Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Украинская политическая мысль
Политические учения в Украине появились в период существования государства Киевская Русь. Так, в конце своего княжения Владимир Мономах попытался оценить свою политическую деятельность, желая передать собственный опыт потомкам. Результатом его размышлений стало«Поучение детям», наполненное заботами о родной земле, идеями христианского гуманизма. Это было настоящее политическое завещание киевского князя. Настоящий Ренессанс политической мысли в Украине приходится на вторую половину ХІХ в. Большое значение для развития украинской политической мысли в ХІХ в. имели работы М.Драгоманова. Известный украинский общественно-политический деятель, литературовед, историк, публицист, фольклорист, экономист, философМихаил Драгоманов родился 18 сентября 1841 г. в г. Гадяче на Полтавщине в семье обедневшего дворянина казацкого происхождения. В 1863 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Занимался научной работой, несколько лет находился в заграничной командировке. В 1873 г. стал штатным доцентом кафедры античной истории Киевского университета. Драгоманов был одним из наиболее активных деятелей Юго-Западного отделения Российского географического общества, и особенно Киевской громады.В 1875 г. стал жертвой репрессий царского правительства: по решению Александра II был уволен из университета и поставлен под негласный надзор полиции. Во избежание ареста Драгоманова руководство громады откомандировало его за границу для организации издания журнала «Громада». Осенью 1875 г. Драгоманов переехал в Вену, а вскоре в Швейцарию, где поселился близ Женевы. С осени 1876 г. вместе с единомышленниками, среди которых были С. Подолинский, Ф. Вовк, а со временем М. Павлик, Драгоманов работал над созданием типографии и редакции журнала «Громада». Журнал выходил в свет в течение 1878— 1882 гг.Это был первый украинский политический журнал. Тогда же возник и первый украинский кружок социалистического направления. Возглавлял его также Драгоманов. В 1886 г. он порвал с Киевской громадой, члены которой были недовольны его социалистическо-радикальными взглядами. Киевские громадовцы отказались от дальнейшего финансирования его деятельности. Однако с ослаблением связей с украинцами в России укреплялись контакты Драгоманова с галицкими украинцами. Ещё в 1870 г. он посетил Галицию и Закарпатье и с той поры систематически знакомил западных украинцев с их соотечественниками на востоке.С течением времени идеи Драгоманова пустили корни среди небольшой, но самоотверженной группы галицкой молодёжи и со временем привели к созданию первой украинской политической партии. Едва ли не самыми активными последователями Драгоманова тех времен были М. Павлик и И. Франко. Правда, уже в 1895 г. галицкие радикалы национализировали свою программу, отказавшись от ряда социалистических и федералистских принципов. Из-за материальных трудностей Драгоманов принял приглашение новообразованного Софийского университета (Болгария) и в 1889 г. стал профессором кафедры общей истории. Умер Драгоманов в 1895 г. Похоронен в Софии. Драгоманов являлся сторонником образования федеративного государства, которое на основе административного децентрализма, культурно-национальной автономии, широких интегративных связей решило бы национальный вопрос демократическим путем. Образцом для его образования он видел тогдашнее устройство Швейцарии, США, Англии. Был сторонником признания главенства общечеловеческих культурных ценностей над национальными особенностями. Вместе с тем Драгоманов не отрицал широкого влияния национальных традиций на формирование культурного наследия народов. Потерю Украиной национальной государственности учёный рассматривал как фактор, отрицательно влиявший на судьбу украинского народа. Вместе с тем, указывая на исторические права украинцев на самоопределение, не верил в возможность восстановления национальной государственности, а потомустремился направить украинское общественное движение на борьбу за демократизацию и федерализацию в рамках Российской империи и Австро-венгерской монархии. Особый вклад в развитие украинской политической мысли внес Иван Яковлевич Франко. Он родился 27 августа 1856 г. в семье кузнеца с. Нагуевичи в Восточной Галиции (ныне Львовская обл.). Осенью 1875 г. Франко стал студентом философского Факультета Львовского университета (вообще Франко учился в Львовском, Черновицком и Венском университетах). Оказавшись во Львове, он окунулся в водоворот общественной жизни. Вошёл в состав редакции студенческого журнала «Друг». Под влиянием Михаила Драгоманова Иван Франко, Михаил Павлик, Иван Белей, Владимир Левицкий и другие их единомышленники стали менять направление журнала, демократизировать его, выступать за замену искусственного «язычия», на котором он печатался, живым украинским языком. С этой целью Франко публиковал в журнале статьи, в которых обосновывал необходимость создания литературы на началах народности. При участии И. Франко был издан литературный альманах «Дністрянка» (1876 г.) — одно из первых демократических изданий в Галиции после продолжительного периода застоя, обусловленного господством в духовной жизни москвофильских идей. Активная общественная деятельность стала поводом к аресту и заключению И. Франко в июне 1877 г. А в январе следующего года власти организовали суд над И. Франко и его единомышленниками. Девять месяцев заключения стали для писателя большим испытанием на гражданскую стойкость. И во время следствия, и на суде он держался мужественно, разоблачал социальную несправедливость. Хоть от И. Франко и его товарищей после их выхода из тюрьмы отшатнулись «добропорядочные» руководители львовских общественных организаций, он не опустил рук: понимая значение демократической печати для общественного прогресса,вместе с Михаилом Павликом создал новый журнал «Громадський друг» (в 1878 г. вышло только два номера), а после его запрета издал в том же году два сборника журнального типа — «Дзвін» и «Молот», которые, собственно говоря, были своеобразным продолжением журнала. Интенсивная деятельность И. Франко была неожиданно прервана вторым арестом в марте 1880 г. и трехмесячным заключением в коломыйской тюрьме. В 1889 г. писателю пришлось пережить ещё один арест и более чем двухмесячное заключение за связь с группой киевских студентов, прибывших в Галицию. В 1890 г. по инициативе И. Франко и М. Павлика была создано Русько-украинская радикальная партия — первая политическая партия на украинских землях. И. Франко стал её первым председателем (до 1898 г.) и одним из главных идеологов. На страницах её органа — двухнедельника «Народ» писатель публиковал просветительские статьи. Политическое мировоззрение И. Франко формировалось под влиянием Михаила Драгоманова.Однако со временем Франко отказался от федералистских идей своего учителя, перешёл на самостийницкие позиции, что обусловило другие изменения в его политических взглядах. В 1899г. он вышел из состава РУРП и присоединился кУкраинской национально-демократической партии, мотивируя своё решение тем, что ощущает себя «прежде всего русином, а потом радикалом». Активное участие в политической жизни писатель прекратил в 1904 г. Это частично было связано с занятостью делами Научного общества имени Шевченко. В 1898—1901 и 1903-1912 гг. он возглавлял филологическую секцию, а в 1898-1900 и 1908-1913 гг. — этнографическую комиссию НОШ; был редактором многих изданий общества, в частности в 1898-1907 гг. вместе с М.Грушевским и В. Гнатюком редактировал «Литературно-научный вестник». Обоснованием и популяризацией национальной идеи как движущей силы освободительной борьбы, а также утверждением её в народной среде, собственно говоря, и определяется вклад И. Франко в развитие украинской общественно-политической мысли. Конец ХІХ в. ознаменовался значительным подъемом национального самосознания украинцев, ростом их общественной активности, усилением социальной напряжённости. Это привело и к появлению стойких групп активных поборников интересов своего народа, которые стали объединяться в политические партии с более четко выраженными стремлениями к политической борьбе за восстановление украинской государственности. Первой политической партией в Украине сталаРеволюционная украинская партия (РУП). Она была создана в1900 г. в Харькове группой студенческой молодежи. У ее истоков стояли Д. Антонович, В. Винниченко, Н. Порш, А. Жук, М. Русов. Политическим манифестом партии стала написанная Н.Михновским и изданная во Львове брошюра «Самостійна Украйна». Форма государственности для Украины признавалась как «..одна, единая, неделимая, свободная, самостоятельная Украина от гор Карпатских вплоть до Кавказских». Но уже первый опыт работы в массах показал, что такие требования нереальны, Украина к самостоятельности не готова. РУП отказалась от «Самостоятельной Украины» как программного документа. И в 1903 г. Киевская свободная громада РУП создала «Очерк программы». В ней указывалось, что государственным устройством, которое обеспечит интересы всего народа, должен быть демократический республиканский строй. Социальные требования сводились к охране труда рабочих, 8-часовому рабочему дню, социальному обеспечению. Провозглашалось также о предоставлении Украине автономии, с отдельным представительским собранием (сеймом); последнему принадлежит право законодательства в тех внутренних делах, которые касаются только населения, проживающего на территории Украины. В РУП постоянно существовали различные течения. Борьба между ними длилась до1905 г., когда многие члены на очередном съезде официально признали программу социал-демократии. Появилось новое название —Украинская социал-демократическая рабочая партия (УСДРП).В её программе было записано: добиваться национально-территориальной автономии Украины в составе Российской Республики. Лидером ее стал Николай Порш. Ещев 1902 г. от РУП отошли наиболее радикальные члены во главе с Н.Михновским, которыеобразовали Украинскую народную партию (УНП). Главную задачу партия усматривала в достижении самостоятельности Украины. Решение социальных вопросов считалось второстепенным делом. Левое крыло РУП приняло названиеУкраинская социал-демократия (УСД). Впоследствии она объединилась с Российской социал-демократической рабочей партией (РСДРП) как её национально-автономная краевая организация, сменив название наУкраинский социал-демократический союз. По инициативе ряда членов украинских громад (Б. Гринченко, И. Стешенко, С. Ефремова и др.) в1905 г. возниклаУкраинская демократическая партия (УДП). Программа партии признавала, что государственное устройство в России должно базироваться на принципах самой широкой местной национальной автономии. Выйдя из УДП, часть её членов во главе с Б. Гринченко, М. Левицким, Ф. Матушевским, которые придерживались более радикальных взглядов, создалиУкраинскую радикальную партию (УРП). Будущая государственность Украины, согласно платформе УРП, тоже связывалась с принципами автономии. Программные документы политических партий, действовавших в Украине с начала века, свидетельствуют:идея украинской государственности в большинстве своём воплощалась в форму национально-территориальной автономии Украины в составе федеративной России. Несмотря на то, что РУП раскололась на различные политические партии, именно она стала школой массовой украинской работы. Многие ведущие деятели украинской революции прошли политическую школу в РУП, и это подготовило их к активному участию в борьбе за украинскую государственность.
Вопросы для самостоятельной работы
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 194; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |