Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Методические основы и тактические особенности изготовления субъективных портретов

Изготовление субъективных портретов базируется на общих положениях тактики производства следственных действий и опера­тивно-розыскных мероприятий, а также правовой природе регла­ментации конкретного действия или мероприятия.

Изготовление субъективных портретов осуществляется мето­дами и средствами, применяемыми в определенной последователь­ности, поэтапно. Это означает, что наиболее полное решение за­дач каждого этапа осуществляется с привлечением результатов работы на предыдущем этапе; каждый этап является подготови­тельным для последующего. Основные этапы изготовления субъек­тивного портрета:

1. Предварительное изучение мысленного образа (анализ факторов возникновения, формирования и сохранения мысленного образа).

2. Создание условий для изготовления субъективного портрета.

3. Предварительная актуализация мысленного образа. Экспе­римент.

4. Техническая подготовка к изготовлению портрета.

5. Изготовление портрета (получение первого варианта портрета - отработка первого варианта - оценка портрета - доработка под контролем очевидца - оценка портрета очевидцем).

Основой субъективного портрета, как известно, является мысленный образ скрывшегося лица, сформировавшийся в сознании очевидца и сохранившийся в его памяти. В связи с этим специа­листу, приступающему к изготовлению субъективного портрета, необходимо выяснить условия формирования и сохранения в памяти очевидца мысленного образа, т.е. провести предварительное изучение мысленного образа.

Прежде всего следует как можно тщательнее изучить расс­мотренные выше субъективные и объективные факторы, влияющие на возникновение, формирование и сохранение мысленного образа.

Выяснение всех этих обстоятельств является первым этапом изготовления субъективного портрета. Это выяснение производит­ся как в ходе ознакомления с обстоятельствами дела - обычно это происходит в беседе с инициатором составления портрета (оперативным работником, следователем), реже путем ознакомле­ния с материалами дела, так и в ходе беседы с очевидцем.

Учитывая значение данного этапа процесса изготовления портрета, необходимо проводить беседу с очевидцем с максимальной эффективностью, а не сводить ее к формальному ознакомлению с его анкетными данными и выслушиванию краткого рассказа очевидца о происшествии. Целесообразно заранее гото­виться к беседе, составляя план ее проведения, как и всех работ с очевидцем.

Наряду с изучением факторов возникновения, формирования и сохранения мысленного образа беседа с инициатором изготов­ления портрета и самим очевидцем позволяет специалисту решить и задачу второго этапа изготовления субъективного портрета - выяснить, имеются ли условия изготовления портрета, т.е. проа­нализировать объективные и субъективные факторы воспроизведения мысленного образа.

Если после беседы с очевидцем будет ясно, что он способен к правильному восприятию, имел возможность и условия для наблюдения, время, прошедшее с момента события не слишком велико, обстоятельства, происшедшие после формирования мысленного образа, его не разрушили, ему разъясняется содержа­ние предстоящей работы по изготовлению субъективного портрета, возможности, которыми располагает для этого специалист, роль очевидца в создании портрета. Специально подчеркивается, что не ставится цель получить портрет того же самого человека, которого видел очевидец, а делается попытка создать похожее на него изображение.

На этом же этапе необходимо выяснить, имеется ли у очевидца желание помочь органам внутренних дел установить личность скрывшегося человека или он формально относится к данно­му мероприятию.

Затем приступают к третьему этапу работы по изготовлению субъективного портрета - предварительной материализации мысленного образа. Она обычно происходит в ходе получения от оче­видца произвольного описания внешности скрывшегося. При этом следует выслушать все, что может высказать очевидец, поскольку именно в процессе свободного рассказа могут проявиться необхо­димые данные о внешнем облике разыскиваемого.

На данном этапе работы не следует стремиться получить детальное описание внешности скрывшегося, тем более в терминах словесного портрета. Недопустимы любые наводящие вопросы. Пробелы в памяти очевидца, касающиеся отдельных элементов лица, специалист не должен восполнять сам, предлагая варианты ответов. Задача дан­ного этапа - формирование у специалиста представления о типаже разыскиваемого, наиболее наглядных, доминирующих элементах внешности, которые будут отправными при подборе необ­ходимых изображений для субъективного портрета.

На этом этапе работы допустим и эксперимент в целях уточнения способности очевидца достоверно воспроизвести приз­наки внешности человека. Можно предложить очевидцу описать внешний облик сотрудника, который заходил в помещение, где происходит беседа, или милиционера, мимо которого очевидец входил в здание органа внутренних дел, и т.п.

В завершение беседы о признаках внешности скрывшегося следует предварительно закрепить показания очевидца. Наиболее распространенный способ - словесное описание.

В ходе описания же­лательно использовать справочную криминалистическую литерату­ру, в которой излагается и иллюстрируется система словесного портрета. Особенную помощь в этом отношении могут оказать аль­бомы-пособия с рисунками частей и элементов лица и тела чело­века, сопровождаемые подробным описанием в общепринятой терми­нологии словесного портрета (например, Типы и элементы внеш­ности. М., 1979; Криминалистическое описание внешности чело­века. М., 1984).

В ряде случаев очевидцу предлагают самому изготовить эскизный рисунок лица скрывшегося, его фигуры. Даже самый схема­тический набросок может наглядно представить пропорции головы, относительную величину элементов лица.

После предварительной материализации мысленного образа приступают к четвертому этапу работы - проводят техническую подготовку к изготовлению субъективного портрета. Она включает подбор необходимого материала, если будет изготовляться ри­сованный портрет. Для составления фото- и рисованно-композиционных портретов приводят в рабочее состояние имеющиеся в рас­поряжении специалиста комплекты и устройства, программные средства.

Собственно изготовление субъективного портрета - пятый этап работы - начинается с получения первоначального варианта портрета. Эта часть данного этапа является, по существу, решающей и определяющей дальнейший успех или неудачу всего мероприятия, поскольку в процессе получения первоначального варианта порт­рета осуществляется качественный переход от мысленного образа внешнего облика человека к его материальному отображению в портрете.

При изготовлении рисованных портретов таким вариантом яв­ляется эскизное изображение, которое обычно изготовляет ху­дожник или другой специалист с учетом предварительной материа­лизации мысленного образа.

Если для получения субъективного портрета используются специальные комплекты фотографических или рисованных изображе­ний, то первоначально следует ориентировочно определить место выделенных в ходе беседы с очевидцем элементов внешности в том массиве изображений, который взят для работы. Для этого нужно использовать классификацию, принятую в информационно-изобрази­тельном массиве.

Задачей специалиста на данном этапе является определение тех групп изображений, в которых могут находиться подобные ис­комым. Нежелательно предлагать очевидцу самому отыскивать в большом массиве изображений подходящий, даже если этот про­цесс облегчен путем демонстрации изображений элементов лица на экране дисплея ПЭВМ. Только люди, владеющие методикой словес­ного портрета и имеющие опыт в ее практическом использовании, в состоянии проделать эту работу самостоятельно.

Обычно же очевидцы не могут правильно оценить характеристики изображений элементов лица, особенно это касается рисунков. Практика показала, что чаще всего указанные очевидцами изображения при самостоятельном подборе приходится заме­нять на другие после включения отобранных в монтируемый портрет.

Наиболее целесообразно показывать небольшие (3-4 изобра­жения) группы сходных элементов, чтобы очевидец, сопоставляя их между собой, мог выделить именно то изображение, которое наиболее соответствует его мысленному образу.

Таким образом, специалист, выделив в соответствии с пока­заниями очевидца из всего массива изображений узкие группы изображений элементов внешности, в которых могут находиться искомые, показывает их очевидцу, чтобы тот выбрал наиболее со­ответствующие содержанию его мысленного образа.

Последовательность просмотра и выбора изображений элементов внешности целесообразно строить с учетом тех из них, признаки ко­торых наиболее хорошо запомнили очевидцы. Если в ходе подбора изображений выясняется, что очевидец не помнит признаки каких-либо элементов лица, специалист, ис­пользуя ключевые для той или иной группы изображения, а также с учетом самого общего представления о внешности скрывшегося, самостоятельно подбирает изображения. При этом следует исхо­дить из того, чтобы эти элементы гармонично дополняли уже име­ющиеся, соответствовали общему типу лица и не от­личались наглядностью характеризующих их признаков.

Ключевыми именуются изображения элементов внешности, характеризующихся признаками, типичными (наиболее распростра­ненными) для определенных групп элементов. Соседние изображе­ния представляют собой варианты ключевого, например на ключе­вом изображении глаза с миндалевидным контуром глазной щели, средней степенью ее раскрытия. На соседних изображениях сте­пень раскрытия варьируется.

