Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Политика как общественное явление

1. Понятие политики, ее природа и виды.

2. Структура политики.

3. Уровни и функции политики.

 

Политика –древнейший социальный феномен. В современные языки понятие «политика» вошло из древнегреческого языка. Этимологически оно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, государствами и т.д.

Политика– сложнейший феномен, имеющий множество измерений. Поэтому понятие политики определяется многообразно. Мы уже приводили авторитетное мнение Р.Арона, который сформулировал три основных определения политики.

Ж.Денкэн, признавая и разделяя мнение о многозначности понятия «политики», фиксировал внимание на следующих ее аспектах.

1. Политика – это управление.Такое значение она получает, когда представляет область действий, например: национальная политика, культурная политика, политика в области здравоохранения и т.д.

2. Политика – это стратегия.В этом смысле политика раскрывает сущность властных целей и деятельности человека, групп лиц, например: политика Дж.Буша, политика Демократической партии США, политика правительства и т.д.

3. Политика – это ценностное суждение.Используется в случаях, когда выносится ее оценка, например: моральная или аморальная политика, гуманная или антигуманная политика и т.д.

Причины разных исследовательских (авторских) определений политики связаны с тем, что она представляет собой сложнейший феномен, включающий в свою структуру множество элементов. Дать исчерпывающее определение политики предельно затруднительно. Поэтому каждый исследователь предпочитает фиксировать свое внимание на наиболее важных, по его мнению, аспектах и измерениях феномена политики.

В самом общем виде понятие политикаозначает:

1. Деятельность органов власти, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами и т.д., направленную на реализацию, отстаивание своих интересов и связанную с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической власти.

2. Участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности.

3. В истории – виды, намерения, цели и образ действий правителей и их приближенных, нередко искусно скрываемые ими.

4. В обыденной речи – характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношении людей между собой.

5. Совокупность вопросов или событий текущей государственной или общественной жизни.

Политикаимеет множество измерений, форм проявлений и выражений.

1. Как сфера общественной жизни политикавключает отношения между ее субъектами, властно-управленческую и организаторскую деятельность и поведение людей, их социальные и политические интересы, потребности, мотивы, ценности, функционирование политических организаций и институтов, политические взгляды и идеи.

Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью. Политика формируется и реализуется в определенной цивилизационной среде, испытывает воздействие самых разнообразных факторов.

2. Политикавыступает как выдающееся культурно-историческое явление. Ее развитие и становление представляет собой всемирно-исторический процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением и трансляцией политических ценностей, становлением новых форм политических отношений, управления и опыта.

3. Политикавыявляет смысл существования человеческих сообществ, определяет их общие интересы, вырабатывает приемлемые для них правила поведения, создает общепонятный язык (вербальный и символический), способствующий эффективному взаимодействию между всеми участниками сообществ.

Политика во многом зависит от времени, конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующей в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры.

4. Политикаявляется наукой и искусством. Наукой она считается с тех пор, как человеку известны законы общественного развития, зная которые, он может целенаправленно влиять на политику. В то же время политика является и искусством, так как имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости.

В свете вышеизложенного для расширения вопроса интерес представляет авторская позиция американского политолога Э.Хейвуда. Исследователь фиксирует внимание на иных аспектах и соответственно трактовках политики. Он выделяет следующие:

- политика как искусство государственного управления

- политика как публичный процесс

- политика как компромисс и консенсус

- политика как власть и распределение ресурсов.

Политика как искусство государственного управления. Термин политика происходит от древнегреческого «полис», что означает «город-государство». Первая трактовка политики как искусства государственного управления принадлежит древнегреческим мыслителям – Сократу, Платону, Аристотелю и др.

В свете истории под политикой понималось все то, что касалось полиса, т.е. государства. Из такого понимания политики исходили первоначально и политические философы.

Сегодня отождествление политики с тем, что касается государства, представляет собой устаревшее определение данного явления, отражающее склонность академической политической науки концентрировать свое внимание на том, кто и как работает в государственных органах. При таком подходе изучать политику означает изучать деятельность правительства или более широко – отправление власти.

Эта традиция проводится, например, в работах влиятельного американского политолога Д.Истона, который определяет политику как «распределение ценностей, осуществляемое властными структурами».

Политика как публичный процесс.Эта трактовка связывает политику с общественной жизнью. Такой взгляд восходит к работам Аристотеля. Он выдвинул тезис, что «человек по своей природе есть существо политическое». Соответственно «достойную жизнь люди могут вести только в том обществе, где есть политика. Политика здесь трактуется прежде всего как этический феномен. Его нацеленность – формирование «справедливого общества». Соответственно все, что связано с постижением этой сферы Аристотель называл «царской наукой».

Политика как компромисс и консенсус.Политика рассматривается как способов разрешения конфликтов через компромисс, переговоры, любые меры согласительного характера. Именно эту концепцию имеют в виду исследователи, когда фиксируют «политика – это искусство возможного».

Ставя во главу угла компромисс и консенсус, данная концепция трактует политику исключительно в положительном свете. Политика трактуется как цивилизованная и цивилизующая сила, которая побуждает граждан к политическому участию и поэтому достойная самого уважительного отношения с их стороны.

Политика как власть.Эта концепция является самой широкой и радикальной, принимая во внимание наличие исключительной многовариантности исследовательских и авторских трактовок власти, ее сущности, механизмов реализации и т.п.

Политика имеет сложную структуру.Прежде всего, в качестве элементов политикивыделяют:

- ее форму,

- содержание и

- процесс (отношение).

Форма политики –это ее организационная структура, институты (в том числе система правовых и организационных норм), придающая ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Содержание политикивыражается в ее целях и ценностях, установках, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

Политический процессотражает сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Но вышеназванные элементы, конечно, не исчерпывают содержание политики. Следует также назвать в качестве достаточно самостоятельных следующие важнейшие элементы политики.

-Политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории.

- Нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы.

- Институты власти и борьба за власть.

- Отношения властвования – господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

Для более глубокого понимания сущности и структуры политики следует выделить три уровня ее существования.

Первый (макро) уровень политикихарактеризует государство как целое, принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй (микро) уровень политикиохватывает отдельные организации: политические партии, профсоюзы, корпорации и т.д.

Третий (мега) уровень политикиотносится к деятельности международных организаций (ООН, НАТО, ЕАС, ВТО и др.).

Некоторые политологи иначе выстраивают вопрос об уровнях осуществления политики.

В зависимости от масштабов осуществления политики они выделяют следующие уровни:

Мировая (международная) политика – между государствами, международными организациями.

Национальная (государственная) политика – на уровне отдельного государства. На этом уровне политика делится на:

- внутреннюю

- внешнюю.

В зависимости от сферы общественной деятельности политика разделяется на:

- экономическую

- социальную

- демографическую

- культурную

- военную и др.

Региональная (локальная) политика - политика, осуществляющаяся на местном уровне отдельными институтами политической системы, а также органами местного самоуправления и различными социальными группами. На этом уровне в зависимости от субъектов политики выделяют:

- политику партий

- политику общественно-политических движений

- политику лидера и т.д.

Политика, как важнейшая система общества, выполняет целый комплекс сложнейших функций. В качестве основных функций политикиможно назвать следующие.

1. Поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности.

2. Разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация общества и мобилизация ресурсов для их осуществления.

3. Авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ.

4. Предотвращение и регулирование групповых конфликтов.

5. Конституирование сложных социальных субъектов.

Изучая политику, нельзя не видеть, что она выступает в качестве одной из подсистем (наряду с экономической, культурной, социальной, духовной и др.) значительно более сложного образования – общества в целом. Как и все названные подсистемы, политика – это относительно самостоятельное явление. Об относительной самостоятельности свидетельствует следующее:

1) политике присущи определенные закономерности, проявляющиеся в объективных и устойчивых связях между политическими явлениями. Иначе говоря, однажды возникнув, политика порождает все усложняющуюся политическую реальность, развитие которой подчиняется своим собственным законам;

2) политические взгляды, теории, организации могут отставать от развития экономических, социальных и духовных процессов, опережать их, но довольно редко они выглядят адекватным отражением этих процессов;

3) политика активно воздействует на другие сферы общественной жизни и преобразовывает их в соответствии с определенными целями.

Политика, будучи органически вплетенной во всю многослойную структуру общества, не может не взаимодействовать с его другими сферами. Обладая необходимыми институтами и средствами для влияния на общество и используя их определенным образом, политика в свою очередь становится объектом воздействия со стороны таких сфер общественной жизни, как экономика, идеология, нравственность, право, культура и других. Не раскрыв существа и особенностей такой взаимосвязи и взаимовлияния, нельзя понять и объяснить саму политику.

Экономика и политика являются двумя тесно связанными между собой сферами общества и деятельности людей, взаимно обусловливающими друг друга. Каждый из этих двух компонентов как слагаемых одного целого – общественного процесса, характеризующегося нелинейностью развития, взаимовисимости от обстоятельств может выходить на первый план, становясь определяющим фактором по отношению к другому. В истории связей между ними неоднократно случалось, что политика доминировала над экономикой и наоборот. Каждое из таких состояний грозит серьезной опасностью для стабильности общества.

Примат политикиприводит нередко к таким негативным последствиям:

- волюнтаризму

- игнорированию объективных законов исторического процесса, реальных условий и возможностей общества, использованию субъективных волевых решений,

- преобладанию политических решений по отношению к экономике.

Проявлениями названной тенденции являются:

- строгая централизация управления,

- регламентация благ,

- милитаризация экономики и др.

Примат экономикиможет привести к таким негативным последствиям, как:

- анархизация общественной жизни,

- безнравственное использованию экономических средств влияния на политику и в конечном счете

- к экономическим и политическим кризисам.

Прогресс в обществе возможен только лишь при тесном взаимодействии политики и экономики. Разрыв естественных связей между ними противопоказан для общественного развития. Необходимо всячески стремиться к гармонизацииотношений между политикой и экономикой. Объективную обусловленность политики экономическим развитием отрицать нельзя. Она неизбежна в силу определяющей роли экономических интересов больших и малых социальных групп в их социальной жизнедеятельности. Однако такую обусловленность нельзя рассматривать в том плане, что все особенности политики прямо и непосредственно можно вывести из экономических отношений, а политика – всего лишь следствие экономики. Политика, плетущаяся в хвосте экономического развития и регистрирующая его состояние, бесплодна и бессильна.

Выступая как сознательное использование экономических законов или игнорирование их, политика активно воздействует на экономику. Причем влияние это может быть разноплановым, но в конечном итоге или ускоряющим экономическое развитие страны, или тормозящим его. Например, политические решения могут способствовать развитию одних форм хозяйствования и противодействовать развитию других, расширять или ограничивать позиции частного сектора. Позитивный или негативный характер воздействия в данном случае будет зависеть от правильного учета ведущих тенденций общественного развития.

Политика определяет иерархичность всех общественных целей. Ее же решениями осуществляются экономические реформы, направленные на достижение этих целей. Свидетельство тому – развитие стран на постсоветском пространстве. В свою очередь реализация политических целей была бы невозможной без средств, созданных в сфере экономики. Экономические успехи расширяют возможности политики, вызывают рост доверия населения к власти, престижа государства и т.д.

В любом обществе в диалектическом единстве находятся политика и идеология.Рассмотрим, прежде всего, те проявления взаимосвязи и взаимозависимости между ними, которые говорят о том, что политика нуждается в идеологии.

К основным проявлениям этой взаимосвязи и взаимозависимости можно отнести следующее:

- с помощью идеологии политика дает теоретическое обоснование своих целей и задач, своего политического курса;

- на основе идеологии, выступающей в качестве проекта или модели организации политики, формируются структуры власти и определяются их функции;

- идеология является эффективным средством психологической мобилизации масс на борьбу за власть, независимо от того, опирается ли данная идеология на научные знания или является демагогической по своей сути;

- идеология, будучи способом организации идей, ориентирует действия членов данной общности, нацеленные на осуществление признанной ими наилучшей формы общественного устройства.

- с помощью идеологии политические институты в лице государства, партий приобретают себе сторонников и расширяют их ряды;

- с помощью идеологии господствующие политические круги обеспечивают легитимность своей власти.

Другими словами, идеологии в руках политиков являются интеллектуальным средством оправдания существования определенного социального порядка или его изменения.

Идеология со своей стороны также нуждается в политике. Именно политика является своеобразным «полигоном» для проверки политических идей и их реализации. Идеологический труд – это труд по производству, воспроизводству идей и их распространению в массах. Как и всякий труд, он требует определенного финансового и материального обеспечения. Такое обеспечение предоставляет политика и ее институты. Так, государство и его властные органы создают систему исследовательских институтов, учебных заведений, где изучаются актуальные проблемы общественных отношений.

Политические партии в свою очередь по конкретным каналам ведут работу по теоретическому осмыслению проблем власти, социального развития, составлению разнообразных программ.

Характеризуя взаимосвязь политики и морали, необходимо указать на функциональную общность этих явлений. Это два взаимно дополняющих друг друга регулятора общественной жизни. Мораль старше политики. Она возникла на базе обычаев, традиций, запретов – всего того, что составляло содержание неполитического регулирования в первобытном обществе.

По мере усложнения социальной структуры общества и воздействия других факторов возникла потребность в особом институте регулирования поведения людей – политике, обладающей специальным аппаратом принуждения.

В общественной жизни наблюдается как единство политики и морали, так и наличие противоречий между ними. Исторический опыт свидетельствует, что, как правило, нравственность выступала оппонентом политики, давала оценку политическим взглядам, концепциям и действиям, мотивам поведения людей и носителей власти в политической сфере. Сегодня в основе оценки нравственности политики – соотнесение ее с общечеловеческими ценностями, принципами и нормами отношений. Политика «двойных стандартов», имеющая место в международных отношениях, является по сути своей безнравственной и беспринципной.

Нравственное наполнение политики, так или иначе, связано с проблемой соотношения в ней цели и средств. В качестве примера такого соотношения можно привести порочный тезис «цель оправдывает средства». Книга «Государь» Н.Макиавелли была воспринята как похвала политике, основанной на таком принципе. Применение средств антигуманных, противоречащих нормам нравственности для достижения «человечной» политической цели, приводит к обесчеловечиванию и дискредитации самой политики и ее результатов.

Среди взглядов на соотношение политики и морали следует выделить нравственный ригоризм(фр. rigorisme ‹лат. rigor – твердость, строгость), предусматривающий диктат, непреклонное соблюдение принципов морали, и реалистический подход.

Близкими нравственному ригоризму были позиции М.Ганди, основанные на исключении из политической практики насилия, Мартина Лютера Кинга, использовавшего лишь методы пассивного сопротивления.

Реалистический подход предполагает выбор «меньшего зла». Однако такой выбор, как свидетельствует практика, является довольно рискованным. В критических политических ситуациях возможно обращение к принципу, когда жертвуются одни ценности ради сохранения других. Однако следует не терять из виду этическую максиму «вредить нельзя». В идеале политика видится нравственной, соответствующей сущности человека, направленной на реализацию принципов гуманизма и социальной справедливости. Как отмечал в этой связи А.Солженицин, нравственный элемент не только может, но и должен быть положен в основу политики и деятельности тех, кто ею занимается.

 

Основная литература

Учебная литература:

1.Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. Учебник для студентов вузов. – Спб, 2004.

2.Дубко Е. Политическая этика: учеб. для студентов вузов/ Е. Л. Дубко. - М.,2005.

3.Гаджиев К.С. Политология. Учебник. – М., 2005.

4.Категории политической науки. Учебник. – М., 2002.

5.Лейст О. История политических и правовых учений. – М., 2006.

6.Лебедева М.М. Мировая политика: Учебник для вузов. – М., 2004.

7.Мировая политика и международные отношения: учеб. пособие/ под ред. С. А. Ланцова, В. А.Ачкасова. - СПб., 2005.

8.Мухаев Р.Т. Политология: Учеб.для вузов/ Мухаев, Р.Т. - 2-е изд. - М., 2003.

9.Политическая социология: Учебник для вузов /Под ред.Ж.Тощенко. – М., 2002.

10.Политология. Курс лекций. /Под ред.М.Марченко. – М., 2003.

11.Политология: Учебник для вузов /под ред. В.Н. Шевченко, А.П. Зиновьева. – М.: 2003

12.Политология: Учебник /под ред. М.А. Василика. - М.: 2001

13.Пугачев А., Соловьев А. Введение в политологию. 4-е изд. – М., 2004.

14.Романова Н.В. Основы этнополитологии. Учебное пособие. – Алматы, 2001.

15.Смагулов Е.М. Основы политологии. – Астана, 2002.

16.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. – М., 2003.

17.Фролова М.А.Введение в политологию: Учебно-метод. пособие - М., 2003.

18.Чанышев А. А.История политических учений. – М., 2005.

19. Хан И.Г. Политология: учебное пособие. – А.: 2000

20.Хейвуд Э. Политология: учебник для студентов вузов. – М., 2005.

21.Цыганков П.А. Международные отношения: учебник. - М., 2004.

 

Справочная литература:

22.Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993.

23. Политология: словарь-справочник /М.А.Василик, М.С.Вершинин и др. – М., 2001.

24. Политическая энциклопедия. В 2-х т. /Ред.Г.Ю.Семигин. – М., 2000.

 

Дополнительная литература:

Электронные ресурсы:

25. Алимова С.Б. Курс лекций по дисциплине «История политических учений» [Электронный ресурс]: специальность 050502 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

26. Алимова С.Б. Курс лекций по дисциплине «Политическая культура и идеология» [Электронный ресурс]: специальность 050502 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

27. Алимова С.Б. Курс лекций по дисциплине «Кратология» [Электронный ресурс]: специальность 050502 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

28. Алимова С.Б. Курс лекций по дисциплине «Политическая транзитология» [Электронный ресурс]: специальность 5В050200 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

29. Жумасултанова Г.А. Курс лекций по дисциплине «Политическая мысль Казахстана» [Электронный ресурс]: специальность 050502 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

30. Жумасултанова Г.А. Курс лекций по дисциплине «Основы элитологии» [Электронный ресурс]: специальность 050502 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

31. Кошербаев Д.Б. Курс лекций по дисциплине «Теория международных отношений» [Электронный ресурс]: специальность 050502 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

32. Михаленя С.Н., Аймагамбетов А.К. Курс лекций по дисциплине «Политическая конфликтология» [Электронный ресурс]: специальность 050502 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Политология как наука | Власть как политический феномен

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 336; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.