Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Вопрос 78б. Философские идеи в творчестве Л.Н.Толстого

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) занимает особое место в истории русской философии. Гениальный художник, до последних дней не оставлявший художественного творчества, Толстой был в то же время глубоким, хотя и односторонним мыслителем. Никто не мог сравниться с Толстым в выразительности развития идей. Подобно другим русским мыслителям, Толстой все подчиняет морали, но это уже не «примат практического разума», это настоящий «панморализм». Толстой жестоко расправляется со всем тем, что не укладывается в русло его концепции. Постоянное искание «смысла жизни». Его нельзя понять вне России и вне Православия, хотя он упрямо и ожесточенно боролся с Православной Церковью.

Индивидуалист, отбрасывавший все, что ему было чуждо, он был самым сильным и ярким выразителем в России философского имперсонализма. Будучи последователем Руссо в критике культуры и в воспевании «естественных» движений души, он всю вторую половину жизни трудился над чисто рациональным решением проблемы жизни.

Наибольшее влияние оказали Руссо и Шопенгауэр.

Этические искания.К идеям Толстого применима характеристика «панморализма». Этика не только не растворяется в учении о бытии, но, наоборот, стремится преобразовать науку и философию, подчинив их этике. Острый рационализм, но есть и нечто иррациональное. Это не простой этический максимализм, а некое самораспятие. Толстой был мучеником своих собственных идей, разрушавших его жизнь, его отношения к семье, к близким людям, ко всей «культуре». Тирания одного духовного начала в отношении всех других сфер жизни.

Толстой был религиозным человеком в своих этических исканиях. Жажда подлинного и безусловного добра. В свете исканий «безусловного блага» раскрылась перед Толстым вся зыбкость и потому бессмысленность той безрелигиозной, не связанной с Абсолютом жизни, какой жил и живет мир. Этическая позиция Толстого – искание мистической этики. Основная моральная заповедь, лежащая в основе конкретной этики у Толстого - «о непротивлении злу силой», - носит совершенно мистический, иррациональный характер. Сознание этой заповеди предполагает другое понятие, другое измерение разумности, чем то, какое мы имеем в нашей жизни. Мистическая природа этого «невидимого сознания», этой высшей разумности. Категорическое отвержение личности – имперсонализм. Имперсонализм – основа учения Толстого.

Антропология.Сознание нашей отдельности, личное самосознание в точном смысле слова является, по Толстому, связанным лишь с фактом нашей телесной отдельности. Однако сама эта сфера телесности с ее множественностью и делимостью является бытием призрачным, нереальным.

Толстой различает в личности ее индивидуальность («животная личность»), от личности, живущей «разумным сознанием». В последнем случае Толстой признает наличие некоторого момента своеобразия. В учении о «разумном сознании» Толстой двоится между личным и безличным его пониманием. С одной стороны, «разумное сознание» есть функция «настоящего и действительного «я», как носителя своеобразия духовной личности; с другой стороны, разум или разумное сознание имеет у Толстого все признаки «общемировой, безличной силы».

У Толстого нет учения об индивидуальном бессмертии, он учит о бессмертии духовной жизни, если угодно, о бессмертии человечества.

Свое мистическое учение об «истинной жизни» Толстой называет учением о «разумном сознании». Противоречия Толстого связаны с религиозным сознанием. Расхождение Толстого с Церковью – роковое недоразумение.

Философия культуры.Категорическое отвержение системы секулярной культуры. Государство, экономический строй, социальные отношения, судебные установления – все это в свете религиозных взглядов Толстого лишено всякого смысла и обоснования. Толстой приходит к мистическому анархизму. Нетерпимость к красоте. Добро не имеет ничего общего с красотой. Роковая, демоническая сила искусства ( в особенности музыки) отрывает его от добра.

Ложь современной ему науки Толстой усматривал в том, что она не ставит в центре своих исследований вопрос о путях жизни, о смысле ее. Современная наука, по Толстому, обладает массой ненужных знаний – о химическом составе звезд, о происхождении видов и человека и др.

Основная беда современности, всей культуры, по Толстому, - распад ее на ряд независимых одна от другой сфер. Толстой ищет религиозного построения культуры., но сама его религиозная позиция трактуется исключительно в этических терминах. Не синтез, не целостное единство духа выдвигаются им в противовес современности, а лишь одна из сил духа (моральная сфера).

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Вопрос 78а. Философские идеи в творчестве Ф.М.Достоевского | Метафизика. Учение об Абсолюте

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 249; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.