Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философской мысли Беларуси

Первоначально следует обратить внимание на те трудности, которые стоят сегодня на пути разработки всеобщей историко-философской концепции возникновения и развития белорусской философии. Во-первых, трудности гносеологического характера. Дело в том, что широкий взгляд на явления духовной культуры (и философию в том числе), в их историческом развертывании вырабатывается постепенно через преодоление изолированного и обособленного рассмотрения отдельных сторон, этапов историко-философского процесса, а в нем еще множество «белых пятен». Во-вторых, трудности конкретно исторические, обусловленные реальными обстоятельствами социально-экономической, политической и в целом культурной жизни народа, уровнем развития его общественного и национального самосознания, ступенью его истинной суверенности как самостоятельного субъекта социально-культурной деятельности и творчества. И сегодня не снимается с повестки дня задача доказать как реальность существования белорусской национальной культуры в целом, так и своеобразие отечественной философской мысли. На этом пути нас ожидают два больших крайних течения в обосновании историко-философского и в целом историко-культурного процессов. Первое – это концепция «европоцентризма», которая идет еще от Гегеля. Согласно ей, существуют «философские» народы (способные к философскому мышлению) – преимущественно немцы, французы, англичане - и «нефилософские». К последним, вместе с народами Китая, Индии, арабских стран, приверженцы «европоцентризма» относят и восточнославянские народы, в т.ч. белорусский. Например, издатели 8-томной «Философской энциклопедии» – одного из самых авторитетных собраний западного мира в области истории философии – на страницах своего труда не нашли места ни для одного из виднейших представителей философской мысли Беларуси. В то же время здесь множество статей, посвященных учениям разных микрофилософов Англии, Франции, Германии и т.д. Рассматривая теории «европоцентризма», следует осознавать, что каждая национальная культура – это великое общечеловеческое богатство, бережное отношение к которому является основой будущего расцвета общества.

Вторая крайность – отрицание белорусской философии с точки зрения растворения ее в русской и (или) польской, и (или) литовской философии. Особенно сильной является русофильская традиция, берущая свое начало от организационно оформленного в середине XIX века официозного направления общественной мысли, так называемого «западного русизма», идеологи которого всеми средствами пытались доказать, что белорусской нации и тем более, белорусской философии не существует, как никогда не существовало и белорусского народа со своим языком, культурой. Очень редко крайности бывают близки к истине, тем более, когда это касается сферы духовной культуры целого народа. Если первое утверждение попахивает расистской идеей «избранности» народов, отрицанием того, что все народы вносят свой вклад в мировую культуру, то второе – результат исторической судьбы белорусов, результат долгого умалчивания достижений отечественной философии и обыкновенного невежества. Таким образом, как нельзя трактовать историко-философский процесс как историю только материализма, или только идеализма, так нельзя выделять в истории мировой философии тот или иной народ, государство и умалчивать остальных. Философская мысль Беларуси по своему вкладу в мировую философию не может претендовать на уровень античной философии или немецкой классики. Это мысль молодого еще этноса, нации, но не видеть или преуменьшать значение белорусской философской мысли в общем течении мировой философии также нельзя.

Своеобразие и значение философской и общественной мысли Беларуси среди других народов в той исторической судьбе, которая выпала на долю белорусов. Это своеобразие обусловлено тем, что территория Беларуси явилась местом столкновения и синтеза разных (Восток и Запад) культур, а также теми обстоятельствами, что здесь столкнулись различные политические системы, оказавшие воздействие на ход развития белорусской культуры и ее теоретического стержня – философии. Отсутствие у белорусов на протяжении целого ряда веков государственной и культурной самостоятельности, вытеснение белорусского языка сначала польским, а затем русским в литературной, научной и официальной сферах – все это наложило свой отпечаток на те формы, в которой развивалась белорусская философия. Эти обстоятельства нельзя не учитывать при выделении источников исследования: далеко не всегда они представляют собой стройную законченную систему четкими дефинициями основных понятий и разработанной системой категорий. Тем более, что особенностью источников истории белорусской философии является их полилингвистический характер. Начиная с X столетия, территория современной Беларуси последовательно входила в состав Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской империи. Одновременно менялся государственный язык и язык науки. Поэтому в X-XII вв. мы встречаем преимущественно источники на древнеславянском языке, а в XIV-XVI вв. - на древне- белорусском и латыни, в XVII и первой половине XIX вв. – на польском, латыни и частично на белорусском, и только во второй половине XIX – начале XX вв. на первое место выступает белорусский и русский язык, хотя еще и встречаются источники на польском и латинском языках.

В целом, для становления и развития философской мысли Беларуси характерен драматизм и противоречивость, которые были не только результатом коллизии «старое-новое» в области мировоззрения. Достаточно существенной является сама проблема: Восток-Запад, проблема встречи и противостояния разных культур, противостояния, придавшего окраску трагичных тонов многим годам существования белорусской философской мысли (деятельность ордена иезуитов, гибель ренессансной философии и господство схоластики, казнь К. Лыщинского и т.д.). Это объясняется не только общественно-политическими обстоятельствами, но и анализом истоков и внутреннего состояния духовной культуры в целом.

