Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Из жизни великих

Протагор из Абдеры (ок. 480- 410 до н. э.) развивал искусство спора; уделяя большое внимание словесному выражению мысли, он классифицировал времена и модальности глагола, систематизировал приемы умозаключения. В книге «О богах» Протагор отрицал возможность познания богов ввиду краткости человеческой жизни и сложности предмета. Протагор был обвинен в безбожии (хотя он утверждал лишь непознаваемость богов), и афиняне изгнали его из города (по другой версии, приговорили к смерти, Протагор бежал, но утонул при побеге). Современные исследователи обнаруживают в процессе над Протагором политические мотивы.

Софизмы, их цели и способы обнаружения классифицировал Аристотель (трактат «О софистических опровержениях»), однако он не проводил различие между софизмами и логическими парадоксами. Изучение законов и нравов различных городов и народов приводило к нравственному релятивизму - отрицанию единого для всех критерия добра и зла, отвержению существования единого морального закона. Согласно анонимным «Двояким речам»: «Болезнь есть зло для больных, для врачей же благо. Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков - благо»

1) учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. школы софистов - философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин 'С.' происходит от греческого слова 'софист' (sophistes - мудрец), которым тогда называли платных учитилей ораторского искусства. Из сочинений софистов практически ничего не сохранилось. Изучение непрямых сведений усложняется тем, что софисты не стремились создать определенную цельную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями. Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный акцент производился на риторику. В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т.д. В античной С. отсутствуют цельные течения. Учитывая историческую последовательность, можно говорить о 'старших' и 'младших' софистах. Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными. Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Известный тезис Протагора 'Человек есть мера всех вещей' трансформировался в идею о том, что каждый человек имеет свою особую истину. Исходными метафизическими являются у Протагора установки, касающиеся характера и способа, каким человек является человеком, 'самостью'; сущностного истолкования бытия сущего; проекта истины как феномена познания; смысла, в каком человек оказывается мерой по отношению к бытию и по отношению к 'истине'. Согласно представлениям Протагора, материя текуча и изменчива, а так как она течет и изменяется, то нечто приходит на место того, что уходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно но возрасту и прочему состоянию тел. Сущность всех явлений скрыта в материи, а материя, если о ней рассуждать, может быть всем, чем она является каждому. Горгий (предположительно 483-375 до н.э.) в сочинении 'О несуществующем, или о природе' пошел дальше, объявив, что 'вообще ничто не существует', в том числе и сама природа. Он доказывал, что бытие не существует, что даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям. В гносеологической концепции 'старших' софистов абсолютизируются субъективный характер и относительность знания. У 'младших' софистов (Фразимах, Критий, Алкидам, Ликофрон, Полемон, Гипподам) С. вырождается в 'жонглирование' словами, в фальшивые приемы 'доказательства' истины и лжи одновременно. 2) (греч. sophisma - измышление, хитрость) - преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение. Различают следующие виды софизмов: а) софизм 'учетверение термина' - силлогическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: в каждом силлогизме должно быть только три термина. Умышленно ошибочное рассуждение строится с использованием нетождественных, но внешне сходных понятий: например, 'Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего'; б) софизм недозволенного процесса - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: термин, не распределенный (не взятый во всем объеме) в одной из посылок, не может быть распределен (взят во всем объеме) в заключении: все птицы имеют крылья; некоторые яйцекладущие имеют крылья; в) софизм собирательного среднего термина - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: средний термин должен быть распределен (взят во всем объеме) по крайней мере в одной из посылок: некоторые люди умеют играть на скрипке; все дипломаты - люди; все дипломаты умеют играть на скрипке.

 

2) Софисты - учителя мудрости (философская школа в древней Греции, 5-6 вв. до н.э.) - выступали как теоретики и философы - педагоги, обучающие граждан философии, ораторскому искусству и другим знаниям. Свою правоту в диспутах они доказывали с помощью «софизмов» - логиче­ских приемов, уловок. Софисты разделялись по группам - ­были старшие софисты и младшие. Их отличало:

3) - критическое отношение к окружающей действительности;

4) - стремление к логике и практике в процессе познания;

5) - неприятие опыта прошлых цивилизаций;

6) - отрицание cтарыx норм, законов и привычек, не дока­занных современным знанием,

7) - субъективизм в оценках и суждениях.

8) Главной заслугой софистов является их критика окру­жающей действительности, а также просветительский ха­рактер их деятельности среди граждан греческих полисов.

9) Первыми, кто обратился к проблеме человека, были со­фисты. Их мнение, что человек только в себе самом может найти истину, четко сформулировал софист Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывае истинным раз и навсегда, ибо человек изменчив.

10) В философии софистов человек становится единственным бытием в отличие от предыдущих времен, когда бытие искалось вне человека. На первый план выходит проблема отношения человека к миру, их постоянное соотнесение. В этом софисты, в том числе и Протагор не избежали крайностей релятивизма (условность и относительность человече­ского познания).

11) Сократ (469-399 гг. до н.э.) - ученик софистов, не при­знавал в рассуждениях его учителей засилье относительно­го, забвение абсолютного, неумение и даже нежелание его поисков. Он превосходит софистов в понимании общего.

12) Сократ не оставил в наследие философских произведе­ний, но вошел в историю как непревзойденный полемист, оратор, философ и мудрец. Значителен его вклад в просве­тительскую деятельность: ведя свои диспуты среди просто­го народа, он затрагивал и пытался дать ответы на злобо­дневные темы того времен, не потерявшие актуальности и по сей день: добро и зло, любовь, счастье, честь, и т.д.

13) Сократ выработал и применял метод «майевтики», бла­годаря которому с помощью логических приемов и наводя­щих вопросов он подводил собеседника к самостоятельному нахождению истины. Метод широко применяется в совре­менном образовании. Его философия основана на нравст­венности. Нравственное можно познать и усвоить, а отсюда - и жить в соответствии с этими знаниями. Он пытается внушить людям понятия об истинно нравственном. Сократ разрабатывает диалектику, которая поможет приобрести людям знания. Диалектика состоит из иронии (спор, диалог) и майевтики (рождение мысли).

 

 

 

14) Сократ совершил коренной переворот в философии. Поняв, что натурфилософия во многом безразлична челове­ку, он по-другому подходит к решению вопроса о природе и содержании человека. Вместо физики он на первое место выводит этику. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее и разумное.

15) Человека от других живых существ отличает наличие души. Душа - это способность человека осознавать, прояв­пять мыслительную активность, быть совестливым и мо­ральным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимался телес­ными упражнениями, а еще больше душевными. Без по­следних нельзя воспитать в себе добродетели, среди кото­рых главные - мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Софисты и софистика. Софистика — учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине V в | Протагор – «человек – мера всех вещей»

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 250; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.