Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Славянский меч времён Киевской Руси. Каким он был?

«Спору нет, длинный славянский меч незаменим в борьбе с юрким степным кочевником.
Он не подпустит его близко, не даст стоптать конем, достать саблей; перерубит копье и аркан.
Он и рожден там, в постоянных стычках Запада и Востока…»
«Вещий Олег». Васильев Б.Л.
Если вы читали русские былины, то должны были заметить, что ни разу меч русского богатыря не поднимался для бравады, ради обретения им богатства или престола. Меч надевался только в тяжелую годину или как часть парадного костюма – как символ статуса.
Меч на Руси, да как, наверное, и везде, был в почете. Какое значение имел меч в Древней Руси, Вы можете прочесть в одноименной статье Олега Агаева.
Прямой, длинный, чуть сужающийся к острию тяжелый клинок. Рукоятка и гарда, торчащие из ножен всегда украшались, даже на самых простых мечах. Клинок иногда тоже украшали рисунками или магическими знаками. Вдоль лезвия шла продольная канавка – дол, облегчавшая клинок меча и увеличивающая его маневренность.
Так почему же славянский меч был именно таким? Попробуем разобраться.
Представим себе раннюю, дохристианскую Русь. Земля была просторна и обильна; с голоду умереть в стране, где реки богаты рыбой, а леса дичью, медом и растительными плодами, было затруднительно даже в неурожайные годы. Такие условия сочетались с низкой плотностью населения: во-первых, достаточно большим удалением друг от друга поселений; во-вторых, отсутствием скученности людей в самих поселениях. Культура при таких условиях формировалась длительное время в относительно высокой безопасности от внешних набегов и при крайне низкой частоте внутренних конфликтных ситуаций вследствие отсутствия конкуренции за использование природных ресурсов. Войны были редки, но княжеские дружины были хорошо вооружены и экипированы. Воинскому искусству учили с детства. Именно в такой среде и вызрели технологии производства клинков мечей, представляющих собой одну из наиболее высококачественных категорий продукции городских кузнецов-оружейников Киевской Руси.
Кроме того, X век был периодом жестокой гражданской войны в Северных странах, в результате чего многие викинги бежали со своей родины и нанимались в дружины русских князей. Так что у русских мастеров-оружейников тех времен всегда был материал для сравнения и подражания. Наверное, именно потому мечи древних славян и викингов так похожи.
В 1900 г. у села Краснянка в бывшем Купянском уезде Харьковской губернии (территория нынешней Ворошиловградской области) был найден меч, датированный историком А. Н. Кирпичниковым концом Х в. Меч хранится в Харьковском историческом музее (инв. № КС 116-42).
Именно этот меч попал в число образцов древнерусского оружия, подвергавшихся металлографическому анализу для выяснения технологии изготовления клинков древнерусских мечей в 1948 г.
И вот что выяснил этот анализ.
Технологическая схема меча из Краснянки почти во всех деталях совпадает с описанием мечей русов, приводимым хорезмийцем Бируни в минералогическом трактате 1046 г., где указывается: «Русы выделывают свои мечи из шапуркана, а долы посредине из наромхана, чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость». Известный ученый Б. А.. Колчин определяет понятия «шапуркан» как твёрдую сталь-уклад, а «наромхан» – как мягкое и пластичное железо.
Таким образом, результаты металлографических исследований позволяют утверждать, что меч из Краснянки был откован древнерусскими оружейниками-профессионалами, прекрасно знакомыми с техническими требованиями к мечам и владевшими наиболее рациональными для своего времени методами изготовления их клинков.
Можно также отметить, что пропорция колющего элемента к рубящему в конструкции меча изменялась в ответ на изменения вооружения, но даже и более ранние мечи с параллельными кромками, как правило, имели колющее, хотя и закругленное острие.
Да и не нужен мечу особо острый кончик. Кольчужный доспех тех времен хорошо перерубался и рубящим ударом.

Русские летчики отлично проявили себя в Первую Мировую войну. Сейчас, мы расскажем Вам о подвиги двух офицеров Виктора Покровского и Мстислава Плонского. Волею судьбы офицеры служили вместе и летали на одном самолете.

