Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Представительная демократия

Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

ОППОЗИЦИЯ
Политическая оппозиция — это противодействие, сопро­тивление действующей государственной власти, противостоя­ние осуществляемому стратегическому курсу с целью заме­нить его на другой, удовлетворяющий оппозиционные полити­ческие организации. Здесь речь идет не о внутрипартийной, а о внутригосударственной политической оппозиции.
Оппозиция представляет собой политический институт, имеющий целью выражение интересов и ценностей, не представленных в деятельности правящего режима.

В зависимости от степени лояльности к государственной вла­сти выделяют умеренную и радикальную (непримиримую) поли­тическую оппозицию. Первая по своей сути конструктивно-кри­тическая, нередко готовая прийти к согласию с властью. Вторая открыто выступает за смену существующего политического курса с целью реализации своей политической линии.

Особую роль приобретает политическая оппозиция в обще­стве, находящемся в переходном состоянии, когда происходят глу­бокие изменения всего социально-экономического уклада (строя). В такой ситуации возрастает опасность использования насилия для достижения политических целей. Если же политическая власть запаздывает с формированием механизма обратной связи и мо­дернизацией политических институтов, политическая оппозиция способна активизироваться, ее деятельность может вызвать непред­сказуемые последствия.

Оппозицию подразделяют также на легальную и нелегаль­ную. Легальная оппозиция действует открыто, в рамках конститу­ции и других законов. Нелегальная (подпольная) политическая оппозиция действует скрытно, нередко применяет методы, непри­менимые в цивилизованном обществе.


понятие и функции политической партии

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

§ функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

§ наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

§ направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

§ наличие народной поддержки, добровольность членства;

§ наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

§ выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

§ разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

§ создание возможностей для политической социализации личности;

§ подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

§ организация избирательных кампаний и участие в них;

§ борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.


Партийные системы: сущность и разновидности.

Партийная система — это совокупность партий, действующих в политической системе, отношений между партиями, партиями и государством, партиями и обществом.


На тип партийной системы влияет множество факторов; традиции общества, его социальный состав, политический режим, персональный состав элиты. Однако определяющим фактором, изменяя который можно оказывать целенаправленное влияние на изменение партийной системы, является тип избирательной системы. Характер взаимоотношений между партиями в рамках партийной системы называется партийный уклад.


Выделяют конкурентные и неконкурентные партийные системы. К числу конкурентных относят многопартийные и двухпартийные системы. К неконкурентным — однопартийные и беспартийные.


Многопартийные системы характеризуются тем, что в них несколько партий располагают приблизительно равными шансами в борьбе за власть, ни одна из них не может одержать решающую победу, самостоятельно сформировать правительство.


В случае, если ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием, действует укладмногопартийной раздробленности (классическая многопартийная система). В классической многопартийной системе партии могут объединяться в коалиции. Выделяют конъюнктурные (формируются для координации действий нескольких партий по определенной проблеме), электоральные (формируются на срок избирательной кампании), легислатурные (формируются на срок полномочий избираемого органа) коалиции. Если партии в многопартийной системе объединяются в блоки, имеет место блоковый уклад.

Выделяют также многопартийные системы с укладом доминации - в случае, если одна из партий систематически получает значительный, но не решающий перевес на выборах, оказывает определяющее влияние на формирование правительства и на определение политического курса.


Двухпартийные системы складываются тоща, когда в обществе существует несколько партий, но две из них наиболее влиятельны. Они приблизительно равны по степени влияния, формируют правительство, сменяя друг друга у власти. В рамках двухпартийной системы может действовать классический двухпартийный уклад и уклад «два с половиной». В первом случае, партии приблизительно равны по степени влияния, при этом каждая из них в состоянии самостоятельно сформировать правительство. При укладе «два с половиной» ни одной из двух сильных партий недостаточно собственных сил для того, чтобы победить на выборах и сформировать правительство. Они вступают в коалицию с третьей партией, которая значительно менее влиятельна и самостоятельно не в состоянии одержать победу. Но именно от того, к кому присоединится третья, небольшая, партия, зависит исход борьбы. Неконкурентные партийные системы формируются в условиях тоталитарных и авторитарных режимов.


В однопартийных системах монополией на власть обладает одна партия, которая сливается с государственным аппаратом.
К беспартийным системам относят системы, где деятельность партий запрещена или временно приостановлена.

Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды) во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

 

Структура гражданского общества:
-негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
-совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей (частных фирм), частных собственников;
- общественные объединения и организации;
-политические партии и движения;
-сфера воспитания и негосударственного образования;
- система негосударственных средств массовой информации;
- семья;
- церковь.

Признаки гражданского общества:
• полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
• самоуправляемость;
• конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
• всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;
• жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации;
• многоукладность экономики;
• легитимность и демократический характер власти;
• правовое государство;
• сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Понятие и структура политического сознания

Политическое сознание - это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политическая реальность, а также осуществляется ее истолкование и оценка.