Доработка первого варианта портрета производится путем замены изображений элементов внешности, не соответствующих мысленному образу очевидца. Этот этап работы является одним из ответственных, так как изменения, вносимые в портрет, порой в конечном итоге значительно уменьшают его достоверность.

Если изготовление первого варианта проходит довольно быстро, то его доработка нередко занимает много времени не из-за технических сложностей ее выполнения, а в связи с жела­нием очевидца придать портрету максимальное, по его мнению, сходство с обликом скрывшегося. При этом очевидцы нередко зат­рудняются остановить свой выбор на том или ином изображении. Они просят уточнить получившиеся изображения элементов лица путем ретуши, дорисовки, чтобы попытаться воспроизвести запом­нившееся им выражение лица скрывшегося, отобразить состояние его мимики (например, злое, угрожающее). Причем часто такие уточнения нарушают естественные пропорции лица и характеристи­ки признаков внешности.

В связи с этим, если в ходе доработки первого и последую­щих вариантов портрета, оценки их очевидцем, происходит явное искажение признаков внешности, специалист должен разъяснять это очевидцу. Здесь могут использоваться учебные и наглядные пособия по словесному портрету, в которых имеются изображения вариантов лиц с разными пропорциями и соотношениями элементов внешности.

Полученный вариант портрета оценивается очевидцем. Вообще участие и контроль очевидца необходимы на всех этапах отражения в портретах черт внешности, так как в каждом из них зафиксированный в памяти очевидца мысленный образ получает то или иное вещественное воплощение. Перед оценкой варианта сле­дует разъяснить очевидцу, что субъективные портреты не отображают точно признаков определенного известного очевидцу лица и поэтому можно говорить лишь о большем или меньшем соответствии портрета, обращать внимание на совпадение или различие общих признаков лица и доминирующих характеристик. Причины сомнений очевидца в соответствии портрета определенному лицу необходимо тщательно исследовать и выяснить, чем они обусловлены.

После одобрения очевидцем окончательного варианта порт­рета он фиксируется. При необходимости фиксируются и промежуточные варианты.

После изготовления субъективного портрета специалист, прежде чем передать его репродукцию инициатору данного мероп­риятия, должен оценить, насколько достоверно отоб­ражены в портрете признаки внешности разыскиваемого. Такая оценка досто­верности выполняется специалистом в отсутствие очевидца и ее результаты сообщаются оперативному работнику или следователю в качестве рекомендательного мнения, которое может быть учтено ими при использовании субъективного портрета.

Оценка достоверности составленного портрета в основном включает в себя тщательный анализ вышеизложенных субъ­ективных и объективных факторов формирования мысленного образа и их учет при изучении отобразившейся в портрете совокупности признаков внешности.

Необходимо также проанализировать, какие преобразования могли произойти с мысленным образом под влиянием мероприятий и следственных действий, в которых очевидец принимал участие до изготовления портрета (просмотр видеотек, альбомов, опознание по признакам внешности и т.п.), возможных встреч и обмена мне­ниями с другими очевидцами по делу. Оценивается также работа очевидца по отбору и оценке изображений элементов лица при составлении портрета. Специалисту необходимо сопоставить полученный портрет со словесным описанием признаков внешности ра­зыскиваемого, данных очевидцем, и с другими описаниями, имеющи­мися в деле. С учетом того, что признаки мелких элементов лица могут быть неверно запомнены или вовсе не запомнены очевидцем, сопоставляются только признаки, имеющие групповое значение. Соответствие признаков на портрете и в описании в пределах возможностей использованных средств фиксации информации о внешнем облике разыскиваемого, а также уверенность специалиста в том, что очевидец с учетом условий формирования, сохранения и воспроизведения мысленного образа запомнил действительные признаки внешности, могут свидетельствовать в пользу достовер­ности портрета.

Изготовление субъективных портретов осуществляется на основе общепринятых в криминалистике положений тактики произ­водства оперативно-розыскных мероприятий и следственных дейс­твий. Однако, учитывая, что данная работа является одной из форм применения криминалистических средств и методов по зада­ниям оперативных и следственных аппаратов и исходя из природы субъективных портретов, ее выполнение имеет определенные осо­бенности.

Прежде всего имеет значение своевременность изготовления субъективного портрета. Поскольку такой портрет является одним из способов материализации мысленного образа, полнота и досто­верность отображения в нем информации о признаках внешности зависят от содержания мысленного образа. В то же время извест­но, что содержание мысленного образа с самого момента восприя­тия внешности человека человеком постоянно изменяется за счет утраты деталей, обеднения содержащейся в нем информации.

