Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




История политической мысли в лицах и идеях

 

Выдающиеся мыслители   Основные труды   Основные идеи
Платон (427–347 до н.э.) «Государство», «Законы» Идеализация афинского аристократического государства, основанного на рабском труде. Выделение в обществе социальных слоев: правителей-философов, стражей или воинов, свободных граждан-ремесленников
Аристотель (384–322 до н.э.) «Политика» Много внимания уделял формам государственного устройства, политическим отношениям государства и граждан, воспитанию человека как общественно-политического существа
Макиавелли Никколо (1469–1527) «Государь», «Рассуждения о 1-й декаде Тита Ливия» Впервые рассматривает политику как самостоятельную дисциплину, отдельно от морали, религии. Природу политических отношений считает безнравственной. Государство – высшее проявление человеческого духа. Сторонник государства на правовой основе. Выдвигает лозунг: «Цели оправдывают средства их достижения»
Гоббс Томас (1588–1679) «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642), «Левиафан» (1651) Уподобляет государство библейскому чудо­вищу Левиафану, которое подчиняет себе все и вся. Лучшая форма государства – конституционная монархия. Активно исполь­зует понятие «гражданское общество». Государство возникло на основе общественного договора, в целях всеобщего мира и безопасности
Мор Томас (1478–1535) «Утопия» (1516) Родоначальник утопического социализма. Впервые последовательно изложил идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической организации труда и распределения. Переход к новому строю – строго мирным путем
Руссо Жан-Жак (1712–1778) «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об обществен­ном договоре, или принципы политического права» (1762) Главная причина перехода от естественного равенства к неравенству – частная соб­ственность. Мысль о неправомерности антинародной власти, обоснование права народа на ее ниспровержение. Идеал – республика. Выступает за буржуазную демо­кратию, гражданские свободы, равенство
Кант Иммануил (1724–1804) «Критика чистого разума» (1781), «Критика практи­ческого разума» (1788), Принцип самоценности каждой личности, которую нельзя приносить в жертву на благо общества. Через действия противоборству­ющих сил ко всеобщему правовому граж­данскому состоянию и вечному миру между всеми государствами

П р о д о л ж е н и е т а б л.

 

  «Критика способ­ности суждения» (1790) путем развития взаимовыгодных отношений
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821), «Лекции по философии истории» (1837) Противоречия буржуазного общества: поля­ризация нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате разделения труда и др. История – прогресс духа в со­знании свободы через дух отдельных народов. Гражданское общество и государ­ство – самостоятельные институты
Сен-Симон Клод Анри (1760–1825) «Письма женевс-кого обывателя к современникам» (1802), «Очерк науки о человеке» (1813), «Катехезис промышленников» (1824) Каждая общественная система – шаг впе­ред в истории. Движущие силы обществен­ного прогресса – научные знания, мораль, религия. Труд – первая и важнейшая моральная обязанность каждого члена общества. Капиталисты – доверенные лица общества. Главная задача социалистиче­ского преобразования – всемерное разви­тие производства. Отрицание революции
Герцен А. И. (1812–1870) «Былое и думы» (1864), «К старому товарищу» (1869) Попытка обосновать закономерность движе­ния человечества к социализму. Форма движения к ново­му миру – соединение философии с жизнью, науки с массами. Человек будущего в Рос­сии – мужик. Критика буржуазного индиви­дуализма и уравнительных коммунистиче­ских утопий
Маркс К. (1818–1883) и Энгельс Ф. (1820–1895) «Немецкая идеология» (1846), «Манифест Коммунистической партии» (1848); «Капитал» (1867) (т. 1) (Маркс) Разработали формационный подход в развитии человеческой цивилизации, соотношение производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, теорию марксизма, теорию социальной революции, всемирно-исторической миссии пролетариата, роль политической партии в обществе
Ленин В.И. (1870–1924) «Развитие капитализма в России» (1899), «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902), «Государство и рево- люция. Учение марксизма о го-судар­стве и зада- чи пролетариата в революции» (1917) Развил и во многом пересмотрел учение К. Марк-са и Ф. Энгельса о социалистической революции, отмирании государства с уничтожением частной собственности на средства производства. С классовых позиций решил вопрос об отношении пролетариата к госу­дарству, о необходимости уничтожения старого, буржуазного государственного аппа­рата в ходе социалистической революции и создания государства нового и высшего типа, о роли пролетариата в социалистической революции и руководящей роли партии. Разработал теорию новой экономической политики (НЭП)

 

О к о н ч а н и е т а б л.

 

Скорина Франциск (1490–1555)     Основополож-ник славянского книгопечатания, переводчик Библии Считал, что человек должен изучать природу и общество. Рассматривает человека в трех измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. Придавал большое значение вопросам правового регулирования общественной жизни. Попытался классифицировать право и показать закон как одну из основ социальной гармонии в жизни общества
Будный Сымон (1530–1590) «Катехизис» Считал, что все сословия общества должны быть равными перед законом, критиковал необразованность правителей. Выступал против аморализма, пьянства и казнокрадства, требовал принуждать к труду бездельников. Являлся сторонником ограниченной сословной монархии. Впервые в мировой политической мысли разделил войны на справедливые и несправедливые
Сапега Лев (1557–1633) 3-й Статут ВКЛ 1588 г. Подготовил фактически первую в Европе Конституцию. Узаконил сословно-монархический режим власти в ВКЛ, ввел ряд новых демократических норм и правил, религиозную толерантность (веротерпимость) в обществе, белорусский язык, как язык коренной нации, запрещение смертной казни без суда
Калинов-ский Кастусь (1838–1864) «Мужицкая правда», «Письма из-под виселицы» Пропагандировал идеи демократической республики, социальной и национальной свободы белорусского народа, его права на создание своей государственности и развитие национальной культуры
Гусовский Николай (1470–1533) Поэма «Песнь о зубре» Зубр является у поэта символом Родины и свободолюбивого мужественного народа ВКЛ. Провозглашает важнейшие ценности для народа: веру, мудрую власть, общественное согласие, духовную культуру, бережное отношение к природе родного края

Л и т е р а т у р а: [1, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 24, 25, 29, 35].

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тесты для самоконтроля. 1. Политология как наука включает | Темы рефератов и докладов. 1. Конституция Республики Беларусь о политической системе

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 225; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.