере антропоцентрической этики мораль исполняет следующие функции:

- обобщает практику отношений между людьми

- касается всех форм отношений и конкретно каждого человека

- автономна (свобода выбора) и независима (объективна по содержанию)

- ориентирована на позитив (благородство, справедливость, ответственность)

- гуманистична и созидательна (человек не средство, а цель творения).

Само моральное сознание, в свою очередь, функционирует на двух уровнях:

1) эмоционально-чувственное (обыденное) – к другим людям (симпатия, недоверие); к самому себе (самолюбие, скромность); к обществу (долг, патриотизм, нигилизм); создает устойчивость морального облика человека

2) рационально-теоретическое (этика) – принципы, убеждения, кодексы, суждения о нормах; создает систему этических знаний.

Пренебрежение принципами и нормами морали ведет к банкротству личности и деградации общества, поэтому так важна моральная практика.

Практика и сознание морали существуют в противоречивом единстве:

индивидуальная воля выражает моральный закон не тогда, когда она свою волю выдает за всеобщую, а когда всеобщее избирает ее в качестве своего.

Категории этики и морали неоднородны: универсально-личностные отражают мировые ценности – благо, добро, добродетель, справедливость,

счастье, правда, любовь; индивидуально-личностные представлены понятиями долга, совести, чести, достоинства; аморальные значения противостоят нравственно-ценностному идеалу и выражаются в понятиях зла, ненависти, предательства, зависти, жадности, коррупции и т.д.

Зло идет параллельно с добром и необходимо как условие моральной сравнимости. Гонения на ведьм в иные времена воспринимались как добродетель; прогресс и глобализация поставили человечество на грань самоуничтожения, породили экоэтику, космоэтику. Только интуитивно-чувственное и рациональное понимание добра, его воплощение в делах и поступках дают нам шанс и надежду на прогресс и перспективу.

Мораль – понятие историческое и зависит от типа общества: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, постиндустриальная, информационная и т.д. Этика в рамках морали решает практические задачи, наделяя человека статусом творца.

Руссо считал, что самыми нравственными людьми в истории человечества были первобытные люди. Необходимость выживания породила священство труда, кровное единство, понятия добра и зла, своего и чужого, взаимопомощи, достоинства, долга, совести, почитания родителей. Нравственные традиции родового строя передавались через процесс инициации (посвящения). В древней Руси языческие боги также наделялись идеальной моралью, добром, истиной и красотой: «чуда нет, есть человек – сын Вселенной», «кто беден духом, тот слаб и телом», «умей делать все», «мир меняется нашими руками», «слово – вид дела» и т.д.

В рабовладельческом обществе происходит раздвоение морали на господствующую и зависимую, рабскую. Частная собственность порождает жадность, цинизм, предательство, насилие и эгоизм. Воровство становится нормой и даже доблестью. Чтобы достичь единства ценностей, частным интересам придается характер всеобщего блага, критерием должного по отношению к сущему. Мораль господствующего класса становится главенствующей, а мораль зависимая пропитывается ненавистью ко лжи.

Именно в этот период и возникает Этика как наука о моральной мотивации личности, стремлении к гармонии, свободе, равенству, истинным ценностям.

В период средневековья рождается сословно-корпоративная мораль:

вассалитет служения феодалу, сюзеренитет рыцарского кодекса чести, монашеские ордена, гильдии, цехи, секты; сакральность религиозной власти провозглашает «вечное неравенство людей», жизнь «по статусу». Церковная этика принижала личность, оправдывая бесчеловечность общества изначальной греховностью каждого, но она устраивала и бедных, и богатых, обещая первым рай на небесах, а вторым гарантию послушания (Бог терпел, и нам велел; как отцы жили, так и мы живем). Герои– это святой и рыцарь.

В эпоху Возрождения сам человек становится центром бытия, его целью и сущностью. Как и в античные времена, он призван служить истине, а не богатству, стремиться к богоподобию. Человек – венец мироздания, соратник Бога. Этика нового времени – это утопический социализм, просвещение, рационализм, гуманизм. Нравственность стремится эгоистические интересы индивидумов объединить в общественные идеалы: в цене ум, предприимчивость, достоинство, воля, самосовершенствование.

Новые и новейшие времена, эпоха развитого капитализма приводят к отчуждению человека от своего труда и от духовного мира другого человека.

Процветают индивидуализм, стяжательство, волюнтаризм. Мораль перестает быть характеристикой индивидуума, а учреждается им самим: живи для себя, остальное неважно. Этика становится множественной и открытой для проникновения любых идей и религий, происходит дегуманизация и разрушение личности. Те же кризисные явления сопутствуют и социализму.

Бывшая социалистическая мораль как антипод буржуазной в идеале устраняла разрыв частного и общего интереса, утверждала бескорыстие, уважение к труду, гуманность, порядочность, коллективизм, патриотизм, интернационализм. Однако в условиях реформирования на основе рыночных отношений произошло моральное отчуждение чиновничества и номенклатуры от жизни общества, узурпация власти, коррупция, двойные стандарты, безудержное обогащение, деградация и перерождение как руководства, так и каждой личности в целом, подмена кодекса высокой нравственности демагогией и лицемерием. Это и предопределило крах социализма в России и на всем постсоветском пространстве.

Современная постиндустриальная информационная цивилизация выдвигает собственные требования к новой морали. Цель новой этики – обоснование модели социальной справедливости, самореализации личности, гуманизации всей системы, чтобы «человек стал высшим существом для человека» (Маркс). В этих условиях знания и умения сращиваются с моральными качествами личности. Этика призвана обеспечить позитивные результаты профессиональной деятельности так, чтобы при этом механизмы действия бизнеса выполняли свои задачи, даже «если бы на месте людей оказались дьяволы» (Кант). Для этого этика добродетелей дополняется институциональной этикой, т.е. действует через дисциплину и жесткие нормативы. Современная нравственность диктует человеку системы скромность и деловитость, требовательность и гуманность, ответственность и самообладание, честность и достоинство, отрицание двойных стандартов, патриотизм и доверие общества. Это и должно стать политикой бизнеса и государства, особенно в лице его среднего класса, движущей силы современной экономики.

Условиями и путями развития нравственного прогресса являются:

- нарастание духовной свободы личности, ее самосовершенствование

- воздействие нравственных начал на все сферы жизни

- способность морали преодолевать любые конфликты

- нетерпимость общества к проявлениям бездуховности и аморальности

- обогащение этики и морали новыми ценностями с научных позиций

- создание эффективных способов контроля нравственного поведения.

В эпоху противоречивого развития молодой информационной цивилизации, обновления экономических систем, углубления моральных конфликтов, отрицания старой морали и разгула вседозволенности, рыночного хищничества и подмены моральных ценностей особенно остро встает вопрос поисков выхода из нравственного кризиса. На первый план выходят взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Только новая этика способна вывести человечество за пределы его природной биологической сущности, поднять над засильем потребительской культуры и циничного прагматизма, с их кредо: не истина полезна, а полезное истинно.

В истории этики бизнеса уже существовали теории и течения морально-этического совершенствования личности. Так философ А. Швейцер, открывший в Африке больницы для бедных, считал, что только волонтерство и альтруизм, т. е. добровольное самоотречение есть истинный путь противостояния социальному диктату. Эрих Фромм, американский социолог, положил в основу бизнеса гуманистическую совесть, а именно, самопрозрение личности, творчество, ответственность и любовь. Этику Фромма можно назвать этикой справедливости с акцентом не на «свободу от…», а на «свободу для» толерантности и экологической безопасности.

Если сегодняшнее наше с вами современное человечество не найдет в себе силы для выработки новых гуманистических принципов нравственности и воплощения их в жизнь, ему грозит откат на уровень окончательного вырождения и глобальной мировой катастрофы. Только максимальное сближение должного и сущего, пробуждение сознательности личности и общества, нетерпимость к цинизму, коррупции, распущенности, только конструктивный диалог и жесткие нормативы в социально-общественной сфере еще способны спасти мир от морально-этического провала. Шанс есть!

 

Лекция вторая


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ТЕМА 3.Задача 1 | Особенности профессиональной этики

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 452; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.