Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Историософия П. Чаадаева

П.Я. Чаадаев (1794-1856) – один из наиболее ярких русских мыслителей. П. Чаадаевым был сформулирован ряд проблем философии человека, социальной истории, оказавших впоследствии влияние, как на западников, так и славянофилов. Он впервые связал вопросы сознания, культуры и смысла истории в единую проблему человеческого бытия, которое имеет иерархическую структуру. На вершине этой иерархической лестницы расположен Бог. Ступенью его эманации является всеобщее сознание. Следующая ступень – индивидуальное сознание. Низшим уровнем является природа как феномен человеческого восприятия и деятельности.

Культурно-исторический процесс имел для П. Чаадаева сакральный характер. Основную роль в развитии общества играет Божественное откровение. Значение развертывающейся в веках истории – универсально и абсолютно, потому что в ходе ее, несмотря на все трагические противоречия, происходит созидание «совершенного строя на земле – Царства Божия». В истории присутствует подлинный религиозно-нравственный прогресс, поэтому главным средством установления справедливого устройства является религиозное воспитание, руководимое Мировой Волей и Всевышним Разумом. Его историософия основана на концепции провиденционализма, для него несомненно существование «божественной воли», ведущей человечество «к его конечным целям». Для будущего «Царства Божьего» свойственны равенство, свобода и демократия.

Исторические воззрения Чаадаева тесно связаны с его критикой России, которая, по его мнению, выпала из того исторического пути, которым шел христианский Запад. Правда, в конце 40-х гг. в его оценках произошли изменения. Он пришел к выводу, что, напротив, все недостатки России могут послужить залогом ее величия, ей еще предстоит сыграть всемирно-историческую роль в будущем.

Тем не менее, Чаадаев до конца жизни оставался убежденным западником. Идея Запада призвана создать направление и пространство перспектив для движения национального целого России, т.е. для ее «осмысленной» истории. Запад, у Чаадаева, как эталон цивилизации не есть реально существующий конгломерат национальных государств, жизненных укладов, социальных норм, а является символом позитивного человеческого существования, никогда реально не достижимого, под который нельзя подставить никакую конкретную культуру. И этот вывод П. Чаадаева надолго остался «соблазном для западников, безумием для славянофилов».


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Основные этапы развития русской философии | Славянофильство и западничество

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 212; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.