У истоков духовной культуры белорусов – аккумуляция ценностей многих культур, постоянный, интенсивный и плодотворный процесс взаимовлияния культур Востока и Запада, из чего следуют ассимилятивные возможности культуры, толерантность, терпимость в характере нации. И как оборотная сторона – драматизм и противоречивость развития, которые приводили в философии к прерыванию традиций, эклектизму, обезличиванию белорусской философии, низкопоклонству перед чужим, самоотрицанию. Но ассимилятивные возможности в духовной культуре обеспечили (и будем надеяться, обеспечат в дальнейшем) выживание и сохранность белорусской философской мысли, ее взлеты, как, например, творчество белорусских философов эпохи Возрождения.

Давняя аккумулятивная и ассимилятивная традиция в духовной культуре Беларуси заложена в самих истоках этой культуры как поля взаимопроникновения самых разных культур. Это обусловлено геополитическим положением (сердце Европы) и особенностями этногенеза (ассимиляция славянских, балтских и коренных племен), долгим сосуществованием язычества и христианства, терпимостью к верующим католикам и т.д.

С установлением первых форм государственности в исторических условиях белорусских земель достаточно сильно укоренилась идея книжности и знаний.

Принятие христианства требовало перестройки раннего языческого миропонимания: представлений о мире, природе, истории человеческого рода. В это время переводили и переписывали множество книг: библейскую литературу, работы Римской и Византийской патристики, летописи, хроники. Самоотверженная деятельность святой Ефросиньи Полоцкой (1104-1167 (72)) и ее знаменитых современников Кирилла Туровского и Климента Смолятича обусловила высокий культурный подъем на земле наших предков. Мировоззрение этих людей основано на христианской философии. Вместе с тем в их аргументации сущности Мира-Бога есть много из народного, языческого дуализма света и тьмы: Бог – источник света и красоты, дает жизнь и добро; Дьявол – источник тьмы, зла, враждебности и смерти.

О просветителе середины XII в. Клименте Смолятиче летописец сообщает как о книжнике и великом философе, который, однако, должен был оправдываться перед ортодоксами, утверждая, что знания Гомера, Платона и Аристотеля необходимы для более глубокого понимания Священного писания. В рукописном послании Климента Смолятича пресвиторуФоме есть определение философии: «Философия есть познание сущего, так называемое познание природы сущего». И еще: «Философия есть познание божественных и человеческих вещей, т.е. видимого и невидимого».

Само философствование осуществлялось в древнебелорусской культуре как на основе логических выводов, так и в значительной степени на основе утверждений эстетического характера, для чего широко использовались возможности красноречия. Талантом красноречия прославился просветитель и философ Кирилл Туровский. В своих «Словах», «Поучениях» он объединял понятия святости, истины, красоты, называя солнце, свет, золото, драгоценные камни, цветы и, наконец, животворящую весну видимыми символами абсолютной истины – Бога (натурфилософия - христианство). Кирилл Туровский и Ефросинья Полоцкая последовательно боролись за победу христианства, но не были сторонниками безжалостного преследования соотечественников-иноверцев, наоборот, они приспосабливали христианство к потребностям людей. Христианская и языческая культуры не исключали одна другую полностью, а развивались путем наложения «нового на старое». Как передовые люди своего времени Ефросинья и Кирилл активно воздействуют на общественную жизнь своих княжеств и всех восточных славян. Как философов, их внимание привлекали вопросы взаимоотношений Бога и Мира, Бога и человека, веры и знаний, души и тела.

Этот начальный этап аккумуляции богатых культурных традиций Востока и Запада, идей и достижений древнерусского периода достаточно широк как в содержательном, так и во временном аспекте. Хронологические рамки начального этапа формирования своеобразной формы белорусской философской мысли очерчиваются с достаточной степенью вероятности и включают в себя также целую культурно-историческую эпоху становления белорусской народности в XIV-XVII вв. (древнебелорусская культура). Именно в эту эпоху проявились ренессансные и гуманистические тенденции в области философии (XVI-XVII вв.). Периодизация истории философии Беларуси должна учитывать эту историческую особенность. Поэтому мы предлагаем следующую периодизацию истории философской мысли Беларуси, исходя из специфики ее содержания в ту или иную эпоху, ее основных проблем и характера их решения:

1.Начальный период формирования своеобразной формы белорусской философской мысли от истоков (X-XIII вв.) до оригинальной философии эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.).

2.Философия периода Контрреформации (конец XVII-середина XVIII вв.) и век Просвещения (конец XVIII – начало XIX вв.).

3.Философия эпохи формирования белорусской нации (середина XIX- начало XX вв.).

4.Современный период (с XX в.).

В истории философской мысли Беларуси, как и в самой белорусской истории, еще много «белых пятен», но каждый из этих периодов развития философской мысли отражает характерные черты культуры Беларуси в целом.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Философия русского космизма | Философская мысль эпохи Возрождения в Беларуси

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 700; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.