Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Религиозный характер средневековой философской мысли в Европе. Апологетика и патристика
В первые века нашей эры античная цивилизация передала эстафету западной, христианской. Происходила эта смена цивилизаций в течение нескольких веков и далеко не мирно. Христианская религия стала господствующим мировоззрением в Европе, что наложило отпечаток на средневековую философскую мысль, которая была полностью подчинена догматам христианской религии. Ранние христианские общины отличались большим энтузиазмом. Их вера давала им такую душевную гармонию и самодостаточность, что никакая философия им не была нужна. Первоначально христиане воспринимались как одна из многочисленных сект в иудаизме (религии евреев), о них почти никому не было известно. Но в дальнейшем ситуация меняется. Христианство начало распространяться по всей Римской империи, что, во-первых, привело к снижению духовных качеств основной массы христиан (хотя в то же время среди них появилось много образованных людей), а во-вторых, христиане начали подвергаться гонениям за то, что они отказывались поклоняться римскому императору как божеству, а вместе с ним и всем римским богам во главе с Юпитером. Поэтому уже на этом этапе христианам стало нужно какое-то подобие философии, чтобы защищать себя от гонений. Этот первый этап средневековой христианской философии называется апологетикой (от греч. apologia – защита) и патристикой, поскольку первые христианские авторы называются отцами церкви лат. pater – отец). Они делились на две группы. Одни признавали только веру, а философию, так же, как и науку, считали порождением дьявола. Они назывались фидеистами (от лат. fides – вера). Другие же признавали философию, хотя веру все-таки ставили выше. Они назывались гностиками (от греч. gnosis – “знание”). Крупнейшим фидеистом был Квинт Септимий Флоренс Крупнейшим гностиком был младший современник Тертуллиана Ориген (185–254), живший в Александрии. С большой любознательностью мыслитель усваивал всё достойное изучения, все существовавшие философские течения. Впоследствии эти знания пригодились ему для обоснования христианского вероучения. Как личность он пользовался большим влиянием, речь его очаровывала и убеждала. Гностик был постоянно окружен учениками и целой толпой стенографов, на лету ловивших драгоценное слово, исходившее из уст почитаемого учителя. Его богословие, в отличие от богословия Тертуллиана, было философским. Ориген пытался соединить христианство с античной философией. Если фидеист полагал, что ему мешает интеллект, то Ориген считал, что быть объективным ему препятствуют чувства, и поэтому он совершил еще большую жертву, чем Тертул-
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 187; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |