Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Сущность политики и ее роль в обществе

Политика – это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

Характерные черты политики:

- связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

- любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства – такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

- связь с действиями и интересами больших масс людей;

- целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

- властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти.

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них можно выделить следующие:

- осуществление авторитарного (властного) распределения основных социальных ценностей, в качестве которых могут выступать самые разнообразные материальные и нематериальные объекты, социальные блага и преимущества;

- интеграцию, объединение всех элементов общественной жизни, мобилизацию социальных ресурсов для реализации общих целей и интересов общества;

- реализацию общей воли в условиях наличия социальной дифференциации, многообразия интересов и социально-политических ориентации людей.

7. Политическая мысль античности

Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.

Великий греческий философ Платон (427 – 347 гг. до н. э.) в своих произведениях («Государство», «Политик», «Законы») создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи.

Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях: власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; «коммунизм» как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия – власть честолюбцев; олигархия – господство немногих над большинством в личных целях; демократия – власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания – власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Другой великий греческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как «Политика», «Афинская полития», «Этика». Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию) – здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политию, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

В созданной им теории «среднего элемента», под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории «среднего класса».

Столь же актуальные для современности многие идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.).

Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.

В «Кратком пособии для претендентов на выборные должности» Цицерона немало полезных советов, которые вполне годятся для использования и в современной политической практике.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Типы политических методологий | Политические идеи Средневековья и Возрождения

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 141; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.