Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ПРОТАГОР
Антология мировой философии В четырех томах. Т. 1. Философия древности и средневковья ЧАСТЬ 1. М.:1969. СОФИСТЫ В ЦЕЛОМ Аристид 46. [Вначале слово] ≪софист≫ было именем, имевшим весьма общее значение... Кажется, что Пла- тон... придал этому имени порицательное значение. Аристотель МеЪарЬ. VI 2. Платон был до известной степени прав, признав небытие за область софистики. В самом деле, рассуждения софистов, можно сказать, больше всего другого имеют дело со случайно данным. Аристотель 8орЬ. е1. I 165. Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная, и софист — [это человек], умеющий наживать деньги от кажущейся, не подлин- ной мудрости. ПРОТАГОР Протагор (у Секста айу. таШ. VI 160). Человек есть мера всех вещей: существующих, что они сущест- вуют, и несуществующих, что они не существуют. Секст РуггЬ. Ьуро1. I 216 — 219. Протагор... мерой называет критерий, вещами же — дела (то, что де- лается) ; таким образом, он утверждает, что человек есть критерий всех дел: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют. И вследст- вие этого он принимает только то, что является каж- дому [отдельному человеку], и таким образом вводит [принцип] относительности... {Протагор] говорит, что материя текуча и при те чении ее беспрерывно происходят прибавления взамен убавлений ее и ощущения перестраиваются и изменя- ются в зависимости от возрастов и прочих телесных условий. Он говорит также, что причины всего того, что является, лежат в материи, так что материя, по- скольку все зависит от нее самой, может быть всем, что только является всем [нам]. Люди же в различное время воспринимают по-разному, в зависимости от раз- личий своих состояний. А именно тот, кто живет по природе, воспринимает то из заключающегося в мате- рии, что может явиться живущим по природе, живу- щим же противоестественно — то, что [может являть- ся] живущим противоестественно. И совершенно то же самое учение дается и в отношении возрастов, и отно- сительно сна или бодрствования, и о каждом виде со- стояния [человека]. Итак, согласно его учению, крите- рием существующего является человек. Ибо все, что представляется людям, то и существует... Итак, мы ви- дим: и [в своем учении] о текучести материи, и [в уче- нии] о том, что причины всех явлений лежат в материи, он держится догматических взглядов. Секст асгу. таШ. VII 60. [Протагор] говорил, что все продукты воображения и все мнения истинны и что истина принадлежит к тому, что относительно, вслед- ствие того, что все явившееся или представившееся кому-нибудь существует непосредственно в отношении к нему. Платон Сга1у1. 385 Е. [Протагор говорил], что мера всех вещей есть человек, то есть какими вещи явля- ются мне, таковы они и суть для меня, а какими [они являются] тебе, таковы они для тебя. Протагор (у Платона ТЬеае*. 166В—167В). В са- мом деле, я утверждаю, что истина такова, как я ее описал; а именно [что] каждый из нас есть мера су- ществующего и несуществующего. И действительно, бесконечно один [человек] от другого различается этим самым, так как для одного существует и является одно, для другого другое. Но я далек от того, чтобы не признавать мудрость и мудрого человека. Напротив, именно того я и называю мудрым, кто, если с кем-ни- будь из нас случится кажущееся и действительное зло, сумеет превратить его в кажущееся а действитель- ное добро. А я думаю, что [человека], имевшего в дур- ном (поврежденном) состоянии души соответствующие этому самому [состоянию] мнения, [то есть] дурные мнения, [вернувшееся к нему] хорошее состояние сде- лало имеющим иные таковые, [то есть хорошие, мне- ния]. Последние представления некоторые по незнанию называют истинными, я же признаю лишь одни мне- ния лучшими, чем другие, но отнюдь не более истин- ными. Диоген Лаэртский IX 51. [Протагор] первый сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу... И [еще он говорил], что все истинно. Аристотель ВпеЪ. II 24. Это есть ≪делать слабейшую речь сильнейшей≫. И поэтому справедливо вызывает негодование у людей объявление (профессия) Прота- гора. Ибо [его дело] есть ложь и не'истина, но кажу- щееся правдоподобие, и [ему нет места] ни в одном искусстве, кроме как в риторике и эристике. Протагор (у Евсевия Ргаер. еуап§. XIV 3,7). О бо- гах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать [это]: и неясность [вопроса], и краткость человеческой жизни. ГОРГИЙ Исократ 10, 3. В самом деле, разве кто-нибудь мог бы превзойти Горгия, дерзнувшего говорить, что ни- что из существующего не существует? Исократ 15,268. Горгий же [учил, что] совершенно нет никакого бытия. Аристотель НЬе*. III 18. Горгий правильно гово- рил, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же — серьезностью. Секст айу. таШ. VII 65. Из той же самой группы [философов] Горгий Леонтинский предводительствовал отрядом отрицавших критерий [истины] на основании иных соображений, чем [какие были] у Протагора и его последователей. А именно в сочинении, носящем заглавие ≪О несуществующем, или О природе≫, он устанавливает три главных положения, непосредст- венно следующих одно за другим. Одно [положение] — именно первое —[гласит], что ничто не существует; второе — что если [что-либо] и существует, то оно не- познаваемо для человека; третье — что если оно и по- знаваемо, то все же по крайней мере оно непередава- емо и необъяснимо для ближнего. ПРОДИК Платон ЕггЙпа. 277 Е. Сперва, как говорит Продик, следует изучить [учение] о правильности имен. Цицерон Ае па1. (1еог. I 37, 118. Продик... сказал, что те предметы, которые были полезны для жизни людей, были занесены в число богов. Секст айу. ма*Ь. IX 18. Продик же Кеосский гово- рит: ≪Солнце, луну, реки, источники и вообще все, что полезно для нашей жизни, древние признали богами вследствие получаемой от них пользы, подобно тому как египтяне обоготворили Нил≫; по этой-то причине хлеб был признан Деметрой, вино — Дионисом, во- да — Посейдоном, огонь — Гефестом и вообще каждая из употреблявшихся на пользу людям вещей [была подобным образом обоготворена]. Фемистий Ог. 30. [Продик] всякое священнодействие у человека, и мистерии, и таинства ставит в связь с благами земледелия, считая, что отсюда появилось у людей и [самое] представление о богах, и всяческое благочестие.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 238; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |