Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Политическая мысль Руси с образования государственности до конца XVI в

Политическая мысль России возникла позже, чем западная, но также прошла в своем развитии несколько этапов. На первом этапе в целом она развивалась в религиозной форме, а определяющее влияние на нее оказывало православие.

Зарождение русской политической мысли относится к периоду Киевской Руси. В то время рассматривались такие злободневные проблемы, как борьба с внешней опасностью и потребность в прекращении княжеских междоусобиц, в объединении всех русских земель. Политические идеи этой эпохи отражены в содержании самых известных древнерусских летописей:

«Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (XI в.) обосновывало княжескую власть через волю Бога, роль закона и истины в регулировании поведения человека.

«Повесть временных лет» монаха Нестора (XII в.) утверждала идею единства всех русских княжеств.

«Слово о полку Игореве» (XII в.) передавало идею пагубности княжеских раздоров перед лицом внешней опасности и содержало призыв к объединению.

В XIV-XVI вв. центром объединения русских земель становится Москва. Московское княжество превращается в мощную державу, с которой считаются ее соседи, а княжеская власть, трансформировавшись в царскую, приобретает неограниченные полномочия. Все это потребовало соответствующего идеологического обоснования.

Для укрепления авторитета московских государей широко использовалось теологическое (божественное) обоснование происхождения власти. Теория «Москва – третий Рим» (после Рима и Константинополя) монаха Филофея в конце XV – начале XVI в. доказывала закономерность возвышения власти князя Московского. Согласно его идее, после падения Константинополя в 1453 г. Московское государство превращалось в мировой центр православия, а русский народ становился единственным хранителем православной веры. Царь – наместник Бога и его слуга. Он вправе требовать безусловного повиновения со стороны подданных, но одновременно царь выступает хранителем и защитником православных традиций.

Множество факторов, включая природно-климатический, геополитический, способствовало установлению в России сильного государства с деспотической властью, формированию идей самобытности и исключительности России. В XVI в. формулируется и предельно четко звучит идея самодержавия в письмах Ивана Грозного А. Курбскому.

С идеей централизации государственной власти выступил идеолог дворянства И. Пересветов (XVI в.). Лишь в централизованном государстве и сильном монархе Пересветов видел средство преодоления оскудения государства. Царь, по его представлению, должен быть «грозен и мудр». Он должен ограничить всесилие бояр, которые чрезмерным порабощением холопов наносят вред благосостоянию государства.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Возникновение и развитие политической науки в ХХ в., основные направления и школы | Политическая мысль России XVII-XVIII вв

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 183; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.