Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Революционный демократизм XIX в

Развитие философской мысли в Беларуси середины XIX и начала XX ст. имеет свои особенности, с одной стороны доминирующее значение белорусского революционного демократизма как выразителя интересов широких кругов населения, а с другой – в профессиональной философии, идей «нового религиозного сознания».

Основной проблемой революционного демократизма была крестьянская проблема: освобождение крестьян, передача в их руки всей земли и как результат этого – изменение всей общественной и политической системы на демократических началах. Своеобразие белорусского революционно-демократического движения определялось теми обстоятельствами, что в Беларуси все отмеченные выше проблемы были неразрывно связаны с проблемой национального освобождения народа. Такая постановка вопроса отвечает реальной ситуации, которая сложилась в результате своеобразия исторической судьбы белорусского народа. Отсутствие на протяжении долгого времени национальной государственности и национальное угнетение привели к тому, что господствующее сословие и чиновники в значительной степени денационализировались, перешли на сторону господствующих наций. Только крестьянство и в целом трудовые слои населения явились той реальной силой, на основе которой в XIX ст. началось формирование белорусской нации. Естественно поэтому, что здесь национальные и крестьянские проблемы в некотором смысле совпадали.

Второй особенностью революционно-демократической мысли в Беларуси является то, что здесь ее подъем попадает не на вторую половину XIX ст., как это было в России, а на начало XX века. Дело в том, что в так называемом «Северо-Западном крае», который являлся на протяжении многих столетий ареной борьбы Польши и России, царизм проводил колониальную политику со всеми ее результатами – экономической и культурной отсталостью, отсутствием кадров национальной интеллигенции, составляющей основной контингент «разночинцев» и т.д. К тому же подавление восстания в 1863г. в Беларуси и репрессии после него подорвали развитие белорусской революционно-демократической мысли.

Процесс этнокультурной консолидации белорусского народа, развитие его национального самосознания четко проявился уже в ходе освободительного движения первой половины XIX века еще в рамках шляхетской революционности, которой были свойственны глубокие демократические стремления (Ф.Савич). Несколько позже, во второй половине столетия, утверждение суверенных прав белорусского народа как субъекта истории и культурной жизни составит глубинную основу деятельности выдающихся представителей национального возрождения революционных демократов К. Калиновского и Ф. Богушевича, Я. Лучины, и будет продолжено в начале нашего столетия Я. Купалой, Я. Колосом, Теткой, М. Богдановичем, М. Горецким и др.

Если попытаться определить философские проблемы в литературном и публицистическом творчестве этих представителей национального возрождения, то, безусловно, это проблема взаимоотношений человека, личности и общества, общего (целого) и единичного (особенного). Решительно отрицая иллюзорный в условиях эксплуататорского общества принцип «всеобщего добра», который только прикрывал корыстные интересы имеющих власть, революционные демократы исходили из существующего несовпадения интересов и потребностей реального человека (и всех людей труда) и эксплуататорского общества, связывали решение этого противоречия с уничтожением несправедливого общественного строя. Реальное осуществление принципа всеобщего добра видели в единстве всех людей труда, объединенных общей целью – достижение социальной и национальной свободы трудового народа. Поэтому и проблема общего и особенного (единичного) у революционных демократов получает свою определенность как проблема взаимоотношений народ-человек, трудовой народ и представитель, выразитель его интересов.

В решении этой проблемы революционные демократы исходили из определяющей роли принципа общего народного блага. При этом для революционного демократизма в Беларуси характерен поиск такой формы выражения существенных, социальных и духовных интересов народа, которая бы органично включала в себя интересы и потребности человека труда. Вместе с тем в процессе формирования революционного демократизма видны значительные изменения в осмыслении богатства и неоднозначности взаимосвязи общего и особенного. Свойственное К. Калиновскому механистическое совпадение общего и единичного, стремление к гармоничному их соединению сменяется у Ф. Богушевича отходом от первоначального взгляда на человека как обще-абстрактного представителя трудового народа. У Ф. Богушевича плоскость классовой характеристики подкрепляется внутренними, социально-психологическими определениями, что вело к преодолению однозначно-механистического понимания взаимоотношений общего и единичного.

Существенно новые черты в трактовку этой проблемы внесли Я. Купала и Я. Колас. Это было связано, прежде всего, с широкой разработкой индивидуально-психологического аспекта проблемы человека, что отражало и фиксировало важные процессы формирования самосознания личности в среде трудового народа. Это привело к новому пониманию свободы как явной характеристики человека. Просматривая проблему свободы трудового народа через призму свободы человека, Купала показал, что наступление новой жизни зависит от того, насколько каждый сможет вытравить из себя раба, почувствует гордость “людзьмі звацца”. Однако Купала предупреждает, что отстаивание каждым только личных интересов – даже если они являются символом свободы – не ведет к реальному освобождению. Только широкая общая идея – идея социальной и национальной свободы всего трудового белорусского народа – может объединить всех людей труда и привести на путь новой жизни.

Если у Купалы основное значение имеет идея свободы народа и человека, то в творчестве Я. Коласа получает осознание идея величия, жизненности творчества силы народа, вечности его бытия.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Новое время и Просвещение на Беларуси | Развитие современной белорусской философии

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 263; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.