Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
…есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество. Сократ …если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком». Кант Сила философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи. Цицерон Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Декарт Как прекрасен этот божественный огненный порыв, вдохновляющий тебя на поиск сути и смысла всех вещей и явлений! Продолжай упражняться в нем столько, сколько могут выдержать твоя душа и твое тело. Продолжай укреплять его, даже если на первый взгляд тебе покажется, что он ни на что не годится, даже если вульгарные люди назовут его лишь красивым пустословием. В противном случае Истина ускользнет из твоих рук и покинет тебя. Делайте это, пока вы молоды, ибо потом может случиться, что этот огненный импульс покинет вас, и вы навсегда утратите его. Платон
«Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней», – писал Вильгельм Виндельбанд. «Нужно получше разобраться в том, что скрывается за привычным словом «философия», чтобы затем ответить на вопрос, «почему» люди философствуют», писал испанский философ и публицист Хосе Ортега-и-Гассет. Как сообщает Диоген Лаэртский, философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней – «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] – это просто тот, кто не владеет мудростью, но стремится к ней, не знает всей истины, но хочет узнать. Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», это Гераклит: «Очень много должны знать мужи-философы». Традиционно, во всех учебниках и словарях, этимологическая расшифровка древнегреческого термина φιλοσοφία (философия) даётся как «любовь к мудрости». Однако буквальный перевод даёт варианты: φιλία – любовь, стремление, жажда; σοφία – мудрость, знание, искусство, талант.
(1) Из имеющихся вариантов, попытайтесь дать свой перевод термина с обоснованием его отличия от хрестоматийного.
________________________________________________________________ ________________________________________________________________
(2) Итак, философы любят мудрость, стремятся к ней, и отличаются от всех других каким-то особым образом жизни [1]. Однако, что побуждает людей философствовать? Ещё Аристотель размышлял на сей счёт, полагая, что причиной всему – удивление, вызванное недоумением.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________
(3) А что такое мудрость? – В словаре С. И.Ожегова читаем: «Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Устанавливая причины и начала, – «наука о которых есть мудрость», – Аристотель знакомит нас с мнениями, какие имелись в ту пору о мудром. Во-первых, отмечает философ, «мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности». Во-вторых, к мудрым причисляли тех, «кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека...». В-третьих, «более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин...». В-четвёртых, «из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради неё самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из неё пользы», а в-пятых, «та, которая главенствует, – в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять...».
Спустя века, в философии Нового времени, у Декарта, мы вновь находим отождествление занятий философией с постижением мудрости. Итак, картезианец рассматривает, какой ступени мудрости достигают современные ему науки. «Первая ступень содержит только те понятия, которые сами по себе настолько ясны, что могут быть приобретены и без размышления. Вторая ступень охватывает всё то, что даёт нам чувственный опыт. Третья – то, чему учит общение с другими людьми… на четвёртом месте, чтение книг… как бы вид общения с их творцами». На пятую ступень мудрости поднимаются лишь те великие люди, которые во все времена пытались отыскивать «первые причины и истинные начала, на основе которых можно было бы объяснить всё доступное для познания».
(4) Итак, перед нами пять черт «мудрого», по Аристотелю и пять ступеней «мудрого», выделенных Декартом, – какие из них обладают особой педагогической значимостью и в чём она [2]?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мишель Монтень выделил ещё один признак «мудрого»: «Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело. Царящие в ней покой и довольство она не может не излучать вовне; она не может равным образом не переделать по своему образу и подобию нашу внешность, придав ей, соответственно, исполненную достоинства гордость, веселость и живость, выражение удовлетворенности и добродушия. Отличительный признак мудрости – это неизменно радостное восприятие жизни…». – Явный признак оптимистического мировоззрения, однако, есть и другое, – А. Шопенгауэр, например, рисовал наш мир обителью страданий, а оптимизм называл «поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества».
(5) Чья точка зрения Вам ближе? Что, на Ваш взгляд, может служить достаточным основанием правоты одного из них, обоих или никого?
________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _______________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _______________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
У Святого Августина читаем: «Филокалия и философия названы почти одинаково, и они хотят казаться как бы родственными друг другу и суть таковы. Ведь что такое философия? Любовь к мудрости. Что такое филокалия? Любовь к красоте. А что такое мудрость? Разве она не есть истинная красота?».