Политическое сознание имеет сложную структуру. В нем выделяют соотносимые уровни политического сознания: теоретический и обыденный, идеологический и психологический. Основанием для выделения уровней являются глубина иадекватность воспроизведения ими политической реальности.

Теоретический уровень политического сознания - это воспроизведение существенных и закономерных сторонполитической жизни общества

в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, теорий. Его задача - выработать систематизированное знание о политике, позволяющее объяснить ее возникновение и последующее развитие.

Обыденный уровень политического сознания - это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике. Они, как правило, опираются на житейский опыт и здравый смысл, отличаются поверхностностью, стереотипностью, наличием множества иллюзий и противоречий. Обыденное политическое сознание ориентировано на непосредственные жизненные интересы, при этом оно зачастую более изменчиво и гибко, чем специализированное (теоретическое) политическое сознание.

Политическая идеология и политическая психология частично совпадают по содержанию с теоретическим и обыденным сознанием, но имеют и свою специфику.

Политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.). Она возникает не стихийно, а вырабатывается целенаправленно профессионалами - идеологами. Идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет собой знание не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе. Это лишает ее твердой теоретической почвы, ибо при обосновании должного большую роль играют ценности, установки исследователя и реализация в будущем какой-либо теоретической модели зависит от субъективно-волевого выбора людей. Поскольку содержание идеологии обусловлено интересами различных социальных групп, существует много идеологий, конкурирующих между собой.

К числу ведущих функций идеологии относят: целеообразующую, связанную с формулировкой и обоснованием целей общественного развития; программно-практическую, предполагающую разработку конкретных методов, средств достижения целей; интегративную, обеспечивающую сплоченность, единство социальной группы; мотивирующую -побуждающую людей к политической активности; коммуникативную, связанную с формированием особого языка политического общения (знаков, символов, ритуалов) для идентификации своих сторонников.

Политическая психология - это совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Политическая психология включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т. е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки. Этим она отличается от обыденного сознания.

В составе политического сознания присутствуют и такие элементы, как политические мифы и утопии. Политические мифы живут в массовом политическом сознании, их востребованность объясняется простотой, наглядность предлагаемых ими решений на деле сложных социальных проблем (мифы национальной или расовой исключительности, непогрешимости вождей, сионистских или масонских заговоров и т. д.). Утопии - это произвольно сконструированные образы (идеалы) желаемого общественного устройства, реализация которых в принципе невозможна. Слово «утопия» в переводе означает «место, которого нет». Утопия осуществиться не может, но она может вдохновить и направить людей на борьбу за изменение существующей реальности. Главная проблема, порождаемая существованием утопий, заключается в том, чтобы суметь отличить утопические социальные проекты от вполне реализуемых.
Составные элементы политической культуры

Политическую культуру можно определить как совокупность знаний, убеждений, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан.

 

Политическая культура - это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих его элементов в ряде сменяющих друг друга поколений. Это динамическая, развивающаяся, постоянно обогащающаяся историей в своем содержании и формах система, чутко реагирующая на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная, научно-техническая, компьютерная, информационная или иная революция.

Политическая культура любого общества является результатом его длительного исторического развития. В ней отражаются система политической жизни общества, законы и правила функционирования ее элементов, исторический опыт, традиции, политические ценности и предпочтения поведения в области политики.

Это отражение не случайно. На формирование политической культуры оказывают влияние многие факторы: исторические предпосылки, уровень общей культуры страны, народа. Большое воздействие таких факторов как социально-классовые интересы, географическая среда, идеология и другие.

В силу этого политическая культура представляет собой сложное образование. Ее структура включает в себя следующие элементы: познавательный, эмоционально-чувственный, оценочный и поведенческий.

Рассмотрим эти элементы.

1. Познавательный элемент составляют знания о строении политической системы, ее основных институтах, механизмах организации власти. Сюда входят знания и понимание гражданами конституции, других законов государства, форм и способов участия людей в управлении обществом и государством, в общественно-политической жизни страны.

2. Эмоционально-чувственный элемент составляют чувства и переживания людей к тем, кто обеспечиваетфункционирование властных институтов и олицетворяет власть в глазах населения. Это отношение к различным сторонам их деятельности, принимаемых и реализуемых ими решений. Это отношение как правило эмоционально окрашено, выражающее одобрение или неодобрение, симпатии или антипатии. Оно может касаться проводимой в стране политики в целом, отдельных ее аспектов, выполнения или невыполнения важных данных обещаний.

3. Оценочный элемент составляют суждения, которые опираются на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений. Здесь политические отношения, ход политического процесса оценивается с позиций их соответствия или несоответствия выработанным критериям оценки.

4. Поведенческий элемент составляют политические установки, типы политической активности, формы и навыки общественно-политической деятельности. Он является результатом познавательного, эмоционально-чувственного и оценочного элементов - перевод их в практическую плоскость реализации. Это находит свое конкретное выражение в участи граждан в референдумах, митингах, демонстрациях, политических забастовках, в формах взаимодействия с государственными институтами, политическими правилами, другими общественно-политическими организациями и т. д.

Все эти знания, чувства, ценности, поведение, составляющие в совокупности политическую культуру, тесно взаимосвязаны друг с другом. Они не существуют изолированно, обособленно друг от друга. К тому же, скажем, одни и те же политические установки, ценностные ориентации и т. д. у разных людей, их различных общностей проявляются неодинаково.

Наряду с рассмотренными элементами политической культуры существуют и другие: политические стереотипы, мифы, символы и политические ритуалы.

Что же собой представляют эти элементы?

Политический стереотип - это упрощенное, схематическое представление о политических объектах, рассматривающее опыт какой-либо группы в деформированной, ценностно-ориентированной форме. Стереотипы формируют чувство политической идентичности с группой, разделяя социальный и политический мир на «мы»-«они», «свои»-«чужие», «друзья»-«враги». Стереотипы отражают действительность, воспринимаемую чувственно, для них характерна эмоционально-оценочная окрашенность.

Политический миф - это набор определенный представлений, осевших в общественном сознании, опирающихся главным образом на эмоциональную почву. На уровне группы политический миф выполняет интегрирующую функцию по отношению к общественному целому. Миф опирается на допущения, не требующие проверки и независимо от их истинности. Он может организовать общественное мнение вокруг одного события, одного героя, одной идеи.

Политические символы - это выражение определенных идей, понятий с помощью знаков и предметов. Символы выполняют объединяющую и мобилизующую роль, служат средством агитации, обозначения политической позиции. К национальным политическим символам относятся флаги, знамена, гимны, ордена, эмблемы политических партий и многое другое.

Политический ритуал - это совокупность определенных обязательных действий, актов и установленный порядок их выполнения при проведении собраний, приемов и других политических мероприятий. Политические ритуалы признаны не только упорядочивать, но и главным образом украшать и возвеличивать политические действия, события, политических деятелей, придавать им особую значимость, создавать вокруг них атмосферу возвышенности, исключительности.

К политическим ритуалам относятся порядок деловых и торжественных приемов, занятия должностных постов, вручения наград, званий и т. п. Особый вид политического зрелища образуют массовые ритуальные церемонии - парады, шествия, демонстрации, чествования, специальный ритуал торжественных похорон. Они способствуют объединению граждан, активизации тех или иных их действий.



Типология политической культуры


В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни они выделили три основных типа:

1. «Патриархальная политическая культура». На примере афри­канских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политиче­ская ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Представлений относительно политической системы (которой нет) и, соответственно, установок в отношении к ней просто не существует.

2. «Подданническая политическая культура». Специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордость, неприязнь, воспринимая их как законные или как незаконные. Но отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления изме­нить что-либо своими силами или участвовать в процессе принятия политических решений, влиять на них. Этот тип культуры характеризуется низкой политической активностью субъектов.

3. «Активистская политическая культура», или «политическая культура участия». Члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом.


Политические культуры представляют собой сложные, внутренне неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентации, отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У. Розенбауму. Политическая субкультура - совокупность политических ориентаций заметно отличающихся от ориентации значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.

политическая социализация

Политическая социализация - это процесс включения индивида в политическую систему. (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 277).

2. Политическая социализация - это процесс усвоения личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, в групповых и обще­коллективных ценностях, нормах статусного и ролевого политического поведения.

Политическая социализация – необходимый элемент воспроизводства и сохранения политической системы, ибо она готовит граждан к выполнению предписываемых ею политических ролей: гражданина, избирателя, члена партии, профсоюза и т.д. В то же время социализация важна для самой личности, поскольку она позволяет ей адаптироваться к политике, освоить ее ценности, нормы и правила и, включиться в политическую жизнь, реализовать с помощью власти свои интересы.

Задачами политической социализации являются:

- передача новым членам политической культуры, привитие людям устойчивых социально-значимых образов поведения;

- преобразование некоторых из этих элементов как необходимое условие общественных изменений;

- создание новой политической культуры в особых обстоятельствах, например, при возникновении нового независимого государства.

Факторами политической социализации являются семья, школа, средства массовой коммуникации и информации, участие в политической деятельности и многое другое. На характер и специфику политической социализации оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности страны, характер политической системы, политический режим. Они могут принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Явная передача включает непосредственную передачу или трансляцию информации, чувств, ценностей объективной политики, скрытая – путем подражания родителям, известным политикам и т.д.

Очень большое значение в политической социализации играет исторический опыт. Через него происходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов.

Важным средством передачи исторического опыта являются традиции. Это устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Действие традиций находит выражение в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Политическую идеологию можно определить как систематизированную совокупность идей, относящихся к проблемам власти и устройства общественной жизни и отражающих интересы определенных групп (слоев, классов), которые служат закреплению или изменению существующих общественных институтов и отношений.

Политическая идеология

 

Носителями идеологии выступают, как правило, достаточно крупные общественные группы – это прежде всего классы: буржуазия, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, крестьянство, а также нации.



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Смешанная или мажоритарно-пропорциональная избирательная система | Функции политической идеологии. Политическая идеология призвана не только распространять, пропагандировать идеалы и цели, но добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 194; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.