Поэтому наиболее целесообразно стремиться материализовать мысленный образ в ближайшее время после его формирования. Если же потом придется уточнять какие-либо признаки внешнос­ти, своевременное изготовление портрета дает возможность избе­жать дополнения мысленного образа элементами домысла, фанта­зии, а также влиянием последующих событий, мероприятий, действий, в ходе которых носитель мысленного образа – очевидец или потерпев­ший - получал иную информацию о признаках внешности человека и она невольно вытесняла его собственную, непосредственно воспринятую.

Наиболее целесообразно изготовлять портрет не позже двух-трех дней после наблюдения человека, чей портрет подлежит составлению. В течение этого времени в памяти очевидца доста­точно полно сохраняется мысленный образ скрывшегося, у потер­певших проходит состояние стресса, которое они обычно испы­тывают по делам о преступлениях, связанных с насилием над лич­ностью (разбойные нападения, изнасилования и т.д.).

Портрет можно составлять и спустя несколько часов после события такого преступления, если потерпевший общался с преступником в спокойной обстановке, не подозревая о его наме­рениях, и формирование мысленного образа не подвергалось силь­ному эмоциональному воздействию (при совершении мошеннических действий, краж путем доверия и др.).

В течение дня после совершения преступления рекомендуется и составление портрета с детьми (особенно малолетними), пос­кольку на сохранение мысленного образа влияет повышенная под­вижность детской нервной системы, способность быстро забывать предшествующие события и переключаться на другие, поддаваться влиянию обстоятельств разговоров о происшествии.

Если же портрет человека составляется спустя длительное время после его наблюдения, то надежды на успех такого мероп­риятия мало. Это обстоятельство объясняется тем, что очевидец постепенно забывает происшедшее и наблюдавшегося им человека, и в процессе изготовления портрета забытое невольно восполняется элементами домысла, фантазии. Кроме того, как правило, к мо­менту изготовления портрета с очевидцем уже проведена большая работа – с ним беседовали о признаках внешности скрывшегося лица, показывали ему фотоальбомы и т.д., что также может су­щественно снизить достоверность хранящегося в его памяти мыс­ленного образа.

При составлении портрета важно учитывать роль очевидца в событии, послужившем поводом для данного мероприятия, отноше­ние к событию, его участникам и процессу составления порт­рета.

Очевидец - это лицо, непосредственно видевшее человека, чей субъективный портрет предполагается составлять. Очевидцами являются потерпевшие и свидетели, подозреваемые и обвиняемые соучастники скрывшегося преступника. К категории очевидцев могут быть отнесены и лица, видевшие или знавшие скрывшегося не в связи с событием преступления. Ими могут быть лица, видевшие разыскиваемого после события преступления и желающие по­мочь правоохранительным органам.

Все вышеперечисленные категории очевидцев являются носи­телями мысленного образа разыскиваемого. Однако условия форми­рования этого мысленного образа у них различны. Различны у них и условия сохранения мысленного образа. Потерпевший длительное время может помнить детали события и приз­наки внешности преступника. Свидетель - случайный прохожий может быстро забыть о виденном им человеке, который оказался преступником, но в момент непосредственного наблюдения убегал с места происшествия.

Главное, что объединяет все категории очевидцев, - непосредственное наблюдение признаков внешности скрывшегося человека, чей субъективный портрет необходимо составить.

Если очевидцев несколько (многоэпизодное дело), то необходимо с помощью оперативного работника или следователя выб­рать тех из них, личность которых и условия восприятия ими внешности разыскиваемого предполагают получение наиболее дос­товерного портрета. С этими людьми составляется портрет, кото­рый показывается другими очевидцами, и если они сочтут, что данный портрет передает сходство, то его можно рекомендовать для использования при установлении преступника.

При изготовлении субъективного портрета необходимо тщательно учитывать роль очевидца в событии прес­тупления, а также его субъективное отношение к этому событию и скрывшемуся лицу. Целесообразно строить работу с учетом четы­рех типичных ситуаций:

1) очевидец хочет и может помочь в установлении преступ­ника;

2) хочет, но не может оказать такую помощь;

3) в состоянии помочь, но не хочет этого делать;

4) не хочет помочь в установлении преступника, но скрыва­ет это, давая ложные показания.

Как было отмечено выше, природа этих ситуаций обусловлена отношением очевидца к событию преступления (потерпевший - заинтересованный или незаинтересованный в установлении преступника; случайный или заинтересованный свидетель события) и к мероприятию по изготовлению портрета, а также объемом и содер­жанием запомнившейся информации. Таким образом, работа специалиста с очевидцами строится либо на основе сотрудничества, кооперации (первые две типичные ситуации), либо на основе конфликта, противостояния, чаще все­го скрытого (третья и четвертая типичные ситуации).

Другим важным тактическим положением является изготовле­ние субъективных портретов преступников с учетом особенностей совершенного преступления. Эти особенности проявляются прежде всего в работе с такой категорией очевидцев, как потерпевшие, и связаны в основном с ситуацией восприятия внешнего облика преступника, воздействием самого факта преступления на пси­хику потерпевшего и, следовательно, на формирующийся в его па­мяти мысленный образ.

Так, например, изнасилования, грабежи и разбои чаще всего совершаются неожиданно для очевидца в плохо освещенном месте, с использованием преступником скрывающих часть лица предметов и приемов (очки, полумаски, надвинутые низко на глаза головные уборы, поднятые воротники и т.п.). Нередко преступления сопро­вождаются нанесением телесных повреждений или угрозой их при­чинения. В результате объем запоминаемой информации часто не­велик, а испытанные потерпевшим страх, растерянность порой ис­кажают воспринимаемые им признаки внешности преступника.

При составлении портрета по таким видам преступлений не следует добиваться от очевидца подробных характерис­тик всех элементов внешности. В таких случаях может оказаться достаточным общее соответствие портрета впечатлению очевидца. Если, скажем, он утверждает, что получившийся портрет напоми­нает преступника, работу следует признать удовлетворительной без уточнения деталей, которыми портрет "не похож". В подобных ситуациях успешная детализация мысленного образа возможна лишь в редких случаях.

Составление субъективных портретов по делам о мошенниче­стве обычно характеризуется тем, что очевидцы, давая показания о признаках внешности преступника, стремятся вспомнить подроб­ности, отмечают много мелких деталей. Однако восприятие внеш­ности в таких ситуациях чаще всего не бывает целенаправленным.

Поэтому потерпевший пытается воссоздать в своей памяти возможно более полный портрет уже скрывшегося человека, который до этого не вызывал у него подозрений. При этом он невольно фан­тазирует, домысливает те признаки его внешности, которые на самом деле твердо не запомнил или просто не обратил на них внимания. При оценке готового портрета очевидец старается внести побольше дополнений и уточнений, которые якобы увеличи­вают сходство портрета со скрывшимся лицом. К подобным дополнениям следует относиться весьма крити­чески. Специалист, составляющий портрет, должен разъяснить очевидцу, что в него необходимо включать лишь те признаки внешности, которые тот помнит безусловно; что основная цель их работы - составить такой портрет, который передавал бы максимально возможное количество наиболее наглядных элементов внешности преступника. Детализация же существенного значения не имеет, так как установление личности осуществляется по комп­лексу наиболее наглядных признаков.

Как уже было отмечено при изложении вопросов методики изготовления субъективных портретов, пол очевидца оказывает определенное воздействие на восприятие признаков внешности. Данное обстоятельство обусловливает некоторые особенности составления портретов с помощью мужчин и женщин.

Особенности выражаются преимущественно в несколько раз­личной оценке признаков внешности скрывшегося лица и в объеме запоминаемой информации. Так, женщины при оценке общего впе­чатления о внешнем облике обязательно включают критерий прив­лекательности - "симпатичный", "несимпатичный". Мужчины же такой критерий используют лишь применительно к внешности женщины.

Несколько различается и объем запоминаемой информации о признаках внешности, поскольку женщины порой обращают внимание на такие признаки, которые мужчины упускают. Так, например, женщины более внимательны к одежде, прическе. При прочих равных условиях они более подробно запоминают внешний облик, чем мужчины.

Таким образом, если очевидцами, составляющими потрет од­ного и того же лица, наблюдавшегося ими в одинаковых условиях, являются мужчина и женщина, то при совпадении в составляемом портрете общих характеристик внешнего облика для уточнения деталей строения элементов внешности целесообразно использовать показания очевидца-женщины.

Если в изготовлении портрета одного преступника принимают участие несколько очевидцев, работа должна вестись с каждым из них в отдельности.

При этом желательно, чтобы очевидцы, соб­равшись в помещении, где происходит работа, не общались друг с другом и не ожидали долго своей очереди. Поэтому их нужно приглашать с интервалами, необходимыми для составления портре­та с очередным очевидцем.

После того как с каждым очевидцем будет составлен вариант портрета, эти варианты показываются поочередно каждому очевидцу, принимавшему участие в данном мероприятии. Если име­ется возможность, то в числе полученных изображений следует показывать и иные портреты, изготовленные даже не по этому делу. Такой прием способствует более объективной оценке состав­ляемого портрета. Высказываемые при этом замечания фиксируются. Когда все замечания будут собраны, специалист оценивает их, группирует и решает, какой вариант портрета принять за ос­нову для дальнейшей работы над композиционным портретом.

В случае, когда варианты субъективных портретов сущест­венно различаются и каждый из очевидцев настаивает на своем, допускается изготовление нескольких портретов (по числу оче­видцев) и уже инициатор мероприятия решает, какие портреты ис­пользовать для розыска преступника.

Следует подчеркнуть, что недопустимо "коллективное" сос­тавление портрета несколькими очевидцами, так как более актив­ный очевидец может навязать свое мнение другим. В результате будет использоваться портрет, составленный со слов "активного" очевидца, хотя он и не будет самым лучшим вариантом, наиболее достоверно отображающим признаки внешности разыскиваемого. Нежелательно также и "коллективное" обсуждение полученных вариантов портретов.

Степень достоверности информации о признаках внешности одного и того же лица, воспринятой разными очевидцами, обычно имеет отличия, особенно если в одном случае речь идет о по­терпевших по насильственным преступлениям, а в другом - свиде­телях, видевших подозреваемого не в связи с преступлением. В этих случаях портрет, изготовленный по показаниям по­терпевших, целесообразно уточнять, используя информацию таких свидетелей, даже если они не являются очевидцами самого прес­тупления.

Если портрет составляется по показаниям потерпевшего, по­лучившего физические травмы и находящегося в лечебном учрежде­нии, то процедура изготовления портрета должна быть максимально короткой. Лучше продолжить работу на другой день, чтобы по­терпевший мог оценить полученный результат и внести в него при необходимости изменения и уточнения. Поскольку, находясь в лечебном учреждении, потерпевший обычно не получает дополни­тельной информации о преступнике и в то же время постоянно воспроизводит в своей памяти происшедшее событие, такая пов­торная работа над портретом, направленная на его уточнение, может привести к положительным результатам.

В данном разделе рассматриваются тактические рекоменда­ции, относящиеся к наиболее сложным случаям изготовления порт­ретов, когда контакт очевидца с преступником ограничен ситуа­цией события преступления, в которой условия для формирования мысленного образа, как правило, затруднены. В связи с этим для правильного построения работы по изготовлению субъективного портрета большое значение имеет тщательный анализ всей сово­купности субъективных и объективных факторов формирования и сохранения мысленного образа. В остальных случаях основное внимание уделяется изучению личности очевидца, его психофизио­логическим, демографическим, социальным данным, которые могут повли­ять на ход составления портрета и последующую оценку его достоверности.

Таким образом, при выборе тактических приемов работы, оценке сообщаемой очевидцами информации и воспроизводимых в портрете признаков внешности специалисту необходимо учитывать: половозрастное соотношение очевидца и разыскиваемого, к одина­ковым или разным социальным и этнотерриториальным группам они относятся, физическое и психическое состояние очевидца в момент восприятия и при работе по изготовлению портрета.

К тактическим особенностям изготовления субъективных портретов можно отнести следующие: своевременность составления портрета; учет роли очевидца в событии, послужившем поводом для составления портрета; учет особенностей совершенного преступления, в условиях которого возник мысленный образ - основа субъективного портрета; тщательный анализ субъективных и объективных факторов формирования и сохранения мысленного образа; создание комфортных условий для работы с очевидцем; установление и поддержание психологического контакта с очевидцем; привлечение к работе по составлению портрета в случае необходимости других специалистов; недопустимость составления портрета с участием несколь­ких очевидцев одновременно.

Как правило, содержание мысленного образа с самого момен­та восприятия внешности человека человеком постоянно изменяет­ся за счет утраты деталей, поэтому своевременное изготовление субъективного портрета является одним из главных тактических положений для получения субъективных портретов.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Виды субъективных портретов и технические средства, применяемые для их изготовления | Аминокислоты. Тема 1. Строение и функции белков

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 912; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.