Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Действующие силы репетиции
Все участники репетиции являются ее действующими лицами, независимо от занятости в репетируемой сцене. Организует и направляет репетиционное действие режиссер – руководитель самодеятельного коллектива. Режиссер побуждает коллектив к творческому действию, требует внутренних преодолений, переоценок, поисков. Участники репетиции реагируют на режиссерские задания ответными действиями в свою очередь воздействуя на режиссера. Участники коллектива действуют на репетиции как отдельные личности и как группы объединенные общим стремлением. Общим делом театра является постановка спектакля, поэтому в треугольника человеческих связей «режиссер – коллектив театральная личность» мы должны поставить драматическое произведение, а автора, который становится необходимым участником репетиционного общения, побудителем репетиционного творчества. Автор посредством произведением, пьесой. Проникновением участников репетиции в мир пьесы открывает жизненную энергию поэтической идеи автора, вызывает АВТОРСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ТЕАТР, сила которого прямо зависит от нравственной активности УЧАСТНИКОВ РЕПЕТИЦИИ. Чтобы проникнуть в мир пьесы нужно жить сегодняшними жизненными проблемами и искать новые авторской идеи со своими собственными мыслями и поступками. Но репетиционное действие ведёт и организует режиссёр. режиссёрского действия не может возникнуть и авторское воздействие на театр. Поэтому художественный процесс репетиции мы должны представить как тройное взаимодействие: Режиссер – автор – коллектив. Режиссер – автор – личность. Таким образом, художественное авторско-режиссёрское действие охватывает и связывает между собой весь творческий процесс репетиции. Его сердцевиной, генератором творческой энергии репетиции становится общая гражданская и нравственная СВЕРХЗАДАЧА АВТОРА И ТЕАТРА. Как только репетиция уходит от общей жизненной сверхзадачи, отрывается от пьесы, от авторской идеи, позиции театра, сразу теряется жизненная основа творческого процесса, нарушается единство системы связей, возникают репетиционные конфликты, приобретающие нетворческий, потребительский характер. И тогда режиссеру необходимо снова вернуть участников репетиции к автору, к общественным и нравственным проблемам жизни, ради которых театр ставит спектакль. Основные моменты режиссуры репетиционного действия ЗАМЫСЕЛ РЕПЕТИЦИИ занимает особое место в связи с особенностями работы самодеятельного театра. Очень часто мы не имеем замысла репетиции. Вернее, имеем, но только в той части, которая связана с работой над пьесой. А сложность работы режиссёра народного театра заключается в том, что процесс постановки спектакля нерасторжим с процессом формирования коллектива. Каждая репетиция – часть единого процесса создания спектакля и самодеятельного коллектива, и режиссёру важно видеть перспективу работы, её дальнюю общественную и художественную цель, в зависимости от которой определяются задачи очередной репетиции. В то же время участники предстоящей репетиции ждут от режиссёра активного отклика на события и проблемы, сегодня волнующие общество, коллектив театра. Они ждут новой, увлекательной художественной задачи, ответа на вопросы, возникшие на предыдущей репетиции. Определяя сценические и воспитательные задачи предстоящей репетиции, режиссёру нужно учитывать: Ø - опыт прошлой репетиции (вопросы, противоречия, проблемы, которые она обнаружила); Ø - события общественной жизни, происшедшие в мире, в нашей стране, в городе и требующие гражданского отклика; события культурной жизни, искусства, театра; Ø - общественные задания коллективу от Дворца культуры, клуба, общественных организаций, предприятия, города; Ø - проблемы внутренней жизни коллектива. Во всем этом многообразии жизненных обстоятельств нужно выбрать те факты и проблемы, которые требуют активного отношения коллектива, его ответных действий. Следующий вопрос, который ставит перед собой режиссёр, - как связать эти главные жизненные факты с постановкой спектакля, сценическими задачами репетиции. Ответ на этот вопрос и будет ЗАМЫСЛОМ РЕПЕТИЦИИ, где прежде всего важно определить для себя первый режиссерский ход, с чего начать. Как сразу заинтересовать всех, вызвать активный отклик? В рождении предварительного замысла репетиции важное значение имеет личное отношение режиссера к событиям, происходящим в окружающей жизни, его личная потребность передать воспитанникам свою оценку взволновавшего жизненного факта, актуальной проблемы. Активность репетиционного замысла зависит прежде всего от жизненной активности самого режиссера, от его участия в театральной и общественной жизни. Реальная жизненная ситуация репетиции далеко не всегда совпадает с предположениями режиссера. Он не может знать всех фактов производственной и личной жизни участников, которые влияют на их отношение к общей работе. Первый показатель состояния коллектива – явка участников на репетицию. Кто не пришел сегодня? По каким причинам? Кто опаздывает? Кто не готов к репетиции?.. При встрече режиссера с участниками выясняются УСЛОВИЯ сегодняшней репетиции, т.е. идет ПРИСТРОЙКА режиссера к состоянию коллектива, к реальной обстановке, к жизненной ситуации репетиции, которая может изменить первоначальный замысел. Что же такое - ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ РЕПЕТИЦИИ? Эта ситуация • порождается, как правило, противоречием, возникшим между общественными, художественными задачами театра и состоянием коллектива, отношением его участников к общему делу. В многообразии жизненных ситуаций мы можем выделить условно три основных вида: 1.ОБЩЕСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ. Противоречие возникает между общественной потребностью и готовностью участников коллектива выполнить общественное задание. Общественную ситуацию создают события, которыми живет сегодняшний мир, страна, город, село, производственный коллектив. Это все, что волнует людей в окружающей жизни, ждет от них ответа, отклика, решения, активного поступка. В этом многообразии жизненных проблем нужно особо выделить те факты, те жизненные события и конкретные общественные дела, которые необходимо выполнить самодеятельному коллективу. Например, необходимость участия в городском или клубном общественном мероприятии, выезд на гастроли, выступление на агитплощадке и т.д. 2. СИТУАЦИЯ ТЕАТРА. Противоречия возникают во внутренней жизни коллектива. Они могут быть вызваны отношением участников к гражданским, к этическим принципам коллективного самодеятельного творчества, к решениям общественного Совета театра, взаимоотношениями режиссера и коллектива, несоответствием уровня творческого процесса потребностям его участников, художественных задач и творческих возможностей и т.д. 3. СИТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - противоречия между личными стремлениями и интересами общего театрального дела. Они вызываются отношением личности к событиям общественной жизни, своего производственного коллектива, к событиям своей жизни, личным отношением к уровню творческой работы, к своей роли в ней, отношением к режиссеру, к отдельным участникам коллектива, к установленным нормам творческой дисциплины и этики.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 176; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |