Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




У Л. Толстого и Ф. Достоевского

Основные темы размышлений Л.Н. Толстого (1828-1910) – смысл жизни, смерть и бессмертие, вера и неверие человека, живущего в культуре. Продолжением и развитием этих проблем выступают отношения между человеком и государством, религией и нравственностью, культурой и государством и др.

Философия Л. Толстого наднациональна и надправославна.

Справедливое общество может возникнуть в процессе нравственного совершенствования каждого человека. Нравственные идеалы и нормы для этого человек должен черпать из религии. Для этого Толстой проанализировал все основные мировые вероучения, отобрав из них моральные рекомендации, укладывающиеся в единую систему.

Главное зло для человека заключается в насилии, господствующем в мире и рождающем новое насилие, необходимо разорвать этот порочный круг «непротивлением» и перенести внимание человека на свое нравственное развитие. Реализация этой задачи возможна только в обществе, где нет государства, власти.

Бог у Толстого – это осознание человеком в самом себе любви и добра. Жизнь – это путь к благу, где ориентирами являются удовольствие и страдание. Конечная цель жизни человека скрыта и только религиозная вера (увеличение любви внутри себя) показывает, что он исполняет Божье дело. Для этого достаточно следовать трем рекомендациям: не делать никому насилия и не готовиться к нему; не участвовать в насилии; не одобрять насилие.

Ф.М. Достоевский (1821-1881) интуитивно выразил то, к чему пришла современная философия. Нерасторжимую целостность человека нельзя выразить формами научного языка, она требует и образного стиля мышления. Произведения Достоевского есть одновременно и философские трактаты, требующие философской интерпретации. Он исследует человека, проблему человеческого сознания, его социальную детерминированность и иррациональность, истоки которой – в неизвестных глубинах сознания, факторах природного космоса, влияющих на него.

Человеческая душа сложна: у одних людей доминирует рассудок, и в этом случае оправдывается любое действие – от преступления до насильственного облагодетельствования; у других на первый план выходят воля и плотские желания. В обоих случаях вседозволенность делает этих людей опасными, безнравственными. Но есть избранные люди – цельные, чистые, с верой в душе. Именно религиозная мораль может выступать истинным показателем человеческих душ, вести к совершенствованию на основе личного нравственного очищения, в отличие от нерелигиозного рационального отношения к миру, которое провоцирует вседозволенность и аморализм. Он не признает солидарности в грехе, допущения страдания невинных детей, безысходности униженных и оскорбленных.

Носителем религиозно-нравственных идеалов является народ. Достоевский показывает, что человек не есть совокупность того, что в нем уже есть. Наоборот, человек есть то, чем он может стать усилием собственного сознания и воли на пути самосовершенствования.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Философия всеединства В. Соловьева | Нравственно-религиозный поиск в русской философии

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 151; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.