Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философия Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225/26–1274) – крупнейший схоласт. Родился в Аквино близ Неаполя, был сыном графа. Получил фундаментальное образование, преподавал в Париже и Болонье.

Ко времени его жизни до Европы, наконец, дошли труды Аристотеля, его “Метафизика”. И мыслитель, синтезировав христианство с идеями Аристотеля, создал свое учение, которое по имени его создателя получило название “томизм”. Оно изложено в основном произведении Фомы Аквинского “Сумма теологий”. Это учение стало основной доктриной католической церкви и оно и сейчас остается ею в несколько видоизмененной форме под названием “неотомизм”.

Что же взял философ у Аристотеля? Прежде всего, учение о материи и форме. Фома Аквинский считал, что материя ограничена формой, а форма – материей. Бесконечен же только Бог. В его уме существует форма или “идея”, по подобию которой образуется весь мир. Так же, как и у Аристотеля, Бог представляет собой чистую форму, он – активное творческое начало. Его сущность – это его интеллект, лишь в Боге сущность совпадает с существованием. В человеке же интеллект – лишь некоторая возможность, которую человек активизирует.

Фома Аквинский придает интеллекту человека большое значение. Так же, как и П. Абеляр, он считал, что вера не должна противоречить разуму. Мыслитель формулирует пять доказательств бытия Божьего:

1. Наличие перводвигателя.

2. Наличие первопричины.

3. Наличие того, что обусловливает необходимость всего остального.

4. Необходимость существования совершенного проявления всех качеств.

5. Целесообразность природы.

Согласно Фоме Аквинскому, человек способен познавать мир при помощи разума. Таким образом, познание истины двояко – через природу и через благодать. В споре об универсалиях философ отстаивал позиции умеренного реализма, т. е. всеобщее существует трояко: “до вещей” (в уме Бога как вечные идеальные прообразы сущего), “в вещах”, получив конкретное осуществление, и “после вещей” – в мышлении человека. Первым этапом познания является чувственное познание, а затем из чувственных образов вследствие абстрагирования и обобщения возникают “умопостигаемые образы”. При этом понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют понятиям, предшествующим им в интеллекте Бога.

Но все же, хотя и “истины разума”, и “истины откровения” одинаково приводят к Богу, не все “истины откровения” подлежат рациональному доказательству: “…Человеку необходимо для своего спасения нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение” (Цит по: Мир философии: Кн. для чтения: В 2 ч. – Ч. I. / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М., 1991. – С. 483). Выше познания Бога философ ставит любовь к Богу. Именно Фома Аквинский впервые назвал важнейшими, “сверхъестественными” добродетелями веру, надежду и любовь.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Философия П. Абеляра | ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 172; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.