Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Немецкий естествоиспытатель, врач по профессии, представитель

"вульгарного материализма" Л. Бюхнер (1824-1899) начинает свои

размышления следующими словами: "Поводом к написанию этих

строк послужила мне известная мысль Карла Фогта о том, что "мысли

находятся в таком же отношении к мозгу, в каком желчь находится к

печени или моча к почкам". Эта подвергающаяся различным

критическим нападкам мысль была высказана уже задолго до Фогта

Кабанисом. Вместе с тем немецкий естествоиспытатель и философ К.

Фогт (1817- 1895) вводит вышеприведенную мысль словами:

"выражаясь несколько грубо". Сам же Бюхнер считает сделанное

им сравнение неудачным. Однако на том основании, что мысль или

мышление не являются продуктами выделения, отбросами, а

представляют собой деятельность веществ и соединения веществ,

расположенных в мозгу в определенном порядке и в

определенной связи, тайна мышления заключается не в мозговых

веществах, как таковых, а в характере их соединения и совместной

деятельности. Собственный вывод Бюхнера также грешит

вульгарным акцентированием природы физиологического. На

мышление можно и должно смотреть, утверждает он, как на особую

форму всеобщего естественного движения, присущую субстанции

центральных нервных элементов точно так же, как мускульной

субстанции присуще движение сокращения, или как мировому эфиру

присуще движение света, или как магниту присуще явление

магнетизма.

В главном своем произведении "Сила и материя ".которое вы-

держало свыше 20 изданий, он писал:"Мозг есть место (Sitz) и

орган мышления; его величина, его форма, его развитие, состав

 

 

и образование, образование его отдельных частей находятся в

определенном отношении к величине и силе исходящих из него

психических или душевных действий..." "Слово "душа" представляет

собой не что иное, как суммарное понятие (Kollektivbegriff) или

общее выражение для всей деятельности мозга, включая нервную

систему, точно так же как слово "дыхание" является суммарным

понятием для деятельности органов дыхания, а слово

"пищеварение" - для деятельности органов пищеварения"59.

Я. Молешотт (1822-1893), немецкий философ и физиолог

тоже разделял убеждение, что мышление является лишь матери-

альным продуктом мозга, и отличал в мышлении лишь физиоло-

гический механизм. По его мнению, все психические и духовные

процессы имеют физиологическую природу и зависят от состава

пищи.

Основой формирования самосознания является выделение

себя из окружающей среды, из круговорота событий, а также

определенный образ жизни, который требует от человека само-

контроля над поступками и действиями и принятия личной от-

ветственности за них. Мерой и исходным пунктом отношения к

себе выступают другие люди. Можно саказать, что самосознание

диалогично. "Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе по-

добному, человек Петр начинает относиться и к самому себе, как к

человеку"63. Самоотражение приобретает развитую форму са-

мосознания через феномен другого сознания.

Традиционно в качестве базовых данных при изучении чело-

веческого самосознания брались идеи человека о самом себе.

Действительно, что может быть дано нам более непосредственно,

чем наше собственное "Я". Метод интроекции рассматривался как

наиболее эффективный для самопознания. Однако живой акт

личностного самосознания трудно поддавался объективизации.

Как говорится, легче слепому объяснить свойства красного цвета,

чем в рациональных терминах передать суть самосознания.

Поэтому в помощь интроекции была призвана интуиция.

Бергсон определял интуицию как род интеллектуальной симпатии

(от греч. - сопереживание, сочувствие), путь, благодаря которому

переносятся в глубь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в

нем действительного и невыразимого. И если анализ оперировал

неподвижным, то интуиция помещала себя в подвижность.

Интуитивизм во всех его аспектах, будь то интенция (на-

правленность) или озарение, сохранял примат глубинного созер-

цания, которое раскрывает человеку внутреннюю суть вещей. И

если, когда мы говорим о знании, мы, выражаясь гегелевским

языком, предоставляем "материалу свободно существовать вне

"Я", то самосознание - это знание, которое не имеет свободы

существования помимо "Я". Оно предельно сконцентрировано

внутри и вокруг нашего "Я". Чтобы понять самосознание, нужно

себя выспросить. Таким образом, философия превращается в

 

 

диалог. Человек оказывается существом, которое постоянно ищет

себя, в каждый момент вопрошает, испытывает и перепроверяет

условия своего существования. И лишь благодаря этой возможности

давать ответ самому себе и другим человек становится "от-

ветственным" существом.

Новый подход к самосознанию человека имплицитно содер-

жался в высказывании Спинозы: "Слова Павла о Петре

говорят нам больше о Павле, чем о Петре". Слова, обращенные

к описанию какого-либо явления, поименовывают это явление, но

одновременно они раскрывают и внутренний мир самого

субъекта - носителя языка. Языковая эманация приоткрывает

завесу над творческой лабораторией сознания, обнаруживая

ценностную шкалу смыслов, степень модальности и

релевантности оценок, дает внешние критерии, по которым

можно судить о бытии сознания посредством объективизации

(высказывания вслух) тех или иных суждений. Здесь возникает

проблема соотношения языка и сознания, сознания и

самосознания.

Традиционно считалось, что не сознание рождается из само-

сознания, а наоборот, самосознание возникает в ходе развития

сознания. Многие исследователи утверждали, что сознание воз-

никло сразу в двух формах: в форме предметного сознания и в

форме самосознания. Позиция, признающая единство созна-

ния и самосознания, имеющее внутренне дифференцированный

характер и предполагающее их качественное различие и взаи-

модействие, оказалась наиболее приемлемой.

Самосознание всегда присутствует в двух основных модусах:

самопознание и саморегуляция.Установка "познай самого себя",

которую, согласно легенде, провозгласил дельфийский оракул и

которую Сократ сделал основным принципом своей философии,

может сработать не только как источник нового знания о себе.

Она может выступить основой саморегуляции или же ее анти-

пода - самодеструкции. Это подчеркивает, как тесно связаны

самопознание и саморегуляция. Зачастую в интроспективном

плане самопознание и саморегуляция как бы сливаются в еди-

ном феномене - в общении с самим собой. Однако существуют

достаточно определенные отличия самопознания и саморегуляции.

Если самопознание всегда происходит в состоянии явного

сознания, когда включается рефлексия, проясняющая внутреннее

состояние, обеспечивающее его "прозрачность", то саморегуляция

как раз наоборот. Она совершается как бы перед порогом сознания.

Это то "тайное брожение духа", о котором говорил Гегель,

противопоставляя его процессу познания. Саморегуляция всегда

осуществляется на уровне смутных ощущений, предчувствий,

неудовлетворенности собой, внутреннего дискомфорта, т.е. тогда,

когда самопознание затруднено. Можно сказать, что

заинтересованное в себе самопознание имеет психотерапевтический

эффект и выступает как частичная саморегуляция. Однако она не

приводит ни к чему новому, а лишь позволяет "разобраться в своем

состоянии", "упорядочить свои переживания", "сориентироваться в

себе".

Характеризуя сознание, необходимо обратить внимание на его

уровни: общественный и индивидуальный. Общественное

сознание, будучи отражением общественного бытия, развивается по

законам, независимым от сознания отдельных людей, но тем не

менее реализуется в их деятельности. Общественное сознание

воплощается в форме языка, науки, философии, искусства,

религии, политики и идеологии. Названные феномены, обладая

собственной спецификой, предстают как формы общественного

сознания. Подобно тому как общество не есть сумма составляющих

его индивидов, общественное сознание не есть сумма сознаний

отдельных личностей. Общественное сознание - качественно

отличное духовное образование, которое живет своей относительно

самостоятельной жизнью. Личное и общественное сознание

находятся в тесном и противоречивом взаимодействии. Исторически

выработанные и институционализированные нормы мировосприятия

переплавляются в личностные убеждения. С другой стороны,

именно личностные убеждения и представления, благодаря

колоссальной творческой активности их создателей и носителей,

приобретают значение социальной силы и входят в состав

общественного сознания.

Понятие

идеальности используется для характеристики специфического

бытия объекта, и в первую очередь для того, чтобы отличить

мысль об объекте от самого объекта. Можно сказать, что идеальное

- это отражение действительности в формах духовной деятельности,

способность человека духовно-мысленным образом воспроизводить

вещь.

В "Капитале" Маркса имеется следующее определение

идеального. "Идеальное - это материальное, пересаженное в

человеческую голову и преобразованное в ней". В этом определении

заключены два момента образования идеального. Слова

"пересаженное в человеческую голову" указывают на адекватность

воспроизведения, связь идеального с отражением. А слова

"преобразованное в ней" подчеркивают момент творчества в

идеальном. Идеальное, как "материальное, пересаженное в

человеческую голову", не должно представлять собой

горячечного бреда, абсурда субъективной фантазии, но

содержать стороны или элементы, присущие самой

действительности.

Преобразование в голове означает процесс созидания того,

чего еще не было ранее и что могло возникнуть первоначально

лишь в сознании. Именно так можно объяснить сущность

идеального в известном примере: "Самый плохой архитектор от

наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем

строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В

конце процесса труда получается результат, который уже в

начале этого процесса имелся в представлении работника, т.е.

идеально"65. Отличие архитектора от пчелы видится в том, что

человек планирует будущее изменение вещи до того, как приступает

к материальному ее изменению.

Преобразование в идеальное означает отражение предмета в

форме целеполагания, т.е. таким, каким он еще реально не

существовал, но будет существовать в результате практического

преобразования. Следовательно, главное

свойство идеального - это схема деятельности. Идеальное

направлено на изменение образа вещи, а не самой вещи, в

этом образе представленной, и выступает как внутренняя

потребность, как побуждение, как цель. Таким образом, иде-

альное есть особая форма отражения действительности и особая

форма активности субъекта познания, при которой все

изменения осуществляются в субъективном плане и в качестве

таковых направляют и регулируют объективно-реальные

действия человека.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Доказательства существования объективного природно-предметного мира. Оно было | В современной отечественной литературе конкурируют три

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 258; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.