Виктор Покровский родился в Нижегородской губернии Российской Империи в 1889 году. Обучался в Одесском кадетском корпусе и в Павловском военном училище и Петербургском политехническом университете.

Мстислава Плонский родился в 1895 году. Обучение проходил в Одесском кадетском корпусе и Елисаветградском кавалерийском училище. Начал Мстислав Великую войну в кавалерии, был ранен и сменил коня на самолет.

Виктор и Мстислав работали в паре. За два месяца с мая по июль 1915 года они налетали 141 час, провели 40 разведок и участвовали в четырех боях в воздухе. Подвиг, летчикам было суждено совершить 15 июня. Очередной вылет на «Фармане» был окончен. Самолет приземлился, и пилоты уже готовились идти отдыхать. Как вдруг, на горизонте летчики увидели аэроплан Австро-Венров. Летят, бомбить штаб нашей армии, подумал один из летчиков: « Быстрее в самолет, взлетаем»!

Поднявшись в ввысь, русские летчики догнали вражески самолет. Покровский жал его к лесу, а Плонский стрелял по нему из маузера. Неприятельский самолет был вооружен пулеметом. Враг то и дело отвечал очередями пуль. Но мастерство летчиков было на высоте, русский самолет то и дело уклонялся от опасности. Вскоре, астро-венгерский самолет упал на землю. Пилоты спешили поджечь свою машину. Покровский умело посадил самолет, выхватил маузер у Плонского и побежал к вражескому самолету. Одного австрийца наш пилот сбил с ног. Второй, который окажется офицером генштаба сам поднял руки. Покровский, скомандовал ему по немецки – «Руки вверх, шаг вперед!»

В штабе русской армии, куда был доставлены пленные летчики, и их аэроплан, никак не могли поверить, как это наши молодцы вооруженные только маузером бросились на противника с пулеметом? Нет предела русской храбрости! За свой подвиг поручик Покровский корнет Плонский были удостоены ордена Святого Георгия IV степени.

Когда грянула октябрьская революция и Гражданская война, Покровский организовал на Кубани небольшой отряд, и лихо противостоял большевикам. Деникиным, он был произведен в генерал-лейтенанты. Командовал Кавказской армией. 8 ноября 1922 года Покровский был убит при сопротивлении болгарским полицейским.

Мстислав Плонский как и Покровский воевал на стороне белого движения. После эвакуации из Крыма долгое время жил в Югославии. В 1945 году эмигрировал в Аргентину, потом в США. Умер в 1969 году.

Святогор- в славянской мифологии один из самых загадочных персонажей. Упоминается в русском былинном эпосе. Святогора трудно назвать героем, потому что, собственно, никаких подвигов он не совершает. Чем-то величественным, суровым и даже трагическим веет от его облика. Он выглядит одиноким скитальцем — без дома, без родных, без спутников и даже — без родной земли: она его «не носит», не выдерживает. Он привязан только к Святым горам:


Мне не придано тут ездить на святую Русь,
Мне позволено тут ездить по горам
да по высокиим...


В другом варианте:


На тех горах высоких,
На той Святой горы,
Был богатырь чудный,
Что во весь же мир он дивный,
Не ездил он на святую Русь,
Не носила его да мать сыра земля.


Он — обладатель колоссальной силы, под стать великанам, но применить ему ее некуда.


Он едет в поле, спотешается,
Он бросает палииу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего,
Улетает эта палииа
Высоко да по поднебесью;
Когда палииа да вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой...


А в другом варианте — еще выразительнее:


«Не с кем Святогору силой померяться, а сила-то по жилочкам так живчиком и переливается. Грузно от силушки, как от тяжелого беремени».


Подобно Волху, Святогор пришел из древней мифологии: с ним были связаны представления о горных великанах, воплощавших величие гор. Но, в отличие от Волха, Святогор не нашел своего места в новой жизни, не встал рядом с киевскими богатырями, защищавшими Русь от внешних врагов. Он остался персонажем старого мира и оказался обреченным на гибель. В былинах о Святогоре кроется некий глубинный философский смысл, который, вероятно, разные поколения разгадывали по-разному. Былины о Святогоре — это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта — не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может. Однажды богатырь наезжает в поле на «маленькую сумочку переметную».


Хотел поднять погонялкой эту
сумочку — Эта сумочка да не ворохнется;
Опустился Святогор да со добра коня,
Он берет сумочку да одной рукой
— Эта сумочка да не сшевелится;
Как берет он обема рукам,
Принатужился он силой богатырской,
По колен ушел да в мать сыру землю
— Эта сумочка да не сшевелится,
— Не сшевелится да не поднимется.


В варианте, который, вероятно, в наибольшей степени соответствует трактовкам Древней Руси, развязка такая: «По колена Святогор в землю угряз, а по белу лицу не слезы, а кровь течет. Где Святогор увяз, тут и встать не мог, тут ему было и кончение». Что такое эта сумочка? В известных нам текстах XIX—XX веков есть такие объяснения: «В сумочке... тяга земная», «тягость от матушки сырой земли», «весь земной груз сложен». Значит, богатырь отважился состязаться, в силе со всей земной мощью великой и потерпел поражение. Уже в Древней Руси понимали: землю не надо ни поднимать, ни переворачивать — ее надо обустраивать и оберегать. Но богатырь старых времен, призванный для глобальных дел, оказался к этому не способен. И поэтому он обречен. В другой былине гибель Святогора происходит по-иному.


Святогор в сопровождении Ильи Муромца наезжает на пустой гроб. Богатыри примеривают его — Илье Муромцу он оказывается велик, а Святогору — как раз по росту.


Говорит Святогор да Илье Муромцу:
«Ли же ты Илья да мой меньший брат!
Ты покрой-ка крышечку дубовую,
Полежу в гробу я, полюбу юс я».
Как закрыл Илья крышечку дубовую,
И говорит Святогор таковы слова.:

«Ай же ты Ильюшенька да Муромеу,!
Мне в гробу лежать да тяжелешенько,
Мне дышать-то нечем да тошнехонько.
Ты открой-ка крышечку дубовую,
Ты подай-ка мне да свежа воздуху».
Как крышечка не поднимается,
Даже щелочка не открывается,
Говорит Святогор да таковы слова:
«Ты разбей-ка крышечку саблей вострою».
Илья Святогора послушался,
Берет он саблю вострую,
Ударяет по гробу дубовому,
— А куда ударит Илья Муромеи,
Тут становятся обручи железные.
Начал бить Илья да вдоль и поперек,
Все железные обручи становятся.
Говорит Святого? таковы слова:
«Видно, тут мне, богатырю, кончинушка,
Ты схорони меня да во сыру землю».

Во введении к главам о русских богатырях мы уже говорили, что в былинах редко встретим «натуральные» картины жизни, а чаще преобладают картины фантастические или, можно сказать, условные, неправдоподобные. Но через эту условность и фантасмагорию с поразительной силой и остротой открываются нам сложнейшие жизненные ситуации.


Очевидно, что встреча Святогора со своей смертью-гробом предуказана, ее не отвратить. Более того, попытки спастись лишь приближают гибель. Илья Муромец исполняет просьбы Святогора, чтобы вызволить его из гроба, но каждое действие Ильи на самом деле лишь приближает трагическую развязку и делает спасение Святогора невозможным. Когда Святогор осознает, что конец его близок, он решается высказать свою последнюю волю: он хочет передать Илье Муромцу громадную силу — единственное наследство, которое может от него остаться. По одним вариантам, Илье нужно наклониться к гробу, и Святогор дыхнет ему в лицо. По другим — он передаст силу через слюну. Однако во всех сучаях Илья отказывается.

Говорит Илья да таковы слова:
" У меня головушка есть с проседью,
Мне твоей-то силушки не надобно,
Мне своей-то силушки достаточно.
Если силушки у меня да прибавится,
Меня не будет носить да мать сыра земля».

В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора — не связанное еще понастоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Но, конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль — проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу.


Святогор связан с землёй, с её тёмными хтоническими силами: он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель хтонической силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения - героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича).

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Законы Рита | Юрий Власов

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 387; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.