(6) Объясните, что, на Ваш взгляд, значит истинная красота мудрости? ________________________________________________________________ Платон, устами великого Сократа, в одном из своих диалогов сказал: «воздержанны и мужественны те, кто достойным образом стремится к познанию…».
(7) И впрямь, подчас требуется немало мужества, чтобы быть в состоянии сдерживать себя… Приведите основания для этого вывода применительно к себе и своим современникам. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
«Философский язык вообще очень изменчив, вполне своеобразен, весьма труден, понятен только для самого философа», – писал Шлегель. Правда, он справедливо относил это к достоинствам (!) философского языка. «…в качестве необходимого условия понимания какого-либо философского языка нужно, во-первых, философствовать самому, а во-вторых, вполне изучить язык каждой философии. В-третьих, для этого необходимо множество ученых познаний; в-четвертых, чтобы верно и непартийно судить о целом, нужно очень точно ознакомиться с принципами и мнениями каждого философа, собственно написать историю духа каждой философии в его развитии, происхождении, формировании его идей и мнений и конечном результате или, если такового нет, указать причину этого и исследовать ее. Это предполагает, правда, обладание всей полнотой произведений, в которых изложена система философии. Нужно обозреть ее во всем ее объеме, ибо философия понятна только в целом. Система, в которой недостает хотя бы одной части, имеет почти столь же малую ценность для историка, как и просто фрагмент из всей системы».
Сравните с тем, что писал Ортега-и-Гассет: «Философию нельзя читать – нужно проделать нечто противоположное чтению, т. е. продумывать каждую фразу, а это значит дробить ее на отдельные слова, брать каждое из них и, не довольствуясь созерцанием его привлекательной наружности, проникать в него умом, погружаться в него, спускаться в глубины его значения, исследовать его анатомию и его границы, чтобы затем вновь выйти на поверхность, владея его сокровенной тайной. Если проделать это со всеми словами фразы, то они уже не будут просто стоять друг за другом, а сплетутся в глубине самыми корнями идей, и только тогда действительно составят философскую фразу. От скользящего, горизонтального чтения, от умственного катания на коньках нужно перейти к чтению вертикальному, к погружению в крохотную бездну каждого слова, к нырянию без скафандра в поисках сокровищ».
(8) Итак, необходимые условия понимания философии названы. Продумайте педагогическую значимость каждого из них.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Философское знание – знание целостности.
(9) Перечислите его особенности.
_______________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Философия – один из способов решения мировоззренческих проблем. Первым ввёл понятие «мировоззрение» Иммануил Кант.
(10) Мировоззрение – это
_______________________________________________________________
Мировоззрение включает обыденный и теоретический уровни, интеллектуальный (миропонимание) и эмоциональный (мироощущение) срезы, общую картину мира, политическую идеологию и др. Отсюда, четыре основных компонента в его сложной структуре. Какие? (11) Запишите их в таблицу.
По характеру формирования и способу функционирования выделяются два уровня мировоззрения.
(12) Сравните характеристики каждого уровня мировоззрения и укажите их основные функции, впишите в таблицу.
Философия не первичная форма мировоззрения, исторически она возникла на основе предшествующих мировоззренческих форм – мифологии и религии. (13) Заполните таблицу.
(14) В таблице на следующей странице дана только типология мифов, укажите соответствующее каждому циклу содержание, по образцу.
(15) Отличительные черты мифологического мировоззрения:
синкретизм – ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ антропоморфизм –________________________________________________________________ ________________________________________________________________ гилозоизм – ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
(16) Помимо мировоззренческой религия имеет ряд иных функций. Назовите задачи каждой.
Объединительная ________________________________________________ Культурологическая _____________________________________________ ________________________________________________________________ Нравственно-воспитательная _______________________________________ ________________________________________________________________________________
Ниже названы основные стадии эволюции философии как мировоззрения. (17) Какие концептуальные представления культуры они выражали?
Космоцентризм – _______________________________________________ ________________________________________________________________ Теоцентризм – __________________________________________________ ________________________________________________________________ Антропоцентризм – ______________________________________________ ________________________________________________________________ Наукоцентризм – ________________________________________________ ______________________________________________________________ Итак, уже в первом приближении видно, что существует принципиальное различие между мифологическим и философским знанием. Мифологическое знание, без всякого сомнения, принималось на веру и передавалось из поколения в поколение в готовом виде. Религиозное знание тоже свободно от вопрошания, а тем более от сомнения. В основе философского знания лежит рациональное начало, путём рассуждений и критического осмысления действительности его можно получить самому. Вопрошать, искать ответы и сомневаться, и снова думать, и снова искать – это и значит философствовать. Более всего характер и общая направленность мировоззрения человека определяется при решении так называемого «основного вопроса философии».
(18) Изучите таблицу. Сравните её материал с изложением этого вопроса в учебнике.
(19) «Материя первична», – что из этого признания следует? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(20) Что относят к достоинствам материализма? ________________________________________________________________________________________________________________________________
(21) Слабые стороны материализма: ________________________________________________________________________________________________________________________________
Основателем объективного идеализма считается Платон («линия Платона»). (22) Допишите концепты этого направления.
– вся окружающая действительность делится на _______________________ ________________________________________________________________ – каждая единичная вещь – воплощение _____________________________ – большую роль в преобразовании ______________________ в конкретную вещь играет Бог-Творец
– __________________ объективно существуют независимо от нашего сознания
(23) Перечислите концепты субъективного идеализма (Беркли, Юм и др.) – все существует только в __________________________________________ – идеи существуют в ______________________________________________ – образы (идеи) материальных вещей существуют _____________________ – вне ____________________________ни материи, ни духа (идей) не существует.
(24) Назовите слабую сторону идеализма.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кроме двух главных конкурирующих направлений философии – материализма и идеализма – существуют промежуточные (компромиссные) течения дуализм и деизм.
(25) Деизм – ____________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ (26) Концепты дуализма: __________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена не только гностицизмом и агностицизмом, но и эмпиризмом, рационализмом, иррационализмом.
(27) Ниже представлены основные концепты Ф. Бэкона, Р. Декарта, Ф. Ницше и А. Шопенгауэра. Какие направления они представляют? «Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях». Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков открытый и внимающий опыту – таково исходное положение этой философии. __________________ ___________________ Имя философа Направление «Мыслю, следовательно, существую». Этот тезис означает превосходство мира, познаваемого разумом, над чувственным миром. _____________________ ___________________________ Имя философа Направление
Мир со всеми его явлениями – это только его воля. С отказом от воли: «...все эти явления также исчезают… субъект и объект, все исчезает. Нет воли, нет мысли, нет мира. Перед нами только небытие». На мой взгляд, здесь один только пессимизм и уверенность в том, что воля выше познания. __________________ ___________________ Имя философа Направление
«Почти все, что мы называем «высшей культурой», основано на одухотворении и интенсификации жестокости». «Задача в том, чтобы достичь той огромной энергии величия, которая сможет создать человека будущего посредством дисциплины, а также посредством уничтожения миллионов «недоделанных и неполноценных» и которая сможет все же устоять и не погибнуть при виде страданий, тем самым создаваемых, подобных которым никогда не видели раньше». Идея «одухотворённой жестокости» сродни «эстетике убийства». __________________ _________________________________ Имя философа Направление
Любое философское исследование предполагает выбор пути и средств познания.
(28) Дайте краткую сравнительную характеристику основных методов философии.
Диалектика – ______________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Метафизика – ___________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Догматизм – ____________________________________________________ ________________________________________________________________ Эклектика – _____________________________________________________ ________________________________________________________________ Софистика – _____________________________________________________ ________________________________________________________________ Герменевтика – __________________________________________________ ________________________________________________________________
(29) Дайте определение всех структурных компонентов философского знания.
Онтология – учение о ________________________________________ Гносеология – учение о ____________________________________________ Диалектика – учение о ____________________________________________ Методология – учение о ___________________________________________ Социальная философия – учение ___________________________________ Философская антропология – учение о _______________________________
(30) Назовите задачи каждой из названных ниже функций философии. Мировоззренческая – _____________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Гносеологическая – ______________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Методологическая – ______________________________________________ ________________________________________________________________ Социальная – ___________________________________________________ ________________________________________________________________ Аксиологическая – _______________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Воспитательно-гуманитарная – ____________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Прогностическая – _______________________________________________ ________________________________________________________________
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 269; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |