Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Б. Учение Эмпедокла о стихиях

а). Биографические сведения.

Эмпедокл из Агригента (444 г. до н.э. – 400 г. до н.э.). Ученик Парменида. Поэт («О природе», «Очищения» (гигантская поэма в 3000 стихов, дошло около 100). Естествоиспытатель, врач. Легенда об оживлении мертвой и о спасении Селинунта. Легенды о гибели Эмпедокла.

б). Проблема первоначала у Эмпедокла.

Элейцы провозгласили единое первоначало (бытие), однако открытым остался вопрос о движении. Эмпедокл согласен с Элейцами о том, что «небытия» (пустоты) нет. Однако он выдвигает особое требование множественности начал.

1). Начало – одно, вечное, единое, неуничтожимое, но состоит из четырех вечных элементов – стихий (термин «элемент» (stoicheion) впервые употребляет Платон - как раз в отношении учения Эмпедокла). Эти элементы – огонь, воздух, вода и земля – «корни вещей». Строго говоря, у Эмпедокла и стихии (элементы) сами обладают способностью к движению.

2). Но в этом начале действуют две силы-энергии - Вражда и Любовь. В противоположность Гераклиту противоположности единства и множества существуют не одновременно, но последовательно: во время господства Любви – все становится единым, и элементы даже теряют свое своеобразие, превращаясь в бескачественный «шар» (бытие элеатов); во время господства Вражды все становится многим, выступает своеобразие элементов, они выделяются и обособляются, становясь сущим всего существующего. Эмпедокл понимает силы как богов, давая им божественные имена. У Эмпедокла в отличие от Гераклита более «нежное» (Платон) учение о единстве противоположностей.

3). Ритмическое существование космоса. Таким образом, Эмпедокл отделил движующую силу или деятельную причину от материальных элементов. Тогда, мир представляет собой смесь элементов, приводимых в движение этими движущими силами: «элементы» соединяются, сближаются, сочетаются, или , наоборот, разъединяются, удаляются, расходятся, оставаясь при этом неизменными. Ни в коем случае нельзя считать на манер Аристотеля, что элементы Эмпедокла – это виды материи, а силы – это виды форм.

а). Есть сведения (у Аэция), что Эмпедокл утверждал, что до возникновения стихий существовали весьма малые материальные частицы – «равночастные элементы», предшествующие четырем «корням».

б). Элементы – это неизменные частицы, «кирпичики» сущего.

в). Сочетания и соединения элементов происходит не качественно, а количественно.

4). Аристотель прав, когда указывает, что Эмпедокл не может объяснить возникновение качественных различий вещей. Сущее не равно сумме его элементов. Аристотель справедливо указывает, что фактически Эмпедокл свел четыре стихии к одной (огню) и приписал ей способность к самодвижению и самопорождению.

в). Космологический цикл Эмпедокла.

Эмпедокл выдвинул гипотезу о генезисе животных, связанную с его учением об элементах. Четыре стадии возникновения живого: отдельные члены тел, случайные сочетания членов, «цельноприродные» существа, нормальные существа, произошедшие от последних. Свойства тел и животных зависят от пропорций стихий, из которых они состоят.

Утверждение Эмпедоклом необходимости в противовес случайности во всех природных явлениях. Необходимое – устойчиво и цельно, случайное – неустойчиво и недолговечно. Но Эмпедокл принципиально отвергает взгляд о целесообразности и какой-то надмировой цели в природных процессах.

г). Теория познания Эмпедокла.

Чувственное восприятие играет основную роль, ибо подобное постигается подобным.

1). При этом ощущения образуются путем приспособления ощущаемого к органу ощущения.

2). Глаз – оптический прибор, состоящий из элементов всех 4-х стихий.

3). Зрение – это результат истечений двоякого рода: от видимого предмета к глазу, от глаза к рассматриваемому предмету.

4). Мышление – нечто сходное с ощущением и возникающее на его основе. Опыт опирается на чувственные ощущения, но всякий чувственный опыт должен быть подвергнут проверке разумом.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Г. Учение Мелисса | В. Учение Анаксагора о гомеомериях. Решение противоречия о природе

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 199; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.