Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Природа власти

Власть одно из основных понятий в жизни человека. Политика и власть неразрывны, власть – организационное и контрольно-регулятивное начало политики. Власть как центральная категория политологии обуславливает характер политических процессов, отношений, систем и институтов. Власть – необходимый элемент деятельности любой социальной системы. Всякое общество предполагает властное руководство им. В словаре Даля существует более 60 терминов и понятий, которые характеризуют явление власти. В современном языке власть оценивается и характеризуется более 5 тыс. понятиями и категориями. Например, властолюбие, властность, властелин, властитель.

Различные мыслители давали свою трактовку понятия власти. Так, М. Вебер считал, что «власть – это согласие людей подчиняться во имя определенного порядка ими управления». Б. Рассел полагал, что «власть – это способность менять отношения людей, добиваясь поставленных целей». П. Блау утверждал, что «власть – это способность людей или группы людей навязывать свою волю, несмотря на сопротивление».

С учетом многоаспектности власти можно дать лишь общее определение: Власть есть способность осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на деятельность людей с помощью различного рода средств. Иначе говоря, власть - это право и возможность распоряжаться кем-нибудь и чем-нибудь, подчинять своей воле.

Необходимо выделить важный момент – концентрированным выражением власти является подчинение. Прослеживая динамику взглядов на власть в историческом аспекте, можно выделить следующие основные концепции:

1. Власть имеет божественное происхождение. Этой точки зрения поддерживались древнекитайские философы, а также мыслители древнего Рима и Греции.

2. Власть присуща самой природе человека. Эта точка зрения была высказана Платоном и Аристотелем. Они считали, что такие качества власти как совещательность и деловитость соответствуют таким началам человека как разумность и агрессивность.

3. Воля к власти оправдывает любые средства. Эту концепцию сформулировал Николо Макиавелли, который отделял власть не только от религии, но и от морали.

4. Власть как результат общественного договора. Эту концепцию выражал Джон Локк и Жан-Жак Руссо. Они считали, что для справедливого правления нужен общественный договор, то есть договор общества и государственных властей.

5. Власть как выражение классового господства. Это марксистская концепция власти, которая означает, что в обществе существуют классы, каждый из которых стремиться к верховенству, и добившись его устанавливает свою диктатуру.

Потребность власти складывается из объективной необходимости организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле. Власть нужна для поддержания целостности, единства и стабильности общества. Важно при этом обратить внимание на проблему воздаяния. Дело в том, что в результате разделения труда в обществе возникает неудовлетворённость по поводу того, что ты отдал и что взамен получил. И большинство людей в связи с этим испытывает чувство неудовлетворённости, создаётся социальная напряжённость. Общество нуждается в постоянном согласовании частных интересов, приведении их к общественному интересу, которое достигается посредством подчинения воли отдельных людей волевым способностям других, умеющих лучше остальных определять цели и заставить себя их осуществлять.

Потребность власти обуславливается и необходимостью выполнения «общих дел»: организация публичных работ, ликвидация крупных стихийных бедствий, деятельность, связанная с функционированием транспорта, связи. В настоящее время под «общими делами» понимается и социальная политика: решение проблем здравоохранения и образования, защита социальных и профессиональных прав, предоставление пособий некоторым слоям населения, регулирование семейно-брачных отношений и др.

Потребность власти имеет не только общественный, но и личностный, психологический аспект. Предметом оживлённых споров является вопрос: всем ли людям свойственно стремление к власти, например, как свойственно (за небольшим исключением) стремление к материальным благам или признанию? Стремление к власти или уход от неё – всё это, прежде всего психологические явления. Однако фактический доступ к ней, характер отношений власти, способы её реализации – это социальные явления, определяемые общественной системой в целом. Как явление психологическое, власть существует в сфере восприятий и переживаний личности: у одних она возбуждает сильные положительные ощущения, выражающиеся в страстном стремлении к власти, а у других – не менее сильное отвращение в виде её отрицания, уклонения от любых функций осуществления власти.

В связи с этим одни отвечают на поставленный вопрос отрицательно и считают, что не всем людям свойственно стремление к власти, не все видят в ней привлекательное благо. Другие же полагают, что потребность во власти – объективная необходимость, складывающаяся на базе основных, важнейших потребностей личности: быть личностью, самоутверждение, свобода и наслаждение. Властные мотивы при этом могут быть самыми различными: от социоцентрических (стремление к власти ради служения общественному благу) до эгоцентрических, рассматривающих власть как средство господства над людьми, как инструмент получения различных выгод: материальные блага, слава, безопасность, доступ к каким-то интересным кругам общества и т.п.

Далее приведены аксиомы власти согласно И. Ильину.

Первая аксиома власти гласит, что государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия

Вторая аксиома власти утверждает, что государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина.

Третья аксиома власти утверждает, что государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу.

Четвёртая аксиома власти утверждает, что политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес.

Пятая аксиома власти утверждает, что программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы.

Шестая аксиома власти гласит, что государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но что она имеет право и обязанность отступать от неё тогда и только тогда, когда это требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа.

Таковы основные аксиомы власти. И можно сказать с уверенностью, что грядущая судьба государственности связана с их усвоением и осуществлением.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Гармонизация политических интересов | Структура власти

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 214; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.