Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Глава XIX

Глава V

О денежных мастерех,

Которые учнут делати воровские денги

 

1. Которые денежные мастеры учнут делати медные или

оловяные, или укладные денги, или в денежное дело, в серебро

учнут прибавливати медь или олово или свинец, и тем государеве

казне учнут чинити убыль, и тех денежных мастеров за такое дело

казнити смертию, залити горло.

2. А будет золотых и серебреных дел мастеры возмут у кого

золотое и серебреное дело, и учнут в золото и в серебро мешати

медь же и олово и свинец, и их по сыску за то бити кнутом. А что

они кому учинят убытка тем, что в золото, или в серебро подмешают

меди, или олова, или свинцу, и то на них доправя отдати тому,

кому они такой убыток учинят.

 

ГЛАВА X

О СУДЕ

 

189. А которые люди всяких чинов учнут бити челом на кого в

заемных деньгах, или в поклажеях, или в какой нибудь ссуде, а в

тех долгех и в поклажеях и в ссуде на то кабал и заемных памятей

и иных никаких крепостей на тех людей, на которых они учнут бити

челом в челобитье своем и в приставных памятех не напишут, и им

на тех людей суда и зазывных грамот в таких искех не давати и

приставов не посылати.

190. А которые служилые люди будут на государеве службе в

полкех, а полки по государеву указу будут в городех, и учнут бити

челом ратныя люди на кого в поклажеях тех городов, где они будут

на государеве службе, и тем людем в поклажеях на тех людей, на

кого они учнут бити челом, суд давати и бес писма для того, что

служилые всяких чинов люди бывают на государевых службах в

городех, и запасы свои и служилую и всякую рухлядь кладут на

дворех у тех людей, у кого они стоят, и бывают ратным людем на

государевых службах посылки скорые и они в те поры всякую свою

рухлядь и запасы оставливают после себя у тех людей, где он

стоят. Да будет по суду и по сыску, на которых городовых людех

доведется поклажей ратных людей взяти, и на них то поклажее по

суду и по сыску доправя отдати исцом. А будет сыскати нечем, и в

том исцу с ответчиком учинити вера, крестное целование.

191. А будет кто служилые люди в таких поклажеях учнут к

кому приставливати поклепав напрасно, а сыщется про то допряма, и

тем служилым людем, кто учнет клепати напрасно, по сыску чинити

жестокое наказание, бити кнутом не щадно.

192. А опричь службы на Москве и в городех в поклажеях

никому ни на кого бес писма суда не давати, чтобы в том никому ни

от кого в поклепных искех напрасные продажи не было.

193. А которые всяких чинов люди учнут всякия свои дела

отдавати делати мастеровым людем, а мастеровые люди только в тех

делах учнут запиратися, и в том на них будут челобитчики, и на

тех людей челобитчиком давати суд и с суда указ чинити, до чего

доведется.

194. А будет кто кому что заложит в долгу, или на збереженье

даст, и тому закладу или поклажее у того, кому будет заложено,

или на збереженье дано, учинится гибель от пожару, или тати

покрадут, да и его животы с тем поклажеем втепоры пропадут же, и

тому, у кого такое поклажее будет, и с(ь) его животы пропадет,

являти околным людем, и в приказах о том подавати писменыя явки,

что у него тому поклажею гибель учинилася не его хитростию. А

будет тот, чье то поклажее, учнет на него бити челом, что то его

поклажее у того, у кого он положил, было вместе с(ь) его животы,

а пропало одно его поклажее, а того животы целы, и им в том дати

суд, а по суду и по сыску межь ими указ учинити до чего

доведется.

195. А будет кто у кого положит свои животы на збережение за

своею печатью и за замком, и тот у кого поставлено те чюжие

животы отомкнет, и роспечатает, и пересмотрит бес того, чьи те

животы, и тот чьи те животы учнет на него бити челом и что ис тех

его животов что пропало, а сыщется про то допряма, что те его

животы отомкнуты, и роспечатаны, и пересматриваны без него, и по

сыску то поклажее, чего против исцова челобитья в лицах не будет,

доправити на том, у кого они были поставлены за замком и за

печатью. А будет межь ими в тех животах какой спор учинится, и им

в том учинити вера, крестное целованье.

196. А будет кто кому в долгу в деньгах, или в и(ы)ном в чем

нибудь заложит что до сроку, и кабалу закладную на тот свой

заклад даст, а в кабале напишет, будет он того своего закладу на

срок не выкупит, и на тот его заклад та закладная кабала и

купчая. И дав он такую кабалу, того своего закладу на срок не

выкупит, и ему впредь до того своего закладу дела нет, а владети

тем его закладом тому, кому он заложит, и волно тому такой заклад

продать, и заложить, и в приданые дать.

197. А будет кто кому заложит в долгу до сроку лошадь, или

иную какую животину, и та лошадь или иная какая животина у того,

кому она будет заложена, до сроку умрет собою, а не от надсады

работныя, и не з голоду, и не убита, и тому, у кого тот заклад

был, взяти на заимщике своего долгу половина, а другия половины

не имать. А будет заимщик учнет на него бити челом, что он над

закладом его учинил хитрость, и им в том дати суд, и с суда

учинити межь ими указ до чего доведется.

203. А будет кто кому чем должен по кабалам, или по записям,

или по иным каким крепостям, а заплатать будет ему того долгу

вскоре не мощно, потому что он в убожество впал и изволением

Божиим от огненаго запаления, или животы его какими мерами

потонули, или его розбойники, или тати, или иные какие лихие, или

воинския люди разорили, и животы его розграбили, и таким

должником во всяких долгех давати сроку по разсмотренью на год и

на два или на три, а больши трех лет в таких долгех сроку не

давать. И в тех долгех имати по них поручные записи в том, что им

те долги тем людем, кому они должны, заплатить на указные сроки,

безо всякого переводу, и никуды не збежать, и не изменить, ни в

которые в и(ы)ные государьства не отъехать, а порутчиков по нем в

том велеть в поручную запись писать людей добрых, которым бы в

том мощно было верить, и по тем поручным записям велеть тем

должником долги платить тем людем, кому они чем должны, на

указные сроки, безо всякого переводу, без росту. А будет которой

должник на указной срок того долгу не заплатит, и в лицах его не

будет, и тот долг взяти на его порутчиках, и отдать тому, кому

тот должник чем должен, без росту же. А будет которой должник,

дав по себе поруку в том, что ему не изменить, да изменит,

отъедет в и(ы)ное государьство, и та его изменничья вина и долг

на порутчиках же его. А будет тот должник до указнаго сроку

умрет, а в поручной записи будет написано, что ему тот долг

заплатить на срок, а не заплатит того долгу на срок, и тот долг

по кабале или по записи заплатить порутчиком его. И после

умершаго заимщика тот долг платить жене его и детем. А будет чего

на жене и на детех взять будет нечего, и тот досталной долг взять

на порутчиках его, кто будет в лицах.

204. А будет по таких должниках в таких долгах никто не

ручается, а окупитися им нечем, и их за такия долги отдавати

исцом до искупу, опричь дворян и детей боярских. А на правеже

дворян и детей боярских бити до тех мест, покамест с должники

розделается.

205. А будет по ком порутчики ручаются до сроку в статье, а

после того тот, по ком ручалися в статье, умрет до сроку, и до

порутчиков его по такой поручной записи дела нет потому, что они

ручалися по нем в статье, а не в долгах.

206. А будет кто у кого возмет денег в займы, или чего

нибудь для торговли, и тот долг истеряет своим безумием, пропьет,

или проворует каким нибудь обычаем, а сыщется про то допряма, а

окупитися ему будет нечем, и его отдати исцу головою до искупу

же.

207. А будет кто кому учинит какое насильство, или бой или

раны, или какие нибудь убытки и обиды, и будут на него в том

челобитчики, и с суда про то его на насильство сыщется допряма, а

он в том в и(ы)ску не розделався умрет, а после его останутся

вотчины или животы, а в тех его вотчинах и животах будут жена его

и дети, и исцом велеть иск их доправити того умершаго на жене и

на детех.

246. А которыя люди учнут у кого займовати в кабалы денег,

или иного чего нибудь, или кто кому учнет давати на себя записи,

или иные какия нибудь крепости в больших делех, и им заемныя

кабалы и всякий крепости велеть писати на себя, и в послусех

писатися на Москве и в городех площадным подьячим, а писати

послухов в крепостях на Москве и в городех, в больших делех

человек по пяти и по шти, а не в больших делех человека по два и

по три, а меньши дву человек в послусех ни в каких крепостях не

писати, и давати такие заемные кабалы и всякия крепости на себя

за своими руками. А которыя грамоте не умеют, и им велеть в свое

место к тем кабалам и ко всяким крепостям прикладывати руки отцем

своим духовным, или братиям своим родным, или дядьям, или

племянником, или кому они в том верят. А мимо площадных подьячих

и без послухов никому ни на кого крепостей не писати. А будет кто

у кого заняв денег, или иного чего, заемную память напишет на

себя сам своею рукою, или ту память велит на себя написати

человеку своему, а сам к той памяти руку приложит, и таким

заемным памятем верити, и суд по них давати.

247. А будет кому нибудь случится у кого заняти денег рублев

пять, или шесть, или десять, или хлеба, или иного чего нибудь

против тоя цены в селе, или в деревне, или кто какое угодье в

наем отдаст против тоя же цены, а грамоте он умеет, и крепость на

себя сам напишет, или кому велит написати, а сам руку приложит,

хотя и бес послухов, и таким крепостям потому же верити, и суд по

них давати.

257. А будет которая заемная кабала и старее пятинатцати лет

будет, а уплата по ней была, а в котором году та уплата была, и

то на той кабале подписано имянно, и по той кабале в достальных в

заемных деньгах и сверх пятинатцати лет суд давать, с того году,

как был платежь за пятнатцать же лет.

258. А кто на ком учнет заемных денег искать по выданым

кабалам, а кабалы из лет не вышли, и на кабалах будет подписано,

что им те кабалы выданы за долг, или на те кабалы даны им даные,

и по тем выданым кабалам исцом на заимщиках заемные денги велеть

править без росту же. А будет та кабала, которую в суде истец

положит, не подписана, и даные на ту кабалу у него, на чье имя та

кабала писана, нет, и по той кабале суда не давать.

259. А кто кабалу полживит, и в том обличен будет, что

кабалу лживил не делом, и за то долг взяти на нем исцу вдвое. А

будет тот заимщик, на суде кабалу лживя, и не сходя с суда в том

повинитца, что он тое кабалу лживил напрасно, и на нем долг взяти

по кабале в однорядь за то, что он вину свою сам объявил.

260. А будет кто чем должен будет руским всяких чинов людем

и чюжеземцем, и исцы руские люди и чюжеземцы того своего долгу

учнут на нем искать судом, и тот должник, не хотя чюжеземцу долгу

его заплатить, учнет отыматца от него тем, что он опричь того

чюжеземца должен многим руским людем, и на таком должнике велеть

долговые денги напередь править чюжеземцу, а руским людем велеть

на нем долг их правити после. Также будет на ком доведетца взяти

что в государеву казну, а в тоже время на него учнут бити челом

исцы о долгах, и начнем напередь взяти государево, а должником

указати ему платити долги после.

272. А будет кто мастеровой человек возмет у кого узорочныя

товары, камень алмаз, или яхонт или изумруд, или лал, или иной

какой камень для олмаженья, или гранити, или печати резати, и

небрежением тот камень розломит, или какую нибудь поруху учинит,

и в том на него будут челобитчики, и на нем за тот камень взяти

цену, чем сторонния люди оценят.

273. А будет кто у кого возмет к которому нибудь времени на

ссуду платье, или платье же возмет делати портной мастер, и то

платье мышми истравит, или чем испортит, и в том на него будут

челобитчики, и за то изъеденое платье исцом взяти на них цену, а

платье им отдати.

276. А будет кто учнет с кем торговати сложася, и один из

них товарыщь поедет куды з деньгами или с товары для торговли в

отъезд, и на дороге его воры розобьют, и товары и деньги поемлют

у него без остатку, а товарыщь его тех товаров и денег своей

половины учнет на нем искати судом и с суда будет сыщется про то

допряма, что его розбойники розбили и товары и деньги поимали без

остатка, и товарыщу его тех товаров и денег на нем править не

велеть потому, что ему такое разграбление учинится по невольному

случаю. А будет сыщется, что розбойники на него приезжали, а

животов ничего не взяли, и тот иск на виноватом доправить и

отдати исцу.

Глава XIX


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ИМЕНА ЛИЦ, ПРИЛОЖИВШИХ РУКУ К ПОДЛИННОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г. 1. К сему Уложенью святейший Iосиф Патриарх Московский и всеа Русии руку приложил | 

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 333; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.