Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философия и наука. Сциентизм и антисциентизм

 

(Алексеев, Панин).

 

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям.

Со временем основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом и об отношении человека к миру) и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным, отъединенным и от мифологического и от религиозного сознания.

Итак, в 2 моментах своего генезиса: на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием.

Генетический аспект научности философии дополняется структурным аспектом. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе; эта информация поступает к ней по многим каналам связи: концептуальной, мезотеоретической, операциоанальной и др.

Характерный черты или признаки научного знания.

Познание обычно сравнивается с практической и ценностно-оценочной деятельностью. Познание - это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности. Это деятельность по получению, храению, переработке и систематизации информации об объектах. Знание же результат познания.

Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науке, если она отвечает определенным критериям.

1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхприродного.

2) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. В научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания.

3) Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

4) Особая организация, особая системность знания - упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории развернутого теоретического понятия.

5) Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном итоге оказываются подтвержденными.

Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии познания), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех философских системах, имеющих соответственную проблематику.

Философия есть наука, вид научного знания. Данное положение вытекает из сопоставления философии прежде всего с естественными, а не с общественными науками, а потому надо, видимо, считать, что философия в отмеченных отношениях - естественная наука, она входит (частью своей) в комплекс природоведческих дисциплин.

Вместе с тем, она и обществоведческая дисциплина. Философия изучает также и общество, а в нем соотношение коллективного (общественного) сознания и общественного бытия, специфику социального познания и т.п. Тесно связана с правоведением, экономической наукой, политологией и др., обобщая под определенным углом зрения данные этих наук.

 

Философия - гуманитарное знание (не знаю нужно или нет, на всякий случай).

В содержании философского знания можно вычленить также части, или стороны, относящиеся к гуманитарным наукам. В числе наиболее ярких в этом отношении будут концепции Паскаля, Кьеркегора, Л.И. Шестова.

Объектом гуманитарных наук является индивид, точнее, его духовный, внутренний мир, и связанный с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества.

В гуманитарном познании ученый сталкивается с живым человеческим духом. Специфическим для гуманитарных наук способом исследования человека, позволяющим проникнуть в его внутренний духовный мир, является понимание. Понимание связано с погружением в «мир смыслов» другого индивида, с постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. На этот процесс неминуемо влияют ценностно-мировоззренческие установки исследователя. Иначе говоря, в понимании познавательное отношение неотделимо от ценностного.

 

(Философский словарь).

Сциентизм - концепция, заключающаяся в абсолютизации науки в системе культуры, в идейной жизни общества. В качестве образца науки С. обычно рассматривает естественные и т. наз. точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее идейной ориентацией, С. может проявляться по-разному, с различной степенью и силой - от внешнего подражания точным наукам до абсолютизации естественных наук как единственно научного знания и отрицания философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения - неопозитивизм.

Сциентизм в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с другими науками, в отрицании философии как особой формы общественного сознания, имеющей свою специфику по сравнению с научным знанием.

В современной буржуазной (книга 1987 г.) культуре С. противостоят различные варианты антисциентизма, настаивающие на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в крайних случаях оценивающие науку как силу, враждебную подлинной сущности человека. Философию последовательный антисциентизм рассматривает как нечто принципиально отличное от науки, носящей, по его мнению, чисто утилитарный характер и неспособный подняться до понимания подлинных проблем бытия мира и человека.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Предмет и метод философии. Структура философского знания | Возникновение философии. Мифология и философия

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 231; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.